- 1024px
- 1280px
Доходная красота
Профиль — свободные ниши «Сектор красоты» и маркетологи, и участники рынка дружно называют одним из самых перспективных направлений. Причем в отличие от многих рыночных ниш этот сектор достаточно лоялен к новичкам. Ценовые рамки его тоже весьма пластичны — минимальный порог инвестиций вполне доступен даже для неофитов рынка. Почему же новые игроки не спешат осуществить мечту опытных операторов об открытии салона в каждом доме? «Основная проблема этого в общем-то несложного бизнеса — в том, что люди, открывающие салон, не ставят перед собой четких целей, — считает владелица салонов «Только ты» (Абакан) Лариса Семенова.
— У них нет видения будущей клиентуры, нет прописанного бизнес-плана. К тому же владельцы салонов — в основном бывшие мастера. Опыт административной работы у них отсутствует в принципе, да они его и не стремятся получить. Франшизу приобрести — очень дорого, а грамотных специалистов, способных «поставить бизнес«, на рынке практически нет. Так что выживают те, кто изначально правильно рассчитал свои силы». Сколько стоит салон Новичку имеет смысл ориентироваться на салон с преобладанием парикмахерских услуг — это более доступный в финансовом смысле вариант. Минимальные вложения в аренду помещения и закупку необходимого оборудования владельцы салонов оценивают в 200 тыс. рублей. Все необходимое оборудование можно приобести в кредит или лизинг в Интернет-магазине «Успех салона«. В эту сумму можно уложиться, планируя салон на 2–3 кресла в небольшом арендованном помещении с минимальным ремонтом, — считает владелица барнаульского салона «Блеск» Анна Нейсбородых.
— Это достаточно скромный вариант, но такой салон вполне может приносить неплохой доход, если сосредоточиться на качестве услуг. Салон «для своих« может быть вполне рентабелен». Стоимость нового заведения зависит от его класса и профиля — будут ли там работать только парикмахеры или к ним добавятся ногтевой сервис, солярий, косметология, услуги оздоровительного характера. Салоны, делающие ставку на косметические услуги, существенно дороже — прежде всего из-за стоимости оборудования. «Объем технических затрат зависит от того, на какой уровень руководитель будет ориентировать свой салон. Сегодня вполне достойная техническая база есть практически под любой уровень — и для салонов эконом-класса, и для среднеценовых, и для «люксовых», — говорит директор салона «Камий Альбан« (Новосибирск) Анна Колесова.
— Рынок техники очень широкий — можно укомплектовать салон любого уровня. Для руководителей и ведущих косметологов поездка в Москву — лучший вариант. Это даст возможность сделать комплексный выбор — помимо идей по обустройству салона, определиться и с набором услуг, и с обучением специалистов». Основная проблема салонов красоты — персонал. Причем проблема эта начинается уже на уровне руководителей. Многие владельцы салонов — сами бывшие парикмахеры, у них недостаточно опыта в бизнесе, знаний для его грамотного ведения. Какое-то время салон-новичок может держаться на плаву, но очень скоро начинаются «провалы», прежде всего с наймом и обучением мастеров. Подготовка специалиста для салона занимает 10–11 месяцев. Кроме того, в ближайшие полтора-два года нужно будет освоить программы повышения квалификации, а в будущем поддерживать ее, проходя соответствующие курсы. Условия создания успешного салона красоты
1. Четкий бизнес-план с маркетинговым обоснованием аудитории будущего салона и списка предлагаемых услуг.
2. Создание и обучение административного звена.
3. Инвестиции в качественное оборудование, оптимальное для выбранной категории салона.
Салоны с именем «Рынок достаточно благожелательно принимает новичков, — считает директор сети салонов «Ремикс» (Новосибирск) Елена Баранова.
— Однако это должны быть салоны с продуманной концепцией, со своей «изюминкой». Не стоит пополнять ряды безликих и неуютных «салонов« в перепланированных хрущевках. Это бесперспективный путь». Франшизой, которые предлагают крупные столичные салоны красоты, новичку воспользоваться будет сложно: этот вариант больше подходит для заведений «с историей». Однако владельцы новосибирских салонов уверены: франчайзинг в этой сфере — очень перспективное направление. «Аудитория уже достаточно чувствительна к маркам, — считает Анна Колесова.
— Франшиза с международными марками тем и хороша, что у марочных салонов наиболее четко выстроенная концепция». Заведения, которым удалось сделать «собственное имя» и укрепиться на рынке, увеличивают количество своих салонов, создавая мини-сети. «У меня сейчас два салона, в конце года откроется еще один, — рассказывает Лариса Семенова.
— Проблемы с управляющими, конечно, есть, но салон превращается в настоящий бизнес только когда удается преодолеть синдром «частного предпринимателя« и доверить большую часть работы наемному персоналу». Руководители салонов дополнительный источник прибыли видят и в продаже средств по уходу. Соответственно, салоны, делающие на продажи серьезную ставку, нуждаются в выделении отдельной штатной единицы — специалиста по красоте, профессионально занимающегося продвижением продукции. Это пока новая для салонного рынка, однако очень перспективная позиция. Причем продавать можно не только средства по уходу, но и профессиональные аксессуары для мастеров других салонов. «Работа с профессиональными марками — дополнительное конкурентное преимущество для салона, — уверена директор салона «Эстер« (Омск) Надежда Челесова.
— Но браться за продажи и тем более планировать контакты с владельцами топовых марок без тщательно продуманного плана бессмысленно. К сожалению, грамотный бизнес-план в нашей среде пока редкость». Хорошо, когда косметология и парикмахерские услуги в салоне друг друга уравновешивают, так как у них разный график сезонности. Например, спрос на педикюр повышается к лету, спрос на сложные прически — к Новому году. Наличие солярия также служит компенсирующим фактором сезонности. С июля солярий простаивает, зато много народа приходит перед началом пляжного сезона. «Думаю, на этом этапе развития рынка пакет услуг у салонов красоты для наивысшей рентабельности должен быть максимально плотным», — уверена директор студии красоты Ahava SPA (Новосибирск) Наталья Бегунова. Вопросы специализации Небольшим салонам-новичкам, расположенным в локальных центрах или спальных районах, имеет смысл ориентироваться на основного клиента салонов большинства сибирских городов — женщин 40–50 лет, посещающих салоны раз в месяц. Салоны, специализирующиеся на косметических услугах, основным клиентом считают более молодую аудиторию — женщин 27–35 лет. Малоперспективные клиенты — дети и молодежь, а вот мужчины — достаточно интересная клиентура. На нее вполне имеет смысл делать ставку. «Мужчинам можно предлагать весь спектр услуг, и салон, который выберет именно такую специализацию, не прогадает, — считает Надежда Челесова.
— Особенно сейчас, когда многие ниши в нашем бизнесе пусты. Девиз «все для всех» явно вышел из моды. Я совершенно уверена: будущее — за салонами со специализацией, с особым отношением именно к своим клиентам. Ведь именно этим и берут салоны «с именем«, которые предлагают нам франшизы». Стоимость франшизы крупной международной или федеральной сети — от 25 000 евро плюс роялти. Дополнительное требование большинства потенциальных франчайзеров — наличие у будущего партнера помещения от 100 кв. м, выкупленного или находящегося в долгосрочной аренде, и дополнительное инвестирование в оборудование салона. КОММЕНТАРИИ ЛЮДМИЛА ЧИСТОВА, директор международного центра парикмахерского искусства и эстетики «Людмила» (Новосибирск):
— «Салонный бизнес» целиком построен на нюансах. Мелочей тут нет — те, кто в свое время не учли этот фактор, сегодня просто ушли с рынка. Конечно, личность владельца и его мастерство очень важны. Однако салон с пятью-шестью сотрудниками уже нуждается в выделении руководящего звена. Нужны грамотные специалисты, управляющие, прошедшие соответствующее обучение и имеющие опыт работы — естественно, что таких людей не хватает. Та же проблема и с подбором мастеров. Выпускников, только что закончивших курсы парикмахеров, в городе достаточно много. Однако их не спешат брать в салоны — недостаточно опыта, нет нужного уровня работы, нет своих клиентов. А на минимальную ученическую ставку выпускники и сами идти не хотят — а ведь для успешной работы в будущем начинать надо с самых низов. Кстати, и с уже сложившимися профессионалами все не так просто. Мастера, имеющие клиентов, не хотят работать на хозяина. Чаще их интересует открытие собственного дела, а пока им это не под силу, такие специалисты работают на дому.
Наша цель — вывести их в салоны красоты. Подобный «домашний» бизнес рано или поздно прекратится. Клиенты все чаще ждут не просто качественно оказанной услуги, им нужен цивилизованный сервис, комфорт. И это вполне справедливо — им уже есть с чем сравнивать, они становятся разборчивыми. Интересно, что такие изменения коснулись не только клиентов — по сравнению с началом 90-х изменились и те, кто работает в сфере красоты. Ведь раньше в парикмахеры шли все подряд — те, кто не нашел своего места в жизни, девочки, не поступившие в институт. Сегодня в этот бизнес приходят люди состоявшиеся, прошедшие обучение. Очень велика доля людей, в перспективе планирующих открывать собственный бизнес. Причем многие родители направляют на обучение своих детей, имея в виду будущую организацию семейного салона. Так что в будущем, вполне возможно, появится много маленьких салонов, модных и стильных. Я бы хотела, чтобы интересные — и разные! — салоны были в каждом доме. Думаю, это перспективное направление. К тому же сейчас открыть собственный парикмахерский салон проще, чем раньше. Мини-салон не требует вложений в аренду большого помещения, в дорогой ремонт. Даже оборудование сегодня вполне доступно — а для начала его можно взять в кредит. Причем именно на оборудовании экономить не стоит, это принципиальный объект инвестиций. Менять его нужно каждые пять лет, а возможно и чаще. Пусть рабочих мест в небольшом салоне будет всего два, но они должны быть модными и красивыми. Кстати, было бы неплохо, чтобы специалист овладел несколькими квалификациями — мог работать и визажистом, и мастером маникюра, и консультантом по красоте (сейчас это очень перспективное направление). У «многопрофильных» специалистов гораздо больше возможностей для самореализации.
Партнёр материала: greenway