Пока пустые интерьеры

Российский рынок мебели аналитики уверенно называют одним из самых сложных: цифры продаж говорят о медленной, неуклонной стагнации. Однако ситуация в регионах внушает оптимизм — здесь спрос пока далек от насыщения. Оптовики и представители розницы уверенно называют ниши «пока незаполненными, но очень перспективными». Покупательская потребность в качественной мебели растет, а значит, до застоя на региональном мебельном рынке пока далеко. Совместно с участниками рынка мебели «КС» попытался обозначить «свободные зоны». Мебель для дома Заместитель директора по развитию сети салонов CONSUL Константин Филимонов уверен, что приход в Новосибирск новых крупных компаний даст новый толчок к развитию рынка. Фото Михаила ПЕРИКОВА На новосибирском мебельном рынке достаточно широко представлена мебель как российского, так и импортного производства. В секторе потребительских предпочтений лидирует Италия. Как правило, крупные поставщики работают с несколькими или даже десятками производителей. При условии достаточно крупного заказа они предоставляют скидки, кредитные программы, поэтому для региональных магазинов возить импортную мебель из Москвы оказывается выгоднее, чем напрямую. Однако местные мебельщики и особенно потребители единодушны: при всем географическом разнообразии наблюдается поразительное единство стилевых решений. «Это касается и цен, — комментирует маркетолог мебельного рынка агентства KS-Date (Москва) Марина Овсянникова. — Большинство салонов ориентируется на некий «средний уровень«. В результате покупателям просто не из чего выбирать. Удивительно, что креативных решений не предлагают даже компании, специализирующиеся на изготовлении мебели на заказ, — тиражируются наиболее популярные модели, самые востребованные материалы и цвета». На прошедшей осенью 2005 года мебельной выставке именно безликость представленной во многих салонах мебели отмечали компании из других регионов, планирующие работу в Новосибирске. «Вопрос может быть как в консервативности потребителей, так и в осторожности продавцов мебели, — комментирует заместитель директора по развитию сети салонов CONSUL Константин Филимонов. — Привозить «на свой страх и риск« что-то оригинальное, рисковать деньгами решатся немногие. В результате наш мебельный рынок очень отличается от, например, московского. Новинок, интересных нетрадиционных решений, модных мебельных тенденций тут практически нет». Однако многие операторы уверены, что новинки на новосибирском рынке просто не будут востребованы. «Сегодня популярна классика, — рассказывает менеджер Галереи Xilema Софья Вотчал. — Это яркая тенденция последнего времени, раньше покупателей больше интересовали оригинальные формы и решения. Кстати, если еще два года назад покупатели приходили в салон с журналом и требовали мебель, изображенную на картинке, сегодня они подходят к процессу приобретения обстановки более творчески. Все чаще к оформлению интерьера привлекаются дизайнеры, и мебель покупается в соответствии с общей интерьерной концепцией». В мебельных салонах отмечают устойчивое увеличение спроса на качественную мебель ценовой категории «выше среднего». «На «премиум« спрос достаточно небольшой, однако стабильный, — отмечает Марина Овсянникова, — а вот менее дорогой сектор сегодня очень востребован». Помимо итальянской мебели, в этом секторе все чаще выступают и российские производители. Причем мебель российского производства любимого народом «итальянского стиля» отличается достаточно высоким качеством. Что касается стоимости, то из-за роста цен на комплектующие импортного производства отечественная мебель теряет свое основное преимущество. Однако, по мнению аналитиков рынка, ситуацию нельзя назвать удручающей — вопрос качества все чаще выходит на первый план, особенно в среднеценовом секторе. А качество российской мебели потребители отмечают как достаточно высокое. Свободных ниш на рынке «мебели для дома» довольно много. «Например, мебель для молодой семьи — то, чем сильна IKEA, — говорит Софья Вотчал. — Мебель лучшего качества есть у итальянских производителей, однако в городе она почти не представлена». «В отличие от офисной мебели продавцы мебели «домашней» не предлагают комплексных решений, клиенты часто собирают мебель и предметы интерьера «поштучно« из разных салонов, — считает Марина Овсянникова. — Ставка делается на представленность продукции компаний-производителей, а не на потребности покупателей». «Большинство наших крупных мебельных магазинов страдает от отсутствия концепции, — считает директор магазина «Мебель из Петербурга» Юрий Рощупкин. — В лучшем случае для разных производителей выделены отдельные небольшие зоны, но разделить мебель по категориям, стилям никто не удосуживается. Даже если не оглядываться на Москву, недалеко от нас, в Красноярске, есть концептуальные мебельные супермаркеты (например, «7 слонов» или «Командор«) — там на площади в 3–6 тыс. кв. м каждому производителю отведено достаточно места, чтобы сделать интересные продуманные экспозиции, представить лицо марки». Обставим офис дешево Именно сектор офисной мебели московские производители и продавцы считают наиболее выгодным для региональной экспансии и, соответственно, более уязвимым для местных игроков мебельного рынка. Причем некоторые московские компании, уже представленные в регионе, сегодня переходят от дилерских отношений к дистрибутивной политике. «Этап экстенсивного развития дилерских сетей закончился», — комментирует заместитель генерального директора по продажам компании «Камбио» (Москва) Яна Шамбер. «Главное, что наш потребитель уже знает — отечественная продукция по качеству не отличается, а иногда и превосходит импортные аналоги и стоит при этом дешевле, — уверен коммерческий директор компании «Феликс« (Москва) Вадим Кузнецов. — При изменении рыночной конъюнктуры покупатель придет именно к нам, так как зарекомендовавшие себя отечественные компании в состоянии предложить не только высокое качество продукции, но и хороший сервис». «Нельзя сказать, что с выходом крупных федеральных компаний конкуренция на рынке чрезмерно обострилась, — считает Константин Филимонов. — У них своя политика работы, у нас — своя. Возможно, новые опытные игроки только дадут рынку дополнительный стимул для развития. В результате все компании будут в выигрыше». Однако помимо серьезных компаний федерального уровня в регионе достаточно часто появляются и случайные игроки. «Проблема последнего года — огромное количество фирм-однодневок, чаще всего московских, — говорит менеджер по продажам компании UniFox Марина Криулина. — Причем это характерно не только для Новосибирска — подобные жалобы поступают со всего региона. Компании возникают и исчезают очень быстро, а клиент остается с проблемами нехватки комплектующих или недопоставками заказанной мебели». Однако взаимоотношение с подобными фирмами-однодневками — удел небольших компаний, стремящихся обставить офис «немедленно и максимально дешево». Крупные заказчики все чаще ориентируются на надежных поставщиков с максимально широким ассортиментом. «Оптимальное решение сегодня — ориентация на комплексное обслуживание, именно на это нацелены многие крупные компании», — уверен Константин Филимонов. Большинство компаний, продающих офисную мебель, работает «под заказ», а учитывая, что мебель заказывается из Москвы, сроки ожидания существенно увеличиваются. «Компании, имеющие собственные склады и возможность постоянно держать на них товарный запас, выиграют, даже если в этом будет состоять их единственное преимущество, — считает директор компании «Мебель-Стиль« Оксана Арменова. — К сожалению, большинство небольших фирм предпочитает сэкономить именно на этом важном пункте». Однако по мнению других участников рынка, держать на складе в Новосибирске огромный товарный запас просто бессмысленно. «Наш ассортимент — более 15 тысяч наименований, и он постоянно увеличивается, — рассказывает руководитель отдела корпоративных продаж салона офисной мебели «Соло» Антон Пинтусов. — И хотя в московском офисе у нас действует программа «Офис за три дня«, подразумевающая обстановку офиса именно в этот срок, для регионального клиента ожидание заказанной мебели увеличивается до 15 дней. Конечно, не всем клиентам это нравится. Однако все чаще заказчики относятся к обстановке офиса серьезно, и тогда мы начинаем работу с крупными клиентами на этапе строительства. В этом случае мы получаем возможность спроектировать клиенту правильно организованный, учитывающий все потребности клиента офис. При таком подходе работа может занять три-четыре месяца, а то и больше, но клиент получает именно то, что ему нужно». И покупатели, и продавцы достаточно высоко оценивают качество мебели от московских, белорусских, украинских производителей, подчеркивая и современный дизайн, и отсутствие рекламаций, и конкурентоспособные цены. Однако это касается в первую очередь корпусной мебели. Стулья и кресла в Новосибирск в основном поставляются из Тайваня, Китая, Германии, Польши. «Неплохие стулья привозят с Украины, из Москвы. А вот стулья новосибирского производства на порядок хуже», — говорит Константин Филимонов. К офисной мебели новосибирского производства отношение вообще неоднозначное. «Многое зависит от функций, которые покупателю нужны от мебели, — считает Марина Овсянникова. — Например, небольшой офис, арендованный с расчетом на скорый переезд, обставить недорогой корпусной мебелью местного производства вполне логично. Она честно отработает свой срок. Но на долгосрочные имиджевые проекты она не рассчитана». Большинство продавцов мебели настроено к местным производителям более критично. «К сожалению, новосибирские производители пока не понимают, что рынок ушел вперед, покупатели уже не удовлетворяются низкой ценой — их интересует по-настоящему хорошая мебель», — комментирует Марина Криулина. Существенная часть местных производителей — предприятия, занимающиеся «гаражной сборкой» мебели, мелкие полуподпольные производства. «Ценовым демпингом «гаражники« оказывают медвежью услугу прежде всего своим покупателям, — считает Антон Пинтусов. — Да и себе тоже: продавая не соответствующий стандартам товар, невозможно построить длительные отношения с серьезным клиентом». По мнению многих продавцов мебели, именно такие полукустарные производства мешают развитию местного мебельного рынка. Однако некоторые не видят перспектив для развития местного мебельного производства. «Сибирские производители мебели — как офисной, так и предназначенной для дома — никогда не смогут на равных конкурировать с крупными компаниями европейской части страны, — уверен один из участников мебельного рынка. — У «европейцев« все комплектующие под боком, за счет масштабов производства они получают специальные скидки, кредитные программы. А в Сибири и стоимость основных фондов выше, и комплектующие из Европы обходятся слишком дорого, проще закупить китайские, а эффекта масштаба не получается — спрос на местном рынке ограничен, а для того чтобы выйти за его пределы, нужны огромные деньги». При этом возможности для завоевания своей, пусть небольшой рыночной ниши у местных производителей все же есть. «Проблема в том, что для создания действительно конкурентоспособного производства нужны капитальные вложения и полное переосмысление всего производственного процесса, — говорит Константин Филимонов. — Это действительно дорого, и вряд ли кто-то из новосибирских компаний сегодня решится на это. Думаю, ожидать перемен в этом секторе рынка пока рано». Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ