«Ножки Буша», идите домой!

Новосибирцам хватит своей курятины
Запрет ввоза в Россию «ножек Буша» и раздутая вокруг этого шумиха преподносится в некоторых СМИ как торговая курино-стальная американо-российская война. Все эти шумовые эффекты делаются для того, чтобы увести от главного вопроса - о продовольственной безопасности России и ее граждан - таково мнение участников «круглого стола», прошедшего на минувшей неделе в редакции «». В работе его приняли участие Николай Романовский, начальник отдела департамента АПК администрации Новосибирской области, Александр Коротаев, президент «Новосибптицесоюза», Константин Аргунов, директор ЗАО «Нечаевское», Андрей Чуркин, генеральный директор ОАО «Новосибирская птицефабрика», Сергей Доровский, исполнительный директор ЗАО «Октябрьская птицефабрика»
«Круглый стол» открыл редактор газеты «» Леонид Каурдаков:
- Мы рады приветствовать капитанов птицепрома в редакции нашей газеты. Вы знаете, какую беспрецедентную атаку на нашего потребителя развернули некоторые СМИ, пытаясь убедить россиян, и сибиряков в том числе, что без американских куриных ножек, без куриного амерканского мяса Россия просто с голоду умрет. Я надеюсь, что вместе с вами мы найдем ответы на вопросы: в состоянии ли новосибирский птицепром обеспечить качественной продукцией нашего потребителя, чем отличается наша отечественная продукция от той, что нам так интенсивно везут из-за океана, что может сделать власть в этой, что и говорить, удобной для наших товаропроизводителей ситуации?
- Давайте сначала обсудим такой вопрос - что творится сегодня на рынке куриного мяса в Новосибирской области? Способны ли мы накормить мясом птицы себя сами?
А. Г. Коротаев: Должен заметить, что мясное птицеводство - отрасль скороспелая. На откорм бройлера до стандартной массы уходит 35-40 дней. В прошлом году в нашей области произведено 831,6 миллиона штук яиц и 15655 тонн мяса птицы, из них бройлеров 10314 тонн. Если взглянуть на лучшие показатели прошлых лет, то нетрудно заметить, каков потенциал нашей птицеводческой промышленности. В 1990 году мы производили мяса птицы 32746 тонн, в том числе бройлеров 26102 тонны. В 2001 году в Новосибирскую область было завезено 21000 тонн импортной курятины - из США, Франции, Бразилии, Венгрии. В то же время мы до 20 процентов мяса птицы и до 40 процентов яиц вынуждены продавать за пределами области.
- Через два месяца американские окорочка исчезнут с рынка. Готовы ли новосибирские птицеводы увеличить производство мяса, восполнить его дефицит и занять нишу на рынке отечественной продукцией? Есть ли концепция развития птицеводческой отрасли в Новосибирской области?
А. Г. Коротаев: Мы, практически не принимая никаких мер, можем накормить свою область сами. Повторю еще раз: в 1990 году мы производили почти 33 тысячи тонн мяса птицы. Несмотря на огромный дефицит в продуктах питания, куры свободно лежали на прилавках магазинов, и 50 процентов мяса птицы вывозилось в разные регионы СССР. А в минувшем году произведено почти 16 тысяч тонн мяса птицы. При благоприятных условиях сбыта продукции, некоторой финансовой помощи администрации области мы имеем возможность на имеющихся площадях наших птицефабрик за короткое время увеличить производство мяса бройлеров на 8 тысяч тонн. По заданию администрации области нами под руководством профессора А. Г. Незавитина разработана программа развития птицеводства Новосибирской области до 2005 года, в которой предусмотрен рост объемов производства птичьего мяса в два раза - до 30 тысяч тонн. Эта программа сейчас находится на рассмотрении в департаменте сельского хозяйства. Кроме того, в моих данных не учтена солидная прибавка птичьего мяса, производимого а различных фермерских, крестьянских и подсобных хозяйствах области, не входящих в нашу систему. Исходя из сказанного, дефицита мяса при отсутствии американских окорочков мы не ожидаем. И примем все зависящие от нас меры по увеличению производства птичьего мяса.
А. А. Чуркин: Почему птицепром сегодня не может выйти на те объемы мяса птицы, которые могут накормить Россию? Ответ на этот вопрос прост: потому что рынок переполнен импортным мясом. А вот каким? США вывозит в Россию так называемое «серое» мясо - ножки, крылья, то есть рабочие части птицы. А грудки, «белое» мясо, ценную и более калорийную часть оставляет у себя. Пока политика нашего государства по отношению к отечественному товаропроизводителю не изменится, проблема не сдвинется места. Нас постоянно вытесняют с рынка. Из общего объема реализованного на российском рынке мяса птицы, равного 2194,6 тысячи тонн, более 60 процентов или 1334,6 тысячи тонн поступили из-за рубежа.
- По своим вкусовым качествам отечественная курятина действительно выгодно отличается от импортной - скажем, от тех же «ножек Буша». Почему наше куриное мясо намного вкуснее?
К. К. Аргунов: Все дело в кормах. Отечественный птицепром работает на качественных кормах и производит диетическое, экологически чистое мясо птицы.
А. Г. Коротаев: Для скороспелости птицы производители многих стран, в том числе и США, применяют стимуляторы роста - анаболики. Мы их не применяем. При откорме птицы для улучшения сохранности ее поголовья в США применяется большое количество антибиотиков, которые из-за короткого времени откорма птицы из ее организма не выводятся, что может оказывать непредсказуемое воздействие на человека. В США внедрено вакцинирование птицы от сальмонеллеза, поэтому контроль за качеством мяса у них снижен. В России же контролирующие органы предъявляют очень высокие требования к качеству куриного мяса. Кроме того, у нас на каждой птицефабрике есть государственный ветинспектор, который отслеживает качество продукции. И наша продукция отличается высоким качеством. Взяв все лучшее от западных стран - кроссы птицы, кормление, технологию выращивания, мы не используем те элементы откорма и забоя птицы, о которых я сказал.
С. А. Доровский: Почему еще качество отечественной птицы выше? Во-первых, американцы, чтобы увеличить срок хранения до двух лет, применяют консерванты, которые влияют и на вкус, и на здоровье. Во-вторых, что такое замороженные в блок окорочка? Их перед продажей надо разморозить. А те, кто работают с ними на рынке, вероятно, делают это не один раз. При этом теряются не только вкусовые качества мяса, но и полезные вещества, которые вымываются вместе с соком. А мы же реализуем мясо кур в индивидуальной упаковке, причем поставляем его потребителю и в охлажденном виде, поэтому оно намного вкуснее. Здесь уже мои коллеги говорили, что качество мяса зависит от качества кормов. Российская Академия сельскохозяйственных наук выпускает журнал «Птица и птицепереработка». И вот что говорится в одной из его статей по данной проблеме. «Большая часть мясных продуктов (имеется в виду западных), выращенных на генетически измененных кормах, не проходит никакой регистрации и стоит значительно дешевле». В Россию часто поступают продукты, отвергнутые американскими и европейскими органами здравоохранения. «Генетически измененные растения вызывают мутацию питающихся ими животных». А что такое мутация птицы? Не влияет ли она на здоровье людей? А если наши дети будут есть такие окорочка, не произойдет ли мутация с ними, что дальше будет с россиянами? Детям, я считаю, вообще нельзя есть такие продукты.
А. А. Чуркин: В Европе нет ни одного килограмма американских окорочков.
Н. В. Романовский: Поэтому-то российская ветслужба так остро и ставит этот вопрос - о запрете ввоза американских окорочков, накачанных стимуляторами и имеющих сомнительное качество. И проверяет их на наличие антибиотиков, содержание красителей в блоках, использование хлора при обработке тушек и по целому ряду других важных параметров, связанных с непосредственным влиянием на здоровье человека. Америка очень активно использует антибиотики. В России, как и в странах Европейского Союза, при откорме птицы антибиотики запрещены. Делается это в целях охраны здоровья.
- Если продукты питания содержат остаточное количество антибиотиков, то повышается риск снижения иммунитета, возникновения тяжелых аллергических реакций у людей, питающихся этими продуктами. Здесь возникает и другой вопрос - интересно, проводились ли нашими учеными исследования, сколько нужно съесть отечественной курятины, чтобы насытиться, и сколько тех же «ножек Буша»?
Н. В. Романовский: Ученые должны нам сказать-мясо ли вообще эти окорочка?! Как это можно за три минуты сварить мясо? Разве нашу диетическую курочку сваришь за три минуты? Ее мясо даже по внешнему виду отличается от окорочков - они желтые, жирные за счет анаболиков, косточка на срубе у них черная, у российских же ножек - розовая, мясо нежное, кожа белая. Я считаю, что уж лучше переплатить два-три рубля и купить нашу курочку, чем американские окорочка. Как известно, что недоплатишь мяснику, то переплатишь аптекарю.
- Николай Владимирович, вы затронули очень важную тему - о ценах на отечественное и импортное мясо. Как добиться удешевления российской курятины и возможно ли это?
К. К. Аргунов: В прежние доперестроечные времена все привыкли к тому, что мясо птицы стоило дороже говядины или свинины. Но тогда давали оборотные средства, дотации были государственные порядка 30 процентов от себестоимости. Сегодня свинина и говядина стоит намного выше мяса птицы. Даже рыба и та стоит больше курятины. Птицеводство - очень энергоемкая и теплоемкая отрасль, требующая больших вложений на развитие. Когда бройлерное производство только начало развиваться, то были существенные вливания государства. Чтобы сегодня восстановить прежние обороты и объемы в птицеводстве, тоже нужны деньги. Сегодня покупатель не должен бояться цены на отечественную курятину, наше производство очень затратное, зато наше мясо диетическое, экологически чистое.
А. А. Чуркин: Мы слышим, что американцы, работая по прогрессивным технологиям, могут поставлять нам окорочка по 70 центов. Но это «серое» мясо. И нигде не говорится, что белое мясо стоит у них по три доллара. Если сложить эти две цифры и перевести на наши деньги, то получается 120 рублей. Представляете, если бы мы продавали килограмм курятины по такой цене! Мы боролись, боремся и будем бороться с импортом куриного мяса. К сожалению, правил игры на нашем рынке не существует. Государственной поддержки отечественного товаропроизводителя на федеральном уровне нет - и это главная наша проблема.
- В 2001 году россияне съели импортного продовольствия на 10 миллиардов рублей, а это годовая поддержка Америкой своего АПК. Получается, что мы, россияне, поддерживаем американских фермеров, американскую птицеводческую отрасль, но не свою отечественную.
А. А. Чуркин: США правильно делают, что заботятся о своих гражданах, о своих фермерах. И возникет вопрос, почему же наше правительство об этом не думает? Евросоюз уже дважды возбуждал иски к американцам, поскольку американские экспортеры пользуются огромными преимуществами - правительство четко освобождает их от налогов и пошлин, интенсивно дотирует птицеводство. На основании этого Евросоюз выставил им в прошлом году иск на четыре миллиарда долларов.
А. Г. Коротаев: Цена на мясо бройлеров конечно же будет дороже «окорочков Буша». Америка очень серьезно дотирует свое сельское хозяйство. Кстати, Китай, Венгрия, Украина, Киргизия, Молдавия для поддержки своих сельхозпроизводителей отказались от закупа птичьего мяса в США. Что же делает наше государство, чтобы защитить отечественных товаропроизводителей? А вот что. Во второй части налогового кодекса введено дополнение, в котором предусматривается введение налога на прибыль в размере 24 процентов. Для сельского хозяйства это совершенно губительное новшество, оно никогда такой налог не платило. Эти 24 процента свалились на нас как снег на голову. Наши руководители дошли до абсурда, записав в этом законе, что не признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями «предприятия индустриального типа - птицефабрики, животноводческие комплексы, тепличные комбинаты» и другие. Такой вот абсурд! Месяц назад я был в Москве на совещании Птицесоюза. Было написано очень серьезное письмо, которое подписали птицеводы, звероводы и работники других отраслей сельского хозяйства. У себя в Новосибирске мы сделали также запрос Леонову. Для нас 24 процента налога на прибыль - это огромные деньги, которые можно было бы пустить на развитие.
А. А Чуркин: У нас нет национальной политики. Все страны мира свою политику направляют на поддержку своего товаропроизводителя.
К. К. Аргунов: Мы же никакой поддержки из федерального бюджета не имеем. Прежде получали дотации на корма, сейчас и этого нет. А ведь корма в структуре себестоимости продукции занимают 60 процентов и 20 процентов энергоносители, которые у нас самые дорогие по сибирскому региону.
А. Г. Коротаев: А НДС как нас посадил! Некоторые предприятия были на грани остановки. Нужны именно федеральные законы, защищающие сельхозпроизводителя. Да, у нас есть российская концепция развития птицепрома, но защита российского товаропроизводителя в ней не предусмотрена.
А. А. Чуркин: С введением 24-процентного налога на прибыль нам невыгодно будет работать, и птицеводы вынуждены будут сокращать объемы производства. Нам гораздо экономически выгоднее будет приобретать «ножки Буша» и продавать их. Я полагаю, что так и будут все делать. Потому что, кому нужно это геройство! С кем и почему мы должны бороться?
С. А. Доровский: Очень больной вопрос для нас энергоносители. Почему в Новосибирской области из всех регионов Сибири у нас самая высокая цена за электроэнергию? Почему в Тюмени, в Кузбассе, в Свердловской области стоимость энергетики ниже? Для птицеводства электроэнергия нужна как воздух. Ведь цыпленка надо посадить при температуре 33 градуса, надо нагреть огромные помещения для выращивания птицы. Почему никто не решает эти проблемы?
А. Г. Коротаев: Каким образом можно снизить себестоимость? Снижением потребления электроэнергии. Но рост цен на энергоносители перекрывает все наши усилия по их экономии. Сегодня еще одна беда надвигается на нас - старение технологического оборудования. Мы предпринимаем определенные шаги, чтобы поддерживать его. Но все же в решении этой проблемы мы рассчитываем на поддержку властей. Нам обязательно нужны лизинговые поставки оборудования. Пока мы ни на каком уровне не можем это доказать. Почему по лизингу мы получаем только трактора и комбайны? У нас уже есть печальный опыт, когда технологическое оборудование от старения буквально падало. Это проблема всей птицеводческой отрасли. И это нешуточный капитал. В настоящее время комплект отечественного оборудования стоит порядка 4-4,5 миллионов рублей, а импортного около 10 миллионов рублей. Как развиваться предприятиям птицепрома без нового оборудования? И еще об одной проблеме хотелось бы сказать - нам надо научиться продавать свою продукцию. Сбыт ее - наша ахиллесова пята. Нас давит импорт. К тому же на рынке появляются конкуренты из соседних областей - Омска, Красноярска. А вот попробуйте наше мясо продвинуть в соседние области - там такие барьеры воздвигают! Всячески стараются наших товаропроизводителей вытеснить с рынка. Открывать свои фирменные магазины опять-таки не выгодно, потому что ввели налог с продаж четыре процента. А как тогда снизить стоимость куриного мяса, как избавить потребителя от этих высоченных торговых накруток? Получается замкнутый круг.
Н. В Романовский: Вообще это не дело потребителя - продавать свою продукцию. Его забота - вырастить ее. Американские же птицеводы не продают сами, там есть кому продавать. Пусть и у нас торгуют те, кто занимается ввозом тех же окорочков. Если «ножкам Буша» поставить заслон, то работники сферы торговли нашу птицу будут продавать.
- А можно ли, на ваш взгляд, создать заслон импорту мяса птицы в отдельно взятом регионе, области, как это сделали, например, в свое время свердловчане?
А. А. Чуркин: Свердловская область - лидер российского птицепрома. Там очень мощная птицеводческая база, крупные предприятия. Но их запрет на ввоз импорта был незаконным и уже отменен.
А. Г. Коротаев: Наша область по производству мяса птицы занимает 18 место в России, а по яйцу - шестое.
С. А. Доровский: Я был три недели назад в Свердловской области. У них намного дешевле энергетика. Все птицефабрики работают на газе, а один киловатт-час электроэнергии стоит 40 копеек, а в Новосибирской области 61. Почему? Вот и получается, что нам калория обходится в четыре-пять раз дороже, чем в Свердловске.
А. Г. Коротаев: У нас много потерь в птицепроме. Мы сумели поднять только Новосибирскую птицефабрику.
А. А. Чуркин: Что касается нас, то мы в прошлом году получили инвестиционный кредит в 12 миллионов рублей, выиграв его по конкурсу.
А. Г. Коротаев: Я не знаю, сколько продержится наше правительство в этой куриной войне. Такой сильный нажим пошел. Ведь американцы более 50 процентов своей продукции поставляют за пределы своей страны. Но политической подоплеки в этом вопросе нет. Здесь все-таки главное - забота о здоровье нашего человека. Российское птицеводство, в том числе и наше новосибирское, способно накормить население качественной диетической продукцией. Я считаю, что любое правительство должно поддерживать в первую очередь своего отечественного товаропроизводителя.
- Хотелось бы поблагодарить руководителей новосибирского птицепрома за участие в работе «круглого стола» и пожелать успехов в работе.
Вела «Круглый стол» Александра ПОПОВА, «»
Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ