PLM сливается с ERP

Мировой рынок PLM (Product Lifecycle Management, или управление жизненным циклом изделия), по данным американской консалтинговой компании CIMdata, вырос на 8,7% и составил $18,1 млрд в 2005 году. Темпы роста российского рынка PLM значительно опережают мировые (по некоторым данным, за 2005 год рынок вырос вдвое). Его обеспечивают как общий подъем российской экономики, вызванный сменой собственности на многих заводах и привлечением инвестиций, так и участие в международном разделении труда. В то же время, по мнению экспертов, многие предприятия пока не осознают преимуществ от полноценного внедрения PLM, поэтому рост рынка идет с перекосами в ту или иную сторону. Термин PLM включает в себя управление производством продукта с момента разработки его концепции через проектирование и производство до продаж, послепродажного обслуживания и утилизации. Возможности, которые предоставляет PLM, позволяют предприятию эффективно обновлять свои продукты и релевантные услуги на протяжении полного бизнес-цикла. PLM чаще всего используют предприятия с дискретным типом производства. «Для сталеплавильных, мукомольных, цементных заводов это не так актуально, как для авто- и авиапроизводств, судоверфей, предприятий бытовой электроники и прочих, где продукт состоит из многих компонентов от разных поставщиков», — объясняет директор по технологиям новосибирской софтверной компании «Ледас» Дмитрий Ушаков. PLM включает в себя набор средств для проектирования — куда попадают системы классов CAD (автоматизированное проектирование), CAE (автоматизированное конструирование), CAPP (планирование технологических процессов) и CAM (автоматизированное производство) — и организации совместной работы, визуализации, управления и разделения информации об изделии (PDM). Основные игроки на рынке PLM — зарубежные компании Dassault Systems, IBM, PTC, SAP, UGS. Из отечественных стоит отметить компанию «Аскон» с PLM-решением «Лоцман: PLM», которое внедрено на таких предприятиях, как «Омскагрегат» (авиаприборостроение), ОАО «СибВАМИ» (Иркутск) — основной проектировщик холдинга СУАЛ. Если посмотреть историю, то первыми в России на концепцию PLM обратили внимание предприятия оборонно-промышленного комплекса, предприятия авиа- и судостроения, которые выжили в годы реформ и успешно работают сегодня. Дело в том, что в перечисленных отраслях жизненный цикл изделия является наиболее долгим, а это значит, что эффективное управление и использование информации, которая накапливается на всех стадиях проектирования, производства, эксплуатации и утилизации, является критичным параметром в деятельности предприятия. Многие российские предприятия вполне созрели для таких внедрений, считает Дмитрий Ушаков. Особенно в этом преуспели те из них, что участвуют в международном разделении труда. В качестве примеров Ушаков приводит российские инженерные центры Boeing и Airbus, корпорацию «Гражданские самолеты Сухого» и другие. В настоящий момент внедряют PLM на НЗХК, НАПО им. Чкалова, Томском электромеханическом заводе, Красноярском заводе комбайнов. В целом потенциал сибирского рынка PLM выше, чем в среднем по России, и связано это с тем, что в Сибирском регионе сосредоточено большое число машиностроительных предприятий — основной отрасли, в которой используются решения PLM. На распространение PLM существенно влияет рост рынка ERP. По мнению директора по маркетингу группы компаний «Аскон» Максима Богданова, внедряя ERP, промышленное предприятие рано или поздно задумается о реализации технологий PLM. «В результате интеграции этих систем предприятие получает доступ к достоверной информации о продукции и производственных процессах, на основе которой можно рассчитывать экономические показатели деятельности компании», — комментирует Богданов. Специалисты российского представительства компании Dassault Systems считают, что сейчас идет процесс взаимного проникновения: ERP расширяются в сферу PLM-задач (как, например, SAP PLM), а PLM берет на себя некоторые функции ERP-систем (например, MARTEAM ALM). Такая ситуация связана прежде всего с тем, что значительный процент информации, которой оперируют ERP-системы, совпадает с информацией, содержащейся в PLM-продуктах. «Задача интеграции PLM и ERP становится актуальной, — объясняет Дмитрий Ушаков. — Дело в том, что такие документы, как цифровой макет изделия, его структура, технологические процессы производства, являются общими как для ERP, включая CRM (взаимоотношения с клиентами) и SCM (управление цепочками поставок), так и для PLM. Конечно, неразумно дублировать эту информацию в ERP, намного проще взять ее из PLM. Да и те предприятия, что уже внедрили ERP, понимают выгоды организации общего хранилища конструкторской и технологической документации с совместным доступом к ней всех сотрудников, поэтому готовы к внедрению PLM». Несмотря на благоприятную в целом обстановку на рынке и возрастающую необходимость в PLM, многие руководители еще не до конца понимают, что PLM дает предприятию. Ситуация аналогична положению дел в сегменте ERP-систем. «К сожалению, пока предприятия используют не полный набор возможностей PLM, а ограничиваются взаимодействием с CAD-системами», — говорит специалист SAP Константин Кудашев. По прогнозам экспертов, рынок PLM продолжит развиваться опережающими темпами. «Немалую роль должно сыграть участие государства, которое берет на себя все больше функций в сфере экономики. Например, содействует созданию единого холдинга авиационных заводов», — поясняет Дмитрий Ушаков. «Мы видим очень четкие перспективы роста востребованности PLM-решений но российском рынке», — говорит Константин Кудашев. Бурному росту рынка PLM будет способствовать как дальнейший подъем российских машиностроительных предприятий и предприятий ВПК, так и общее понимание того, что в условиях вступления России в ВТО от предприятий потребуется выпускать более конкурентоспособную продукцию. «А использование PLM-решений — верный и кратчайший путь достижения этой цели», — резюмирует Кудашев. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ