«Дочка» крупного французского банка BNP Paribas банк Cetelem начинает активную экспансию в Сибири. Представительство Cetelem в Новосибирске уже открылось, а сейчас банк подыскивает кандидатуру на должность директора в Омске. Цель ЗАО «БНП ПАРИБА» (так структура зарегистрирована в стране) и его «дочки» в России войти в пятерку лидеров в сфере предоставления качественных и доступных кредитных услуг в течение трех лет. Впрочем, некоторые участники рынка сомневаются в реальности выполнения этих планов. Смогут ли европейские деньги Cetelem занять весомую долю сибирского кредитного рынка, пока еще вопрос. Фото Михаила ПЕРИКОВА Сегодня Cetelem присутствует в 10 крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Воронеже, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Саратове, Ростове-на-Дону, Новосибирске и Казани. «В течение следующих трех лет мы планируем расширить свое присутствие, открыть представительства более чем в 40 регионах России», заявляют в банке, но о более конкретных планах говорить отказываются. В регионах России BNP Paribas и Cetelem развивают пока три вида кредитных продуктов потребительские займы, кредиты на покупку автомобиля, револьверные кредитные карты. Управляющий директор ЗАО «Банк «Сибирь» Сергей Аронов отмечает, что BNP Paribas один из крупнейший банков в мире, лидер на рынке европейского потребкредитования, а в России имеет свое представительство с 1974 года. «Что касается Омска, то рынок здесь достаточно большой и становится все более цивилизованным. На нем уже присутствуют филиалы крупных московских и европейских банков. После выхода на омский рынок Cetelem займет свою нишу в потребительском кредитовании, принесет с собой мировой опыт в качественном обслуживании клиентов. Борьба за клиента станет более жесткой», считает господин Аронов. «В регионах, где рынок автокредитования и карт еще только развивается, у банка есть все шансы занять заметную долю рынка: у него есть для этого ресурсы при условии выстроенной региональной сети, агрессивной ценовой политики и благоприятной рыночной конъюнктуры», считает аналитик и ИК «ФИНАМ» Владимир Сергиевский. В то же время господин Сергиевский отмечает, что банку предстоит войти в рынок, где уже присутствуют мощные игроки. Кроме того, сегмент потребкредитов в регионах уже достаточно насыщен, и банку придется вести довольно агрессивную маркетинговую политику, отвоевывая свою долю рынка, а также налаживать связи с торговыми сетями. Опрошенные «КС» эксперты отмечают, что у Cetelem есть одно важное преимущество перед другими игроками это его принадлежность крупной западной структуре BNP Paribas и доступ к дешевым кредитам. «Однако и этот фактор не стоит переоценивать, предупреждает аналитик «Арбат Капитал« Михаил Заварев. В России есть множество филиалов западных банков, которые пока не добились сколько-нибудь впечатляющих результатов на нашем рынке. Прекрасным примером в связи с этим является Citibank». Аналитик полагает, что вряд ли в ближайшие пару лет у Cetelem есть шанс занять более 12% на рынке российского потребительского кредитования. (Для сравнения: доля «Хоум Кредит», который представлен на российском рынке потребкредитования порядка пяти лет, составляет лишь около 2%.) Однако в отдельных регионах, в частности, на сибирском рынке, доля Cetelem при грамотном построении бизнеса, по прогнозам некоторых экспертов, может достигнуть и 1015%. Заместитель управляющего филиала «Омский» ОАО «СОБИНБАНК» Александр Москвичев считает, что для Cetelem будет важно не просто «заполучить» большое количество клиентов, а в первую очередь обеспечить хорошее качество кредитного портфеля. «Опыт некоторых игроков, которые сейчас пытаются выйти на рынок потребкредитования, говорит о том, что набрать количество кредитов в этом сегменте несложно, а вот обеспечить качество этого портфеля гораздо труднее. Сегодня многие банки для того, чтобы остаться в этом секторе, стали подходить к выдаче нецелевых кредитов более осторожно, и это очень верный шаг. Если «дочка« BNP Paribas Cetelem также тщательно проработает вопрос оценки заемщика, то у них есть все шансы получить определенную долю рынка Сибири», отмечает Москвичев. Впрочем, участники рынка сходятся во мнении, что, несмотря на все еще активный рост сектора потребительского кредитования (связанный с тем, что его проникновение в экономику страны находится на достаточно низком уровне: соотношение общего объема потребительских кредитов к ВВП в России составляет чуть более 10%, в то время как в Европе более 45%), темпы этого роста постепенно замедляются. К тому же с развитием бизнеса по потребкредитованию и усилением конкуренции будет снижаться и процентная маржа по этому сегменту. Источник: Креативное обозрение на idea.ru