«Сибирский транзит» как двигатель театра

В Томске 21 мая стартовал четвертый театральный фестиваль «Сибирский транзит», собравший пятнадцать коллективов региона. Фестиваль задуман как смотр достижений сибирских театров и должен способствовать объединению культурного пространства. Первая половина фестиваля, несмотря на присутствие в программе слабых спектаклей, все же показала, что лучшие постановки сибирских театров не уступают спектаклям столичным. «Дачники» Омской драмы, «Пять вечеров» Новосибирского театра Сергея Афанасьева и «Ромео и Джульетта» Барнаульского драмтеатра доказывают, что уровень театра не зависит от географического расположения.   «Дачники» Омской драмы - самый скандальный спектакль фестиваля Фестиваль, проходящий в четвертый раз, каждый год проводится в новом городе, давая зрителям возможность знакомиться с творчеством театров из соседних областей. В этом смысле он стал заменителем гастролей, которые за последнее десятилетие почти прекратились. Томск выбран местом проведения фестиваля по случаю 400-летнего юбилея города. Раньше «Транзит» принимали Новосибирск, Иркутск, Омск. К четвертому году существования «Транзит» претерпел изменения. Так же как и прежде, он проходит при поддержке полномочного представителя Президента в СФО и Министерства культуры, но в число организаторов с этого года входят Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» и администрация области, принимающей фестиваль. Директор новосибирского театра «Красный факел» Александр Кулябин, придумавший фестиваль и три года бывший его генеральным продюсером, в этот раз числится лишь одним из организаторов. О причинах такого «понижения в должности» сам Александр Прокопьевич говорить отказывается, не комментируют этот факт и другие организаторы. Нынешний экспертный совет возглавил Олег Пивоваров, главный редактор журнала «Театральная жизнь». Несмотря на все заверения в том, что отбор был строгим и тщательным, в афише фестиваля отсутствует отличный спектакль «Ю» новосибирского «Глобуса», но значатся такие унылые и невыразительные, как «Чайка» Томской драмы и «Играем Стриндберга» Красноярского театра. По мнению многих режиссеров и критиков, лучше было эти театры не приглашать вовсе. От режиссеров, впрочем, трудно ожидать восторгов в адрес коллег. Так, один из известных далеко за пределами Сибири постановщиков говорил о спектакле Сергея Афанасьева «Пять вечеров»: «Я нежно люблю Сережу, он очень талантливый человек, но ведь это же настоящая самодеятельность!» А сам Сергей Афанасьев после одного из конкурсных показов сокрушался: «Если скажете, что вам это понравилось, я вам руки не подам!» Впрочем, режиссерам свойственно такое отношение. Фестиваль, после всех приличествующих случаю выступлений, открылся «Дачниками» Омской драмы, поставленными Евгением Марчелли. «Дачники» - первая работа режиссера в Омске, после которой он занял должность главного режиссера театра. В этом году спектакль номинировался на премию «Золотая маска», но призов не получил - московский театральный истеблишмент возмутила скандальная трактовка пьесы. Постановка действительно шокирующая: в самом начале на сцене на несколько секунд появляется совершенно обнаженный юноша. Персонажи пьесы все два действия хотя и ведут разговоры о совести и смысле жизни, только и думают, что о сексе. Все без исключения герои предаются страсти у рампы и за кулисами, издавая эротические стоны. Над белым пространством сцены парит стеклянная стилизованная крыша в виде птички - пародийный привет «Чайке» Антона Павловича Чехова, в которой все друг друга любят, но ни у кого до секса дело не доходит. Труппа Омской драмы - безусловно, одна из лучших в Сибири. А уж такого количества прекрасных молодых женщин на сцене, как в «Дачниках», нет больше ни в одном фестивальном спектакле. Второй удачей «Транзита» стали «Пять вечеров» Сергея Афанасьева. Спектакль уже возымел успех на фестивале памяти Александра Володина в Санкт-Петербурге, и признание в Томске подтвердил класс постановки. Сергей Афанасьев использует прием «отстранения», вводя в спектакль видеокамеру, которая транслирует происходящее на экраны, находящиеся прямо на сцене. То есть нам показывают не просто спектакль, а съемки кинокомедии «пять вечеров». Ироничность приема не отменяет искренности и лирического пафоса, а комедийность идет рука об руку с серьезностью. Удачна и постановка «Ромео и Джульетты» Барнаульской драмой. Возглавивший театр два года назад тридцатилетний Владимир Золотарь устроил из шекспировской трагедии костюмированное цирковое шоу: герои карабкаются по декорациям, их поднимают в клетке-беседке к колосникам, Меркуцио читает знаменитый монолог про королеву Мэб, пристегнувшись к тросам и летая над сценой. Герои боксируют, показывают акробатические номера, дерутся в лучших традициях голливудских исторических боевиков, на сцену летит конфетти, ведрами льется вода, метет пурга из резаной бумаги, как в шоу Вячеслава Полунина. Прекрасны костюмы, замечателен свет, в фонограмме звучит самая что ни на есть модная музыка (Том Уэйтс, Tiger Lillies, Enigma, Брегович), - но за всем этим совершенно теряется шекспировский текст. Что, в общем, не страшно тому, кто знает, в чем там дело и кто кого любит. Фавориты во второй половине фестиваля - «Вишневый сад» Минусинской драмы, поставленный Алексеем Песеговым а также спектакли-гости: «Иуда Искариот. Предатель» Абаканского театра «Сказка» и «Пять историй» Александра Филиппенко. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ