Теплый прием

У сибирских девелоперов пополнение Одна из основных тенденций уходящего года — приход федеральных девелоперов в регионы. Похоже, она сохранится и в будущем году. Как стало известно «КС», крупнейший московский игрок на рынке выставочного бизнеса — группа компаний Crocus (Москва) — в ближайшие три года намерена построить в Новосибирске самый большой за Уралом выставочно-гостинично-торговый комплекс общей площадью более 200 тыс. кв. м. Это первый опыт выхода компании за Урал. Новосибирские власти одобрили эскиз проекта и дали согласие выделить компании земельный участок площадью более 42 га. Новосибирские строители уверены, что со строительством выставочного комплекса Crocus не прогадает. А вот актуальность заявленной в проекте высотной гостиницы вызывает у экспертов сомнения. Группа компаний Crocus (Москва) основана Арасом Агаларовым в 1989 году. В ее состав входят Crocus Bank, деловой и торговый центр Crocus City (площадь 90 га), выставочный центр Crocus Expo, сеть универсальных магазинов «Твой Дом», Crocus City Mall, Crocus Fashion Retail, кондоминиум Agalarov House и резиденция Agalarov Estate. В 2007 году сразу несколько крупных московских девелоперских компаний заявили о своем интересе к реализации проектов в регионах Сибири. Одной из последних в этом году стала новость о желании работать в Новосибирске группы компаний Crocus. На фото — президент ЗАО «Крокус Интернэшнл» Арас Агаларов с дочерью. Фото ИТАР-ТАСС О новосибирском проекте Crocus «КС» рассказал начальник Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии, главный архитектор Новосибирска Валерий Арбатский: «Комплекс будет состоять из двух зон. Первая — это выставочный комплекс с огромным залом заседаний, ориентировочно на 3 тыс. мест. Такого зала не только в Новосибирске, но и вообще за Уралом нет. Здесь же будет построена высотная гостиница. Вторая зона — торговая. Общая площадь комплекса — более 200 тыс. кв. м, под него выделен участок в 42,237 га в прибрежной зоне реки Оби на левом берегу в районе коммунального моста. Все предварительные решения приняты. Эскизные проработки мы на градостроительном совещании согласовали. Сейчас все будет зависеть от застройщика, насколько он оперативно и в достаточном объеме развернет проектирование и выход на площадку». По словам господина Арбатского, строительство комплекса позволит реализовать давнюю идею открытия новой станции метро «Спортивная» между станциями «Речной вокзал» и «Студенческая». Власти считают, что проект Crocus будет реализован в течение двух-трех лет. В группе компаний Crocus пока не удалось получить полноценного комментария: в компании корреспонденту «КС» заявили, что «человек, который отвечает за новосибирский проект, сейчас находится в Америке, а кроме него комментировать СМИ ход реализации проекта никто не уполномочен». Участники новосибирского рынка недвижимости уверены, что со строительством выставочного комплекса Crocus точно не прогадает. «Выставочный комплекс городу нужен. Единственный заметный игрок на этом рынке — «Сибирская ярмарка« — занимает площади, которые не приспособлены для выставочного бизнеса. Там тесно и неудобно. В то же время выставки пользуются большим вниманием властей и бизнеса», — говорит генеральный директор СК «СтройМастер» Михаил Остроменский. «Несомненно, месторасположение участка под данный проект можно охарактеризовать как удачное. Близость к центру как правого, так и левого берега, близость к метро и транспортным потокам. Городу нужен достойный выставочный комплекс, без сомнения. Насколько большой и как он будет окупаться — вопрос гораздо более дискуссионный», — вторит коллеге директор по маркетингу и сбыту ЗАО «Строитель» Сергей Агамян. В то же время потребность города в высотной гостинице эксперты ставят под сомнение. «Как такового дефицита гостиничных мест в Новосибирске нет. Отели наполняются только в отдельные периоды, когда происходит наплыв приезжих на какие-то масштабные региональные мероприятия. К тому же за последние три года стоимость номеров росла на 5–10% в год, то есть меньше инфляции. Для того чтобы гостиница была рентабельной, среднегодовая заполняемость должна быть на уровне 65–70%, а для Новосибирска это очень высокий и труднодостижимый показатель», — констатирует господин Остроменский. «Гостиница будет рентабельна только в задуманном Crocus’ом комплексном решении. Сам по себе отель в таком месте был бы малоинтересен. Тем более что в ближайшие два года в Новосибирске будут построены две четырехзвездочные гостиницы, которые полностью закроют потребности Новосибирска в такого рода услугах. Останется актуальной лишь гостиница в пять звезд, но не более чем на 100 номеров», — комментирует «КС» генеральный директор гостиницы River Park Ob Hotel Олег Торопкин. По оценкам аналитиков, общие инвестиции в проект составят $300–400 млн, учитывая среднерыночные затраты на гостиницу в пределах $2–3 тыс. на 1 кв. м, на торгово-выставочный комплекс — в пределах $1–1,2 тыс. Срок окупаемости комплекса — около 10 лет. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ