Кирилл Симонов: «На нашу «Золушку« нужно приходить с детьми»

В Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета молодой санкт-петербургский хореограф готовит премьеру балета «Золушка» на музыку Прокофьева. Кирилл Симонов в НГАТОиБ уже ставил одноактные балеты. Также молодой хореограф работал с фигуристом Евгением Плющенко, с художником Михаилом Шемякиным ставил «Щелкунчика» в Мариинском театре, а для сериала «Мастер и Маргарита» делал хореографию в сцене бала Воланда. Но КИРИЛЛ СИМОНОВ с корреспондентом «КС» СЕРГЕЕМ САМОЙЛЕНКО разговаривал не о Плющенко, Шемякине и режиссере Бортко, а о балете «Золушка», премьера которого назначена на начало июля. Фото Михаила ПЕРИКОВА

— О вашей «Золушке» ходят самые невероятные слухи, хотя никто ничего точно не знает: и то, что действие будет разворачиваться в офисах и на презентациях, и то, что Золушка будет секретаршей, а Принц — руководителем компании. И уже слышны недовольные голоса. Так что же будет в вашей «Золушке»? Есть ли повод волноваться ревнителям классической чистоты?

— Действие в балете будет происходить в достаточно условном пространстве и времени. Это не обязательно «вчера» или «сегодня», это некое растянутое во времени пространство. Но в первую очередь это сказка. Сказка о любви. Это история не о том, что она, условно говоря, работает в офисе, а он на заводе. Это история про человеческие отношения, про две половинки из разных, скажем так, социальных слоев и сфер, из разных семей, которые не могли друг друга не найти. Потому что окружающая среда вытолкнула их навстречу друг другу. Естественно, мачеха Золушку не любит, не любят сестры, да и она их не особенно любит — они другие, и их мир ей малоинтересен. Она — другое существо, и эта среда выталкивает ее как инородное тело. То же самое происходит и с Принцем, который живет в высшем обществе: у него богатые родители. Общество это агрессивное, со своими правилами. Это мир денег, мир жестких правил, родители хотят, чтобы сын был точно таким же, как они сами. Сейчас это встречается на каждом шагу, это расцвело пышным цветом. Люди, которые еще тридцать лет назад были никем, достигли, неважно какими путями, положения (мы знаем примеры пути от бандита до магната), и детей своих воспитывают в Лондоне. Я сказал как-то кому-то из журналистов, что у Принца отец, может быть, нефтяной магнат — сказал как пример. И все стали повторять. Ну что это за глупость — как в балете можно показать нефтяного магната? Нефтяные вышки на сцене поставить?

— То есть история современная именно в таком смысле, общеморальном?

— На «Мерседесе», во всяком случае, на сцену выезжать Принц не будет. Не будет компьютеров, мобильных телефонов и джинсов(купить джинсу ткань). Я ненавижу, когда на сцену вытаскивают ноутбуки и мобильные телефоны. Я считаю, что искусство танца должно выражать более глобальные идеи и образы. Образ мобильного телефона на сцене — это слишком просто и неинтересно.

купить джинсу ткань

— А откуда пошли разговоры, что «Золушка» будет в офисах и на презентациях?

— Я сейчас объясню. В третьем акте есть сцена, где Принц начинает путешествие по миру в поисках Золушки. Ему снятся сны. А так как он не знает ее, то она ему представляется в разных ипостасях. И в одном сне она появляется в образе, условно говоря, бизнес-леди. В другом — старлетки варьете. Но это ему, разумеется, вряд ли подходит. Поскольку и он, и она — существа вообще не из этого мира, это существа космические, они соединились и улетели из этого мира. Я, еще раз хочу заметить, не ухожу в современность — так, как это сейчас любят делать. За границей к этому уже давно привыкли, а у нас становится модно.

— Насколько далеко ваш балет отойдет от либретто Волкова?

— Это и будет либретто Волкова. Останется практически все то же самое — линия, формула. Будут лишь добавлены краски, характеры. Когда мы начинали работать, я думал, что получится спектакль для взрослых, а сейчас вижу — сказка сказкой. Что очень приятно. Музыка и сама история тянут тебя в сказку. Музыка Прокофьева настолько сильна энергетически, что она действует буквально на подкорку. Тем более что я сам танцевал в двух версиях «Золушки» — и Сергеева, и Ратманского, и это в тебе остается. Так что мне захотелось лиричности и потянуло в сказку.

— Правда ли, что Фонд Прокофьева сейчас требует строгого соблюдения либретто Волкова и чуть ли не штрафует за отступления от него?

— В Рижской опере они даже добились запрещения «Золушки», которую поставил Раду Поклитару, — балет сняли просто на корню. Фонд и наследников, конечно, можно понять — Поклитару очень далеко отошел от оригинала, действие там, если вы знаете, разворачивается в публичном доме. Но интересно, как бы посмотрел на все это сам Прокофьев, который был настоящий экстремал в музыке. Он очень современный и авангардный композитор для своего времени. И не совсем правильно делать из него икону. Вливание в эту музыку новых эмоций — это как раз очень хорошо. Но Фонд не мог этого вытерпеть.

— Насколько современной будет сама лексика танца?

— Это будет, скажем так, неоклассика, которая тяготеет к классике. Поскольку «Золушка» — это большой классический спектакль. Можно было, конечно, поставить суперсовременный балет, чтобы артисты по полу, что ли, ползали… Но я думаю, что надо развивать именно классическое искусство. Это очень важно. Я за это, и делаю все для этого, чтобы помнить, чему нас учили. Танцевать на пальцах. Так что это классика, хотя, конечно, с элементами модерна и моей стилистики. — Простому зрителю, не знатоку балета, возможно будет оценить вашу «Золушку»? — Мне показалось, что публика достаточно податлива. Конечно, наша публика приучена к классической музыке, к Чайковскому, а музыка Прокофьева сложна для восприятия. Допустим, когда я был маленький, мне было тяжело ее воспринимать. Это сейчас она для меня неиссякаема, я ее могу слушать и слушать. Но во всяком случае я надеюсь, что будет весело. Будет очень много забавных моментов. Комичные персонажи… Сказка, одним словом. Так, видно, на меня подействовала эта музыка. Наверное, это для меня какая-то детскость, которой я был лишен, потому что занимался балетом.

— То есть детей на вашу «Золушку» вести можно?

— Нужно.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ