Торговлю сдерживают транспортные расходы

Красноярский край по итогам 2004 года, по данным Сибирского таможенного управления, остался лидером по внешнеторговому обороту (ВТО) в СФО. Его удельный вес - 21,3%. Однако темпы роста товарооборота оказались ниже, чем в среднем по Сибири (24% в крае и 37% в СФО), что позволило Кемеровской области (рост 65%) вплотную приблизиться к лидеру - сейчас их разделяет $64 млн. О перспективах развития внешнеторговых связей региона корреспонденту «КС» АЛЕКСЕЮ БОНДАРЕВУ в интервью «КС» рассказал заместитель губернатора Красноярского края СЕРГЕЙ СОКОЛ, который курирует внешнеэкономическую деятельность краевой администрации.   Фото Михаила ПЕРИКОВА - Сергей Михайлович, какие основные статьи красноярского экспорта? - Учитывая, что край является крупнейшей природно-сырьевой базой России, экспортную специализацию региона определяет продукция четырех групп: цветные металлы (медь, никель, алюминий, кобальт), продукты неорганической химии (синтетический каучук, уран обогащенный), древесина и минеральные продукты. Их удельный вес в 2004 году составил 97,7% стоимости всего экспорта края. Из продукции машиностроительного комплекса на протяжении последних пяти лет наблюдается устойчивый рост экспорта зерноуборочных комбайнов, производимых Красноярским заводом комбайнов. - Продолжится ли рост внешней торговли в текущем году? - Увеличение внешнеторгового оборота в прошлом году обусловлено в значительной степени расширением торговли со странами дальнего зарубежья, а также растущим внутренним спросом. Помимо этого, поскольку наш регион ориентирован на экспорт, то на увеличении товарооборота сказался рост экспортных поставок, обеспеченный благоприятной ситуацией на мировом рынке цветных металлов. В этом году тенденция увеличения внешнеторгового оборота также продолжится. Уже в первом квартале увеличение относительно аналогичного периода предыдущего года составило 22,8%. При этом импорт снизился на 16,1% из-за того, что прекратился ввоз дорогостоящих космических аппаратов, а экспорт увеличился на 28% из-за увеличения объемов вывозимого никеля, алюминия, а также роста цен на медь и никель. Положительная тенденция увеличения ВТО за счет роста цен на рынке цветных металлов сохранится до 2010 года. Затем цены на рынке цветных металлов могут снизиться, что не сможет не отразиться на региональной экономике. В связи с этим уже сейчас администрацией края прилагаются усилия, направленные на диверсификацию экономики за счет развития таких отраслей, как строительство, транспорт, машиностроение, лесная и пищевая промышленность, розничная торговля. Кроме того, в настоящее время в администрации края проводится работа по выявлению конкурентоспособной продукции товаропроизводителей малого и среднего бизнеса края с целью продвижения ее на внешние рынки. - Можно ли в случае с Красноярским краем по отдельным видам продукции говорить об импортной зависимости? - В целом Красноярский край является продовольственно зависимым регионом. 70% продукции, представленной в магазинах, ввезено из других регионов России и зарубежных стран. Если говорить об «импортной чуме» для производителей - это мясо птицы, импортируемое из США, или, как в народе говорят, «ножки Буша». Они уже несколько лет ввозятся в край и составляют конкуренцию местным птицефабрикам. Положение местного птицеводства может заметно ухудшиться после недавнего подписания правительством РФ соглашения с США, увеличивающего квоты на ввоз мяса птицы. Кроме того, красноярские торговые площади переполняют колбасные изделия новосибирских, омских, томских мясопроизводителей, хотя на территории края действуют пять крупных мясоперерабатывающих компаний. Вскоре на территории края будет запущен еще один мясокомбинат - «Ярск», - строящийся московской компанией, которая владеет торговой маркой «Дымов». Сегодня для края важно, чтобы развивалась и работала своя мясоперерабатывающая промышленность, поскольку, помимо удовлетворения потребностей населения в продовольствии, активно работающие предприятия - это дополнительные рабочие места и налоговые поступления. - Самые крупные импортные поставки на территорию края в 2004 году были осуществлены из Франции и Гвинеи. Что везут из этих стран? - Да, в прошлом году Франция и Гвинея действительно являлись самыми крупными поставщиками продукции в край. Удельный вес Франции в общем объеме импортных поставок составил 24,2%, поскольку из Франции ФГУП «НПО прикладной механики имени академика М. Ф. Решетнева» ввозилось дорогостоящее оборудование для производства спутников. А из Гвинеи, на которую пришлось 13,7% всего стоимостного объема продукции в край, КрАЗом на протяжении нескольких лет ввозится глинозем. Помимо Гвинеи, сырье ввозится из Казахстана, Украины, Венесуэлы и Румынии. - А какой самый экзотический товар, ввозимый в край? - Конечно же, всевозможные фрукты. Например, драконов фрукт - кстати, любимый фрукт королевской семьи в Таиланде, а также личи, рамбутан, памело, мангустин, папайа и манго. - Сталкивается ли Красноярский край с конкуренцией при экспорте своих товаров? И где эта конкуренция ощущается особенно сильно? - Основной проблемой являются высокие затраты на транспортировку продукции до рынков сбыта. В связи с этим продукция многих предприятий края является менее конкурентоспособной. Так, например, при выходе ФГУП «Германий» на японский рынок предприятие не смогло конкурировать с китайскими производителями германия, поскольку цена на китайский германий самая низкая в мире. «Сибкраска» не выдержала конкуренции с московскими производителями лакокрасочной продукции в Монголии и вынуждена была уйти с рынка. Что касается продвижения продукции лесного комплекса на внешние рынки, основными потребителями пиломатериалов являются страны Европы, Азии и Африки. Поставки пиломатериалов в Японию осуществляются в небольших масштабах, так как предприятия края сталкиваются с проблемой сертификации продукции. А продвижение пиломатериалов в Китай также затруднено, так как китайские производители предпочитают закупать в крае круглый лес, перерабатывать его и поставлять на рынки Японии и США. При экспорте круглого леса в Китай красноярским производителям приходится конкурировать с производителями Иркутской области и Дальнего Востока в связи с близостью к ним Китая. - Какие протекционистские меры по продвижению региональной продукции на внешнем рынке предпринимает краевая администрация? - Администрация Красноярского края проводит работу, нацеленную на расширение международных связей предприятий. Сотрудничаем с посольствами РФ в зарубежных странах и зарубежными посольствами в России, торговыми представительствами. Администрация организует деловые миссии предпринимателей края за рубеж, формирует делегации на участие в зарубежных ярмарках и выставках. В настоящее время идет формирование делегации края в Китай для участия в 16-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарке, которая состоится 15-19 июня. С целью формирования благоприятного имиджа Красноярского края у зарубежных партнеров и инвесторов мы размещаем информацию о потенциале края в средствах массовой информации зарубежных государств. Для продвижения продукции на региональные рынки разработана программа «Енисейская марка качества». Опыт аналогичных зарубежных программ показывает, что продвижение продукции, маркированной престижным национальным знаком качества, позволяет увеличить объемы продаж на 40%. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ