По объему валового регионального продукта на душу населения Красноярский край занимает первое место в Сибирском федеральном округе. Одними из главных задач в экономической сфере являются преодоление моноотраслевой структуры экономики путем ее диверсификации и повышение конкурентоспособности. О возможностях продвижения продукции за пределы региона корреспондент «КС» беседует с заместителем губернатора края - начальником Главного управления развития экономики и планирования (ГУРЭП) администрации края ЭДХАМОМ АКБУЛАТОВЫМ. - Эдхам Шукриевич, какие причины обуславливают недостаток присутствия товаров за пределами края? - Высокие затраты по доставке, недоработки в плане потребительских свойств при высоком технологическом качестве. Пассивность - ведь любое продвижение сопряжено с риском, а в наших условиях (географических, экономических, исторических) тем более. Недостаток элементарных знаний, в том числе в области международного, таможенного законодательства. - Есть ли сегодня смысл краевым производителям рассчитывать на поддержку со стороны местных властей? - Конечно. Второй год осуществляется компенсация части процентной ставки по банковским кредитам. С 2005 года предусмотрена еще и компенсация части лизинговых платежей. Определены приоритетные направления поддержки. Со следующего года начнут действовать новые формы поддержки - по возмещению части затрат в связи с поставками на экспорт и продвижением продукции. Особое внимание уделяется инновационным проектам. Приступили к созданию сети бизнес-инкубаторов разной специализации. Возможны и другие механизмы. Например, в 2004 году 237 млн выделено из бюджета на компенсацию затрат на электроэнергию сельскохозяйственным предприятиям края. - Предусмотрены какие-то льготы от государства? - Для содействия расширению деятельности субъектов малого предпринимательства на территории Красноярского края Советом администрации края была проведена работа по разработке льготного режима налогообложения субъектов малого предпринимательства. Результатом данной работы стало принятие Законодательным собранием края законов «О внесении изменений в статьи 2 и 5 законов края «О налоге на имущество организаций» и «О ставке налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет края, для отдельных категорий налогоплательщиков». Условием прекращения применения упрощенной системы налогообложения является превышение дохода от реализации налогоплательщика 15 млн рублей. При переходе с упрощенной системы налогообложения на общую систему налогообложения субъекты малого предпринимательства смогут воспользоваться льготным режимом налогообложения. Льготы будут действовать до 2008 года. В пределах компетенции региональных властей на указанный период субъектам малого предпринимательства предоставляются льготы: снижение налога на прибыль на 4%, освобождение от налога на имущество. Субъекты малого предпринимательства могут воспользоваться введенными льготами при одновременном соблюдении следующих условий: предприниматели должны обеспечить рост фонда оплаты труда на своем предприятии не менее чем на 20% по сравнению с предыдущим годом. Объем доходов при этом должен составлять от 15 млн рублей до 50 млн. Еще одним рычагом государственной поддержки организаций малого бизнеса с оборотами выше 15 млн рублей является реализация политики по субсидированию части процентных ставок по кредитам. Предполагается, что по линии субсидирования части процентной ставки будут поддержаны проекты, которые заявлены предпринимателями с объемами годового оборота свыше 15 млн рублей и которые гарантируют рост заработной платы в соответствии с политикой в сфере социальных гарантий. - Каким образом продвигается и популяризируется продукция края на рынках СФО, России и международных рынках? - Участие во всевозможных конкурсах, выставках, в том числе межрегиональных и международных. Совместно с Центрально-Сибирской торгово-промышленной палатой Совет администрации края организует торгово-экономические миссии в различные регионы России и зарубежные страны. Реализуется ряд соглашений между регионами о сотрудничестве. Важнейшая задача - задействовать информационный ресурс, в том числе СМИ. - Какие факторы, на ваш взгляд, обеспечивают успешную работу красноярских компаний на российском рынке? - Менеджмент. Те компании, которые вышли на российский рынок и прочно удерживают на нем позиции, несколько лет завоевывали доверие своих клиентов. И сегодня держат марку! Этот аспект относится уже к качеству управления. Мало производить качественную продукцию. В цепочке до конечного потребителя и до конца жизненного цикла продукта «слабых» звеньев просто не должно быть. - Для продвижения товаров за пределы края всегда необходимы свежие оригинальные идеи. Какие новые проекты планируете реализовать в этом году? - Большинство районов края - сельскохозяйственные территории со всем набором проблем: нерентабельность, сокращение поголовья, недостаток сырья и т. д. Идея заключается в том, чтобы стимулировать развитие личных подсобных хозяйств. Инструменты: гарантия сбыта за счет развития сети сельскохозяйственных кооперативов, снижение стоимости кредитных ресурсов, привлекаемых сельскохозяйственными кооперативами и кооперативами предпринимателей для предоставления займов своим членам. Есть еще некоторые наработки, но о них пока рано говорить. - Существует ли синергия от совмещения товаров местных производителей и выхода торговых сетей за пределы региона (например, сеть «Алпи», выходящая на межрегиональный рынок)? - Участники рынка стараются уходить от прямых столкновений, обращая внимание на свободные ниши в городах края. По приросту торговых площадей лидером на местном рынке в последние годы становится ассоциация «Сибирская губерния». С 1999 года из птицеводческого бизнеса выросла сеть розничной продажи из магазинов шаговой доступности в Красноярском крае, потом возник брэнд «Алпи», который полностью занял практически пустую нишу гипермаркетов в регионе. «Алпи» объявила о планах по выходу на рынки ближайших территорий: в Красноярском крае это Зеленогорск, Лесосибирск. Также намерены развернуть проект на рынках соседних регионов - в Новосибирске, Иркутске, Омске, Томске, Новокузнецке. Задача «Алпи» - до 2007 года построить еще 25 гипермаркетов общей площадью 250 тыс. кв. м. Первый из гипермаркетов «Алпи» за пределами Красноярского края появится в Новосибирске уже в этом году. Впоследствии к нему добавятся еще четыре. «Алпи» - единственная компания, раскрывающая происхождение средств на свое развитие: это заимствования у Сбербанка. Для расширения сети планируется дополнительно привлечь до $150 млн. Поддерживая малый бизнес, производящий конкурентоспособные товары, мы рекомендуем товаропроводящим сетям наладить взаимовыгодное сотрудничество с такими предпринимателями. Таким образом, мы замыкаем цикл государственной поддержки региональных товаропроизводителей и попутно решаем еще множество актуальных задач, связанных с качеством, уровнем жизни, занятостью. - Как реализуются региональные программы качества, повышающие конкурентоспособность товаров из Красноярска? - В Красноярском крае седьмой год подряд проводится Всероссийский конкурс Программы «100 лучших товаров России». Основная цель Программы состоит в содействии продвижению товаров и услуг ее победителей на российский и зарубежные рынки. С каждым днем актуальность Программы возрастает: повышение конкурентоспособности и качества товаропроизводителей Красноярского края является приоритетным направлением реализуемой региональной политики. В этом году участие в конкурсе приняли 35 предприятий, заявивших более 70 видов продукции и услуг, из них 22 - предприятия пищевой промышленности (более 50 видов продукции). До недавних пор в Красноярском крае всего несколько десятков предприятий имели системы менеджмента качества, сертифицированные в соответствии с требованиями стандарта ISO 9000. Сейчас получать такие сертификаты начинают не только промышленные гиганты, но и сравнительно небольшие по численности персонала и объемам производства компании. Кроме того, ведется работа с ассоциациями, общественными объединениями предпринимателей края. В настоящее время действует около 30 таких организаций в 15 городах и районах, объединяющих предпринимателей как по территориальному, так и по профессиональному признаку. Подключен, конечно, и административный ресурс - органы местной власти. Перед ними поставлено сразу несколько задач, первоочередной из которых является составление списка продукции и товаров, способных на равных конкурировать с продукцией поставщиков из других регионов и стран. - Зачем нужен этот список? - С этого года на уровне Федерации, со следующего - на уровне края будут реализованы механизмы продвижения продукции местных производителей на межрегиональные и международные рынки. В частности, компенсация части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-экспортера, а также компенсация части затрат по аренде выставочных площадей при участии в выставочно-ярмарочном мероприятии за рубежом и на международных выставках на территории Российской Федерации. Предусмотрена компенсация до 50% этих затрат. - С какими сложностями пришлось столкнуться при развитии проекта? - Менталитет наших производителей. Не всех, конечно, но... Качество - понятие очень емкое. И относится не только непосредственно к продукту, товару. Это и фасовка, и упаковка, и форма, внешний вид, сопутствующие услуги, сервис, варианты оплаты, доставки и многое другое. Не последнее значение имеет и профессионализм работников на всей цепочке создания продукта и доведения его до потребителя. Начиная или развивая бизнес, не каждый предприниматель осознает последствия своей недальновидности, когда не закладывает затраты на рекламу, обучение, дизайн. Источник: Креативное обозрение на idea.ru