Дефицит отечественного сырья, наблюдающийся в последние годы на рынке мясопереработки, заставляет мясокомбинаты искать новые сырьевые рынки или инвестировать средства в создание собственной сырьевой базы. Так, крупнейший хакасский мясопереработчик АПК «Мавр» намерен до конца 2006 года построить в соседнем Красноярском крае свинокомплекс, вложив в него более $7 млн. Однако, по мнению конкурентов, снижение издержек на конечную продукцию вряд ли приведет к увеличению доли компании на красноярском мясном рынке. ООО «Агропромышленная компания «Мавр» (Абакан) - крупнейший мясопереработчик Хакасии. По данным компании, она занимает около 87% рынка Хакасии и около 20% рынка Красноярска. В сутки производит около 30 тонн колбас среднего и низкого ценового сегмента и 120 тыс. банок (350 г) паштетов, тушенки, каш с мясом. «Мавр» владеет в Хакасии элеватором производительностью 100 тонн муки в сутки. По информации ООО «Ярск», доля «Мавра» в Красноярске составляет около 10%. Другими крупными участниками на рынке Красноярска являются «Красноярская продовольственная компания» (37%), «Новосибирский мясоконсервный комбинат (13%), «Сибирская аграрная группа» (10%), «Ярск» (7%), московские производители (18%). Как заявил «КС» коммерческий директор АПК «Мавр» Ринат Шарыпов, свинокомплекс будет построен «с нуля» в Минусинском районе на юге Красноярского края уже к концу 2006 года. Ожидается, что первоначально поголовье составит около 30 тыс. свиней (купленных в Тюмени), постепенно оно увеличится до 54 тыс. «Таких свинокомплексов сегодня в Красноярском крае нет. От предприятий, которые были построены в советское время, остались лишь названия», - говорит господин Шарыпов. Всего «Мавр» намерен инвестировать в проект около 200 млн руб. По словам Шарыпова, собственный свинокомплекс полностью обеспечит предприятие сырьем, позволит добиться стабильного качества продукции и усилит положение компании на рынке. «Кроме того, собственное сырье - меньшая себестоимость конечного продукта, - считает топ-менеджер. - Сейчас нам приходится закупать свинину в Красноярском крае, на Алтае и в Новосибирске». Сибирские свиноводы в целом считают желание «Мавра» обзавестись собственной сырьевой базой экономически оправданным. «Для мясопереработчика иметь свинокомплекс чрезвычайно выгодно. А если им удастся полностью замкнуть весь цикл производства, включая выращивание фуражного зерна, то прибыль будет максимальной», - уверен заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «Кудряшовское» (Новосибирская область) Андрей Коньшин. По его расчетам, поголовье в 54 тыс. свиней позволит ежемесячно получать 5 тыс. поросят общим убойным весом 360 тонн (примерно 30 млн руб.). По мнению гендиректора ЗАО «Кудряшовская агропромышленная группа» (включает три свиноводческих хозяйства Новосибирской области) Сергея Подоймы, объем инвестиций в 200 млн руб. едва ли позволит компании обзавестись и собственным комбикормовым заводом, без которого «выращивать поросят будет непросто». «На ровном месте построить свинокомплекс очень затратно, другое дело - реконструировать какое-нибудь заброшенное свиноводческое хозяйство. Конечно, во многом успех предприятия будет зависеть от команды специалистов, так как мясопереработка и свиноводство - два совершенно разных бизнеса», - заключает господин Подойма. По его расчетам, при существующих ценах и спросе на свинину свинокомплекс окупится примерно за пять лет. Однако конкуренты уверены, что решение сырьевой проблемы не приведет «Мавр» к упрочнению на рынке. «Собственный свинокомплекс - лишь хороший способ стабильно получать сырье определенного качества. Чтобы предприятию, ориентированному на производство консервированной каши с мясом, тушенки и колбас средней и низшей ценовой категории, увеличить долю на рынке, необходимо решить много дополнительных вопросов: изменить технологию производства, привлечь специалистов, внедрить новые брэнды, - говорит коммерческий директор ООО «Ярск» Марина Соколова. - Рынок мясопереработки динамичен, и пока «Мавр» будет занят решением сырьевой проблемы, конкуренты могут уйти далеко вперед». Схожим мнением поделилась с «КС» руководитель службы маркетинга и рекламы ООО «Красноярская продовольственная компания» (КПК) Анна Корбан: «Для рынка имеет значение качество продукции, а у них оно ничем не выделяется. Если же, снизив все свои издержки, они захотят привлечь покупателя более низкой ценой, то и в этом случае результат сомнителен: в соответствии с нашими маркетинговыми исследованиями дешевая продукция вызывает у людей опасения относительно ее качества». Мясопереработчики Красноярска пока не намерены строить собственные свинокомплексы. «Из-за сегодняшних квот на импорт мяса дефицит свинины почти не ощущается. Кроме того, свиноводство было бы для нас совершенно новым бизнесом», - заявили «КС» в КПК. Источник: Креативное обозрение на idea.ru