Александр Назарчук: «Стратегия развития страны должна создаваться снизу»

В крае стартовал процесс разработки «Стратегии развития Алтайского края на период 2008–2020 гг.». Очевидно, что этот факт усилит общественную дискуссию вокруг приоритетов развития, которые должен для себя определить регион. Своими взглядами на этот счет с корреспондентом «КС» СВЕТЛАНОЙ ЧИСТЯКОВОЙ поделился председатель Алтайского краевого Совета народных депутатов АЛЕКСАНДР НАЗАРЧУК. — Александр Григорьевич, Устав Алтайского края относит вопросы стратегического планирования социально-экономического развития региона в том числе и к компетенции крайсовета. Именно депутаты в конечном итоге утверждают приоритеты и программы развития территории. Идет ли сегодня в крае работа по подготовке долгосрочной стратегии развития территории? — Такая работа в настоящее время начата под эгидой полномочного представителя президента в СФО Анатолия Квашнина во всех субъектах Сибири. Эти вопросы обсуждались полпредом с премьер-министром Михаилом Фрадковым во время недавнего визита на Алтай. Мне бы хотелось поддержать Анатолия Квашнина, который, говоря о формировании стратегии развития Сибири, настаивал на том, что стратегическое планирование должно начинаться с уровня сельского поселения, постепенно поднимаясь на уровень муниципального района, субъекта Сибири и РФ. Это единственно правильный путь: стратегия страны должна исходить из планов каждого человека, семьи, села и т.д. Однако в последние десятилетия долгосрочные программы либо не разрабатывались, либо это происходило сверху. В результате мы сталкиваемся с тем, что даже на уровне небольших поселений нет скоординированности действий. Нередки ситуации, когда рядом одновременно строятся два крупозавода. Всем понятно, что это приведет лишь к неоправданной конкурентной борьбе, снизит рентабельность, но стройка продолжается… В настоящее время на уровне края идет процесс организации работы по стратегическому планированию на местах. Принято решение сделать пилотный проект долгосрочной программы (до 2020 года) на примере нескольких районов края. Официально определен Тальменский район, он включен в программу Сибирского федерального округа. Кроме того, краевой Совет с представительной властью Калманского района начнет, в соответствии с его Уставом, подготовку программы социально-экономического развития этого муниципального образования на долгосрочный период. Нам необходим опыт. Пока депутаты всех уровней в условиях дефицита бюджета не представляют, как это сделать. Но без оживления экономики бюджета не будет. Одновременно на уровне края мы также приступаем к работе над долгосрочной стратегией развития территории. До 1 сентября 2007 года муниципалитеты должны подготовить свои программы. Опираясь на них, до конца года Алтайский край, как и другие субъекты РФ, должен сформировать свои территориальные стратегии, которые лягут в основу проекта программы «Стратегия социально-экономического развития Сибири». — Вы всегда выступали за аграрную специализацию Алтая, но в последние годы все больше говорят о том, что «локомотивом» алтайской экономики должен стать туризм. Как вы оцениваете перспективы создания единой особой экономической зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа для Алтайского края и Республики Алтай? — Начнем с того, что я и сегодня не снимаю с повестки дня необходимость объединения двух Алтаев в единый субъект РФ и буду делать все возможное, чтобы этот процесс начался. С этих позиций поиск общих интересов в разных сферах, консолидация усилий двух субъектов РФ для совместного решения задач — очень полезные действия. Алтай потребляет лишь 20% производимой на территории сельхозпродукции, остальное вывозит за пределы региона. Поэтому сельскохозяйственная специализация края — это объективная реальность. Чем больше туристов устремится на Алтай, тем лучше будут себя чувствовать местный сельскохозяйственный сектор и производители продуктов питания. В связи с развитием туризма увеличится внутренний рынок сбыта сельскохозяйственной продукции, не нужно будет оплачивать ее вывоз. Мировой опыт свидетельствует, что туристические потоки успешно привлекаются в регионы с куда более скудными рекреационными ресурсами, чем Алтай. Главное — приложить усилия правильно: предложить интересные варианты развития туризма, но при этом помнить о необходимости сохранения окружающей среды. 9 июня в Республике Алтай состоится заседание координационного совета «Наш общий дом Алтай«. Там мы будем обсуждать вопрос о создании туристического кольца Барнаул-Колывань-Усть-Каменогорск-Плато Укок-Телецкое озеро-озеро Ая-шукшинские места. Сюда же мы рассчитываем интегрировать проект »Туристско-рекреационного комплекса «Бирюзовая Катунь», который край представил на российский конкурс в Минэкономразвития РФ. — Вы возглавляете координационный совет по АПК Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС). Как вы оцениваете перспективы отрасли, учитывая вступление России в ВТО? — Очевидно, что вступление России в ВТО объективно необходимо. Вопрос заключается в том, на каких условиях. Низкая производительность и слабая автоматизация труда, отсталые агротехнологии, огромные транспортные расходы- все эти факторы делают продукцию отечественных производителей неконкурентоспособной. К тому же государство сняло с себя ответственность за внешнеэкономическую деятельность: каждый регион, компания являются самостоятельным субъектом торговли. При этом от Алтая до ближайшего порта (при экспорте зерна) транспортные расходы составляют около 1000 руб. за тонну… Мы неоднократно обсуждали все эти вопросы на заседаниях МАСС и считаем, что вступать в ВТО нужно только на особых условиях. В сегодняшнем переговорном процессе с ВТО Россия таких условий не выставила, хотя, являясь крупнейшим экспортером энергоресурсов на международный рынок, вполне могла бы. Поэтому если государство не может договориться о приемлемых условиях для своего АПК при вступлении в ВТО, то должно взять на себя внешнеэкономическую деятельность: закупать по адекватным ценам продукцию сельского хозяйства и за свой счет обеспечивать доставку этих товаров на мировой рынок. Отдельно хочу остановиться на условии ВТО, вокруг которого было много дискуссий. Речь идет об объемах поддержки сельхозтоваропроизводителей со стороны государства. Считаю, что разрешенные в странах Евросоюза 323 евро на гектар пашни вполне приемлемы для России. Однако пока Госдума РФ не поддержала даже законопроекта аграрного комитета «О развитии сельского хозяйства», где предполагается объем госсубсидий для крестьян в 350 руб. на гектар пашни. Так что впору ставить перед президентом и правительством вопрос о вступлении в ВТО только при условии, что объем госсубсидий для отечественного сельхозтоваропроизводителя будет приравнен к европейскому. — Как идет реализация национального проекта в АПК на Алтае? Приведет ли его реализация к качественным преобразованиям в секторе? — Из четырех нацпроектов проект, касающийся АПК, самый незначительный по объему финансирования. Он не предусматривает прямых инвестиций в сектор и поэтому может служить лишь инструментом решения сиюминутных задач: поддержать личное подсобное хозяйство, за счет которого сельское население собственно и живет. К тому же с освоением даже имеющейся финансовой квоты для кредитования у алтайских крестьян возникли серьезные проблемы: к настоящему времени получено всего около 230 кредитов на сумму 30 млн руб., при лимите средств при индексации процентной ставки 800 млн руб. В среднем один крестьянский кредит — это 100 тыс. руб. Получается, что оформить до конца года мы должны еще 8 тыс. кредитов. А времени осталось не так много. Пропускная способность Россельхозбанка, осуществляющего выдачу кредитов по нацпроекту в крае, недостаточна. В самом механизме кредитования есть множество ограничений, которые делают кредиты малодоступными (низкие доходы на селе, отсутствие залога, поручителей). Нельзя к кредитованию крестьян подходить с теми же условиями, что и к промпредприятию. Даже получив кредит сегодня, крестьянин не может приобрести на полученные деньги молодняк животных. Дефицит скота провоцирует рост цен на него и обесценивает взятые кредиты. Но несмотря на все эти проблемы, я считаю, что нельзя допустить, чтобы из-за несвоевременного освоения финансовых средств наша квота по аграрному нацпроекту была перераспределена в другие территории. — Каков прогноз на урожай 2006 года? — Согласно постановлению о проведении весенне-полевых работ, из краевого бюджета на эти цели направлено 250 млн руб. Деньги на авансирование крестьян, как и в последние два года, пойдут через районные администрации. Начало посевной кампании в этом году затянулось, так как шли дожди, были низкие температуры. Это способствовало накоплению в почве неплохих запасов влаги, но не позволило выйти на поверхность сорнякам, и засоренность всходов будет высокой. Кроме того, ожидается, что июнь и июль будут жаркими и сухими. В совокупности складываются не совсем благоприятные условия для зерновых культур. Делать прогнозы очень сложно. Но уже понятно, что посеем мы немного меньше, чем в прошлом году. — К ежегодно проводимым зерновым интервенциям высказывается немало претензий. Как вы оцениваете этот инструмент государственного регулирования? — Зерновые интервенции в их сегодняшнем исполнении неэффективны. Во-первых, заранее неизвестны условия, на которых они будут проводиться. Во-вторых, по всей Сибири объем закупочной интервенции составляет всего 600 тыс. тонн зерна. Это настолько незначительная цифра, что она практически не способна оказать влияние на рынок. Закупочная интервенция становится эффективной, если составляет не менее 30% от объема произведенной продукции. В-третьих, ни зерновые, ни товарные интервенции не проходят вовремя. На сегодняшних закупочных интервенциях зарабатывают зернотрейдеры, а не сельхозтоваропроизводители. Поэтому думаю, что было бы полезнее вернуться к принятому еще в 1994 году N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», где четко определены взаимоотношения между государством и крестьянами, и в целом этот закон отвечает интересам АПК. Его никто не отменял, но он почему-то не выполняется. — Каковы цели, задачи и перспективы создания сибирского или краевого интервенционного зернового фонда? — В рамках МАСС мы создали секцию, которая объединила сибирских зернопереработчиков, пожелавших выработать единую политику на зерновом рынке. Там неоднократно звучали идеи создания таких фондов. Они необходимы. Например, в настоящее время сложился дефицит зерна в 300–400 тыс. тонн, что уже стало причиной остановки некоторых мельниц на Алтае. На очереди — мощности крупных агропромышленных холдингов. Я недавно подписал письмо на имя премьер-министра Михаила Фрадкова, в котором мы обращаемся с просьбой о проведении зерновой товарной интервенции. Интервенционный фонд могли бы создать и сами зернопереработчики, если бы не «обескровились» за счет низких цен на муку и макароны в прошлом году. Но в целом, я считаю, у зернопереработчиков есть два способа обеспечения себя сырьем: авансирование крестьян и самостоятельное производство зерна. В продолжение этой темы скажу, что на заседании МАСС мы принимали решение о создании единого продовольственного рынка Сибири (ЕПРС). — Есть сомнения, что в сегодняшней рыночной экономике такие подходы реализуемы. — Для реализации этой идеи не хватает только одного — политической воли руководителей субъектов РФ в СФО. Практика такова, что рыночные подходы в АПК в их привычном понимании неэффективны. В этом секторе рынок должен развиваться с существенной долей госрегулирования. — Как вы оцениваете краевое законодательство с точки зрения стимулирования развития АПК и экономики в целом? Какие здесь есть резервы? — В последние несколько месяцев крайсовет принял пять краевых целевых программ. В их числе — «Развитие племенной базы животноводства» на 2006–2007 годы, «Поддержка сельскохозяйственного производства в отдаленных горных районах Алтайского края» на 2006–2007 годы, «Техническое перевооружение сельского хозяйства Алтайского края» на 2006–2010 годы, «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Алтайского края» на 2006–2010 годы, «Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае в 2002–2007 годах и на период до 2010 года». Пока они не включены в реальную работу, но мы связываем с ними определенные надежды. Очень неэффективно в крае идут лизинговые программы, федеральные лизинговые схемы практически не используются: уже более 200 машин от лизингополучателей забрали за неспособность рассчитываться. Поэтому в своей краевой программе мы предусмотрели такой подход, при котором краевой бюджет безвозмездно оплачивает 20% стоимости машин, то есть вносит первоначальный взнос за технику. — После довыборов в крайсовет, прошедших 12 марта, состав регионального парламента изменился. Как это сказалось на работе Совета? — В результате довыборов 12 марта в крайсовет пришли сразу пять депутатов от Барнаула (всего в крайсовете восемь депутатов-одномандатников от Барнаула. — «КС»). При этом все они предприниматели и по роду деятельности увязаны с городской инфраструктурой. Уже на первой после довыборов сессии по всем «городским» вопросам шло очень заинтересованное обсуждение. Хотелось бы надеяться, что в дальнейшем мы сможем сохранить баланс интересов Барнаула и края, ведь мы призваны думать обо всем населении субъекта РФ. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ