Рост цен на ГСМ провоцирует налоговая система

Рост цен на бензин стал сегодня едва ли не самой актуальной темой в российской экономике. Так, руководство Федеральной антимонопольной службы (ФАС) видит причину роста в картельном сговоре нефтяных компаний. Между тем как минимум 50% цены на топливо составляют налоги, и истинными причинами дороговизны бензина, по мнению экспертов, стали высокие мировые цены на нефть и налоговая политика государства. По данным Госкомстата, в первом квартале 2005 года средневзвешенная цена нефтепродуктов в РФ увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 19%. В январе они падали, в феврале стабилизировались, а в последней декаде марта подскочили в среднем по России на 0,3%, а за апрель - на 3%. Уже в начале мая на московских АЗС цены на бензин Аи-92 и Аи-95 перешагнули рубеж 16 и 17 руб. за литр соответственно, достигнув стоимости бензина на американских заправках. В Сибири стоимость топлива была ниже. По данным маркетинговой службы компании «Сибнефть» - одного из основных игроков сибирского рынка нефтепродуктов, - в середине мая розничные цены на бензин Аи-92 и Аи-96 составляли 15 и 16 руб. соответственно. Впрочем, «Сибнефти», как и другим крупным российским нефтяным компаниям - «ЛУКОЙЛу», «Сургутнефтегазу», ТНК-ВР, ЮКОСу, «Роснефти», «Татнефти», «Альянсу», «Башнефти» и «Славнефти», - пришлось отчитываться перед ФАС за свою ценовую политику. Напомним, что антимонопольщики обязали эти компании до 10 мая текущего года предоставить полную информацию по объемам добычи сырья, экспорта нефти и нефтепродуктов, уровню отпускных цен на нефтеперерабатывающих заводах и оптовых цен сбытовых предприятий. С помощью этой акции они пытаются выявить возможный картельный сговор между нефтяниками. О возможности такого сговора открыто заявил руководитель антимонопольного ведомства Игорь Артемьев, по словам которого «экономических оснований для существенного роста цен на бензин нет». Нефтяные компании в один голос утверждают, что главными причинами повышения розничных цен на нефтепродукты являются высокие мировые цены на нефть и неправильная налоговая политика. В настоящее время структура налоговой составляющей в цене нефтепродуктов выглядит следующим образом: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - 15%; акцизы - 13%; налог на прибыль - 7%. Кроме того, в конечную цену ГСМ включены: стоимость добычи и приобретения нефти (без НДПИ) - 15%, транспортировка - 3%, коммерческие расходы - 10% (причем в последних также заложены налоги сервисных и транспортных компаний). Таким образом, с учетом НДС (18%) налоговая составляющая в конечной стоимости нефтепродуктов составляет примерно 50%. Иными словами, государство несет как минимум солидарную с нефтяниками ответственность за рост цен на топливо. Также существенное влияние на цену оказывает политика государства по установлению экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Так, по словам исполнительного директора Российской топливной ассоциации Григория Сергиенко, повышение экспортной пошлины на нефть снижает розничные цены на внутреннем рынке только в случае падения мировых цен. Если же они остаются на том же уровне или растут, на стабильность розничного рынка это почти не влияет. А рост экспортных пошлин на нефтепродукты имеет и вовсе обратный эффект: компании стараются производить ровно столько нефтепродуктов, сколько смогут гарантированно продать на внутреннем рынке, так как экспорт излишков становится нерентабельным. Стоит добавить, что с 1 апреля правительство повысило ставку экспортной пошлины с $83 до $102,6 за тонну сырой нефти, а с 25 апреля ставка пошлины на светлые нефтепродукты, включая бензин, повышена с $68,2 до $81,4, на мазут - с $36,7 до $43,8 за тонну. Зависимость стоимости нефтепродуктов в России от мировых цен подтвердил министр финансов РФ Алексей Кудрин. «Высокие цены на бензин, безусловно, связаны с тем, что наш рынок открыт, и для сдерживания роста цен надо закрыть границу и перестать экспортировать нефть в таких объемах. Тогда мы получим превышение предложения над спросом на внутреннем рынке, и цена упадет», - сказал министр, выступая в Совете Федерации. Однако такие действия правительства, по его словам, могут привести к сокращению доходов не столько нефтяных компаний, сколько страны в целом. Поэтому, как заявил глава Минфина, сокращать экспорт нефти Россия не будет. Согласно действующему бюджетному кодексу РФ, часть доходов федерального бюджета, образующихся в результате превышения реальной цены на нефть над прогнозируемой, направляются в специальный Стабилизационный фонд. Базовая величина фонда для страховки бюджета-2005 на случай ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры установлена в размере 500 млрд руб. И как ранее заявлял Алексей Кудрин, сверхдоходы Стабфонда (все, что превышает фиксированные 500 млрд руб.) «будут расходоваться исключительно на погашение внешнего долга и покрытие дефицита Пенсионного фонда России, и его средства не будут направляться на иные непроцентные расходы». Но если сейчас «цена отсечения» для формирования Стабилизационного фонда составляет $27 за баррель нефти, то ее реальная стоимость колеблется от $40 до $50 за баррель. То есть сверхдоходы Стабфонда растут непредвиденно высокими темпами. К началу мая объем фонда уже достиг 858 млрд руб., и, по прогнозам Минэкономразвития, к концу 2005 года его размер может превысить 1,5 трлн руб. В связи с этим правительство может пересмотреть свое отношение к расходованию средств Стабфонда. На этом настаивает, в частности, премьер-министр России Михаил Фрадков. В январе именно за счет Стабфонда уже были повышены пенсии и другие социальные выплаты гражданам, что в значительной мере сгладило последствия монетизации льгот. То есть, кроме негативных последствий роста цен на ГСМ, россияне все-таки получили от дорогой нефти и большую социальную стабильность. В дальнейшем средства Стабилизационного фонда могут вкладываться и в секторы реальной экономики. За счет «нефтедолларов», например, можно провести реструктуризацию задолженности промышленных предприятий, что значительно активизирует деловую активность. Не признавая обвинений в ценовом сговоре, нефтяные компании указывают на рост своих издержек. В прошлом году выросла стоимость страховки при транспортировке нефти, подорожала металлопродукция, используемая нефтяниками, на 15-20% выросли тарифы естественных монополий. Все это не могло не повлиять на себестоимость производства нефтепродуктов. Активно оперируют нефтяники и данными мировой статистики. Из них следует, что в России налоговая составляющая в цене нефтепродуктов (уже упоминавшиеся 50%) превышает принятую в США долю (30 - 40%) и стремительно приближается к европейским показателям (70 - 80%). При этом в рейтинге цен на бензин класса А-95 в 2004 году Россия занимала только 123-е место из 141. Согласно этому рейтингу, усредненная мировая цена на этот бензин определена в $0,85 за литр, в России - около $0,6. Пока неизвестно, покажутся ли эти аргументы убедительными для руководства ФАС. Впрочем, надежда на изменение ситуации остается. «В наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии», - сказал в своем недавнем послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин. Подробно остановившись на практике работы фискальных органов, президент заявил, что «приоритетом в их деятельности должна стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и пошлин». Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ