«Рынок КПК умирает». Эти три слова подтверждаются неутешительными цифрами статистики продаж в мире. По данным аналитического агентства IDC, мировой спад продаж КПК продолжается уже десятый квартал подряд, и во II квартале 2006 года объем продаж составил 1,4 млн устройств, что на 26% меньше аналогичного показателя 2005 года. Однако в России, по всей видимости, к этим устройствам еще не успели привыкнуть, и продажи КПК здесь пока растут. Популярность КПК в России растет, однако производители начинают постепенно отказываться от производства этих устройств в пользу смартфонов и коммуникаторов. Фото Михаила ПЕРИКОВА С января по июль 2006 года общемировой объем поставок КПК составил 2,9 млн единиц против 3,7 млн за первое полугодие 2005 года. Впрочем, согласно данным аналитической компании Gartner, поставки КПК (без учета смартфонов) продолжают медленно, но верно расти. За II квартал нынешнего года они выросли на 2,7%. Такие расхождения объясняются отсутствием четкой границы между смартфонами и коммуникаторами. Так, Gartner в отличие от IDC включает в свою статистику коммуникаторы производства Research-In-Motion и Nokia. Основные итоги, подведенные агентством Canalys во II квартале 2006 года, фиксируют рост глобальных поставок мобильных устройств на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также Canalys сообщает, что за прошедший год поставки смартфонов выросли на 75%, а поставки КПК, напротив, снизились на 33%. На российском рынке ситуация совсем иная. По данным группы SmartMarketing, в первом полугодии 2006 года общий объем продаж КПК составил 329 тыс. штук (рост 274,2% относительно показателей первого полугодия 2005 года). Что касается соотношения долей смартфонов и КПК, первую скрипку по-прежнему играет КПК. Более того, вопреки прогнозам IDC, доля смартфонов за истекшее полугодие сократилась более чем вдвое. По данным SmartMarketing, в I квартале 2006 года доля смартфонов на российском рынке мобильных устройств составила 28,7%, КПК и коммуникаторов 71,3%. Во II квартале соотношение долей составило 13,1% и 86,9% соответственно. Тем не менее менеджер по маркетингу SmartMarketing Светлана Завьялова назвала смартфоны «локомотивом развития сегмента персональных коммуникационных устройств». Главный тормоз на пути развития рынка КПК обилие конкурентов. Основной из них смартфоны и коммуникаторы. «Покупая смартфон, клиент получает карманный компьютер и устройство сотовой связи в одном корпусе. То есть количество носимой с собой техники уменьшается вдвое, считают в аналитическом агентстве In-Stat. На данный момент смартфоны представляют 10% мирового рынка портативных устройств. А в ближайшие пять лет эта доля вырастет до 25%». Затем идут обычные сотовые телефоны. Современные устройства, даже бюджетного класса, оснащены неплохим органайзером, имеют возможность синхронизации с настольным компьютером, а по качеству экрана (не по размерам, но по разрешению) приближаются к смартфонам. Еще одну часть рынка у КПК отнимают медиакомбайны компактные портативные устройства, предназначенные для работы с видео, фото и музыкальными файлами. Их функциональность по работе с мультимедиа зачастую выше, чем у КПК. В России их влияние пока незначительно, но в будущем оно может возрасти. Часть клиентов, для которых важны игровые возможности КПК, переманили производители карманных консолей, например, Sony Play Staytion или Nintendo DS. Впрочем, по словам руководителя направления «Ноутбуки и КПК» компании «Техносити» (Новосибирск) Алексея Бородина, есть категория КПК, у которых нет конкурентов устройства с VGA-дисплеями. Основной значимой характеристикой смартфонов и коммуникаторов являются габариты, а при небольших габаритах VGA-дисплей будет недостаточно функционален. По данным IDC, текущие тенденции мирового рынка КПК таковы: продолжающийся спад продаж, минимум новых моделей, существенное сокращение доли платформы PalmOS и постоянный рост цен, что приведет к еще большему спаду. В IDC считают, что к концу 2006 года падение продаж КПК достигнет 15%. Осознав обреченность направления карманных компьютеров, производители начинают отказываться от них в пользу коммуникаторов. Компания Hewlett Packard на 2006 год запланировала выпуск четырех новых моделей три коммуникатора и один смартфон. Fujitsu-Siemens, по словам главы ее представительства в Сибирском федеральном округе Максима Винюкова, продолжает линейку QWERTY-коммуникаторов с GPS. Palm запланировал выпуск пяти коммуникаторов в различных ценовых группах на платформах PalmOS Garnet и Windows Mobile. По мнению аналитиков IDC, продолжится сокращение числа вендоров, и уже во втором полугодии этого года как минимум один производитель уйдет с рынка КПК. Заметно возрастет рынок портативных игровых приставок, подобных Sony PSP. Появится много новых производителей, но большинство попыток провалится. Wi-Fi станет стандартом для большинства устройств. Самая значительная, по оценкам IDC, перспектива постепенное сближение смартфонов и коммуникаторов. На уровне платформ различия уже стираются. На конференции Mobius 2005 компания Microsoft уже официально подтвердила, что следующая версия Windows Mobile (кодовое имя Photon) окончательно объединит две ветви: Windows Mobile for Pocket PC и Windows Mobile for Smartphone. Будет одна общая операционная система и для КПК, и для смартфонов. Что касается перспектив российского рынка, то, по словам Светланы Завьяловой из SmartMarketing, рынок беспроводных информационных устройств стабилизируется: «Но несмотря на то что он уже достиг стадии, позволяющей считать его достаточно зрелым, возможности и потенциал этого сегмента не исчерпаны». Так что если рынок КПК и умирает, то только не в России. Источник: Креативное обозрение на idea.ru