Самостоятельность меняют на твердые заказы

Консолидация разрозненных российских предприятий оборонного комплекса в единые отраслевые холдинги почти завершена. Сибирские компании, вошедшие в состав объединенных структур, получат больше выгоды от роста экспорта вооружений. Вторая составляющая дохода предприятий оборонного комплекса — это конверсионное производство. Лишь небольшая часть предприятий сумела извлечь выгоду из выпуска гражданской продукции. Фото Михаила ПЕРИКОВА Большая часть продукции российского оборонного сектора поставляется на экспорт, от объема которого зависит финансовая успешность компаний ВПК. В последние годы экспорт наращивается особенно активно. План на 2006 год по экспорту вооружений в размере $5,5 млрд был перевыполнен. По данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, в 2006 году на первое место в общем балансе экспорта вооружений России вышла авиационная техника, доля которой составила 49,9%. Несмотря на то что на территории Сибири авиационную продукцию производит ряд предприятий, они не могут в полной мере ощутить на себе позитивное влияние этой тенденции. По словам аналитика ИК «ФИНАМ» Владислава Исаева, «доход от экспорта достается в основном головным предприятиям, так что на большинстве предприятий Сибири рост экспорта особенно не скажется. Другое дело, что с увеличением экспорта планируется и увеличение государственного оборонного заказа, что позволит сибирскому ВПК снизить тотальную зависимость от экспортных заказов и повысить эффективность производства». Приказано интегрировать Недостаток госзаказа в 2000-х годах привел к тому, что предприятия испытывали серьезные финансовые трудности. Реальным способом вывода их из кризиса было вступление в оборонные холдинги, создание которых было заложено в Федеральной целевой программе реформирования и развития ВПК на 2001–2006 гг. Многие крупные сибирские предприятия уже вступают в холдинговые структуры. Одной из первых стал «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», образованный для концентрации ресурсов и усилий предприятий радиоэлектронной и ракетно-космической промышленности на разработке и изготовлении новейших образцов специальной техники ПВО и создания организационных условий устойчивого развития производства систем, комплексов и средств ПВО в интересах национальной обороны и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. По итогам прошедшего года доля продукции гражданского назначения в структуре производства завода составила 14,5%. На территории Сибири концерн имеет дочернюю структуру — ОАО «Новосибирский завод им. Коминтерна», выпускающий радиоэлектронное оборудование. Как сообщили «КС« в пресс-службе «Алмаз-Антей», Новосибирский завод им. Коминтерна имеет удовлетворительное финансовое положение: средняя выручка на одного работника по итогам 2005 года достигла 190 тыс. рублей, что составляет 60% от средней выручки на одного работника в целом по холдингу. Омское ПО «Полет», специализирующееся на выпуске ракетно-космической техники, в 2007 году вошло в состав Государственного космического научно-производственного центра им. М. В. Хруничева. Однако процесс объединения достаточно непрост. Он требует прохождения процедуры аудита и инвентаризации предприятия, а также регистрации всех объектов. В Омске их более семисот. Ожидаемый эффект от реорганизации состоит в стабилизации и улучшении финансово-экономического состояния «Полета» за счет увеличения объемов производства и уменьшения расходов, связанных с устранением дублирования управленческих функций и их централизацией, а также проведения реструктуризации кредиторской задолженности омского предприятия. По словам Владислава Исаева, вхождение в объединение им. Хруничева усилит позиции компании и позволит ей получить постоянный госзаказ, загрузив свои мощности. «К преимуществам «Полета» можно отнести наличие уникальных передовых разработок и технологий, хорошую производственно-техническую базу, которая позволяет наладить выпуск практически любой продукции — от модулей для ракеты-носителя «Ангара« до бытовых приборов, связи с зарубежными партнерами», — добавляет он. Помимо этого, объединение им. Хруничева возобновило работы, связанные с малой авиацией. В стадии сертификации находится самолет «Аист» Т-411, который планируется производить на мощностях «Полета». Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ) вошел в состав Объединенной промышленной корпорации (ОПК) «Оборонпром». Несмотря на отсутствие заказов в конце 2005-го, в начале 2006 года предприятию удалось заключить новые контракты, согласно которым в текущем году планируется собрать как минимум 50 вертолетов. По словам пресс-секретаря ОПК «Оборонпром» Ильи Якушева, одной из важнейших задач, которая ставилась государством при формировании вертолетостроительного холдинга, является работа по расширению внутреннего рынка сбыта гражданской продукции. После создания интегрированной структуры в вертолетостроительной отрасли впервые за постсоветскую историю отмечена позитивная тенденция к увеличению внутреннего спроса на вертолетную технику. В 2006 году вертолеты приобретались российскими министерствами и ведомствами (ФСБ России, ГУВД г. Москвы, М России), авиакомпаниями («ГазпромАвиа»), крупными российскими компаниями. Тогда же Министерство обороны России сделало заказ на новые боевые вертолеты — Ми-28Н, Ка-50 и Ка-52. Первые машины уже поступили на вооружение ВВС России. На У-УАЗе выполняются крупные заказы российских сырьевых компаний. «Мы рассчитываем, что к 2015 году нам удастся изменить соотношение экспортных поставок и внутреннего потребления вертолетов на 60 к 40. Но пока основной доход предприятия получают от экспорта (до 90%)», — говорит Илья Якушев. В апреле «Оборонпром« начал переговоры с итальянской компанией Agusta Westland о лицензионной сборке вертолетов AW-139 на бурятском предприятии. В скором времени должно быть подписано рамочное соглашение. «AW-139 — ключевой проект Agusta Westland в области гражданского вертолетостроения. Компания активно продвигает его на мировом рынке. Вертолет серийно выпускается с 2003 года, к настоящему моменту продано более 220 AW-139, заказы расписаны до 2009 года. Участие У-УАЗ в этом проекте позволит заводу загрузить простаивающие мощности, освоить новые технологии, а также получить опыт реализации международных проектов», — отмечает редактор журнала «Экспорт вооружений» Дмитрий Васильев. Еще одна компания, которая вошла в состав федерального холдинга «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), — это «Иркут». В ноябре прошлого года внесение 38,2% акций компании в состав ОАК было одобрено правительственной комиссией. Помимо этого, 11,89% акций «Иркута» находятся на балансе компании «Сухой», входящей в состав ОАК, также государственный холдинг собирается выкупить акции частных акционеров компании. К основным конкурентным преимуществам «Иркута» специалисты относят высокий уровень менеджмента, диверсифицированный продуктовый ряд и наличие в числе акционеров мирового лидера в аэрокосмической отрасли — концерна EADS (он владеет 10% акций корпорации). Сотрудничество с ним должно содействовать продвижению продукции «Иркута» на иностранные рынки. Кроме того, не так давно «Рособоронэкспорт» заявлял о желании создать Ассоциацию производителей промышленных взрывчатых веществ. В ее состав должны войти три сибирских предприятия: новосибирский завод «Искра», Новосибирский завод искусственного волокна и Бийский олеумный завод. Нелегкий путь Вторая составляющая дохода предприятий оборонного комплекса — это конверсионное производство. Конверсия на предприятиях ВПК России была обусловлена нежеланием терять накопленный научно-технический и инновационный потенциал и общей тенденцией сокращения вооружений после «холодной войны». На долю государства легла нелегкая задача перепрофилирования производства и эффективного использования научного потенциала отрасли при сохранении ряда высокотехнологичных производств. «В итоге политика конверсии, проводившаяся в 90-х годах, не принесла существенных экономических результатов. Более того, она привела к уходу из отрасли квалифицированных специалистов, снижению научного потенциала, способствовала ослаблению обороноспособности страны. Предприятия ВПК в большинстве своем оказались не готовы к массовому выпуску гражданской продукции и конкуренции на рынке. Сегодня ситуация выравнивается, увеличивается государственный заказ, наращивается доля военной продукции», — отмечает Владислав Исаев. Лишь небольшая часть предприятий сумела извлечь выгоду из выпуска гражданской продукции. В наиболее выгодном положении оказались предприятия, продукция которых имела выход на внешние рынки. К примеру, ракетная, авиационная техника, корабли и отдельные виды радиоэлектронной продукции, используемые для создания систем навигации. Другие же были вынуждены отказаться от производства гражданской продукции, так как спрос на нее не оправдал ожиданий. Так, в 2006 году на Рубцовском машиностроительном заводе, специализирующемся на производстве гусеничной техники, сняли с производства почвообрабатывающие посевные комплексы из-за низкого спроса. Красноярский машиностроительный завод давно работает на рынке гражданской продукции. По словам руководителя планово-экономического отдела ФГУП «Красмаш» Александра Солусенко, заводом разработана программа стратегического развития на период до 2010 года, предусматривающая доведение удельного веса продукции производственно-технического назначения до уровня 50% за счет постановки на производство оборудования для поли- и монокристаллического кремния, обустройства нефтяных и газоконденсатных месторождений, оборудования емкостного типа и теплообменников. В Омске также осваивают переход к производству гражданской продукции. К примеру, торгово-промышленный центр «СибВПКнефтегаз», созданный несколько лет назад на базе оборонных предприятий Омской области, сумел наладить производство вездеходов на воздушной подушке «Арктика». «Сначала мы боялись, что это довольно узкий и специфический рынок, — рассказывает «КС» генеральный директор «СибВПКнефтегаза« Сергей Красюк. — Но на самом деле техника востребована. Несмотря на наличие конкурентов, производящих аналогичную продукцию в Нижнем Новгороде, Хабаровске, Санкт-Петербурге и даже в Омске, мы заключили несколько серьезных долгосрочных контрактов с нашими клиентами, среди которых — департамент транспорта Ямало-Ненецкого автономного округа. Если в 2006-м мы реализовали три вездехода, то в текущем планируем продать порядка десяти машин». Число стабильных оборонных предприятий в Сибири сравнительно невелико. Наиболее успешные из них либо уже вошли в крупные холдинги, либо собираются это сделать в ближайшее время. Участие в подобных структурах, как правило, позволяет загрузить мощности предприятия за счет выпуска экспортной продукции и растущего государственного заказа. Программа конверсии была удачно реализована далеко не на всех предприятиях, что привело к серьезным финансовым проблемам и кадровому кризису в отрасли. Однако отрицать концепцию конверсионного производства рано. Порядка трети производства ВПК в стране на сегодняшний день составляет гражданская продукция. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ