ФГУПы станут привлекательными после решения об их акционировании

Федеральные унитарные предприятия в ближайшее время окажутся в гуще борьбы за наиболее прибыльные госактивы. Государство четко дало понять, что в течение ближайших 5 лет намерено избавиться от большинства ГУПов, ФГУПов, МУПов и ОГУПов. Наиболее ликвидные из них, находившиеся в собственности муниципальных или областных властей, уже проданы. Вокруг федеральной собственности можно ожидать серьезных баталий - интересы слишком многих структур сталкиваются на этом поле. В частности, ожесточенные споры могут возникнуть в отношении государственных полиграфических комплексов, поскольку наряду с сугубо экономическими целями стороны будут преследовать и политические интересы. Большинство полиграфических комплексов в России создавались в советское время и представляют собой крупные предприятия по производству газет и рекламно-акцидентной продукции. Они и сейчас занимают ведущие позиции на полиграфическом рынке регионов, а по печати черно-белых газет многие из них до сих пор являются монополистами. Например, государственное издательско-полиграфическое предприятие «Красное знамя» (Томск) контролирует 55-60% рынка полиграфической продукции области, а ФГУ ИПП «Советская Сибирь» (Новосибирск) печатает, по собственным оценкам, до 80% тиража черно-белых газет Новосибирска и до 60% тиража всей Западной Сибири.   В акционировании заинтересованы даже те ФГУПы, которым удается находить инвестиции, несмотря на форму собственности. На фото - гендиректор «СовСибири» Вячеслав Корягин (слева) Вопрос о необходимости акционирования полиграфкомплексов встал сразу после принятия закона «О государственных и муниципальных предприятиях», поскольку большинство этих предприятий при выполнении требований закона автоматически оказываются на грани выживания. В частности, генеральный директор ФГУ ИПП «Советская Сибирь» Вячеслав Корягин в интервью «КС» рассказал, что закон делает невозможным получение краткосрочных кредитов (для обеспечения заказчиков бумагой) без разрешения собственника, а необходимость согласования всех подобных сделок в Москве серьезно затрудняет работу и снижает конкурентоспособность предприятия. «Кроме того, закон обязывает ГУПы избавиться от «дочек», - сообщил господин Корягин. - Мы имеем единственное дочернее предприятие - профилакторий. Теперь мы обязаны в течение шести месяцев принять его к себе на баланс, но при этом будем лишены доходов, поступающих в профилакторий от продажи путевок. Это лицензированный вид деятельности, и ГУПу, созданному для полиграфических целей, лицензию на лечебно-профилактическое обслуживание никто не выдаст». Схожей точки зрения придерживаются и коллеги Вячеслава Корягина из других регионов. Директор ФГУП «Издательство «Красное знамя» (Томск) Анатолий Колчин уверен, что «любое АО сегодня свободнее, мобильнее в принятии хозяйственных, финансовых, управленческих решений [по сравнению со ФГУПами]». Директор Кемеровского полиграфкомбината Василий Ледяев говорит: «Мы, конечно, хотели бы акционироваться. Сейчас мы госпредприятие, статус наш непонятен, инвестор к нам не идет: ему неинтересно вкладывать деньги в наше производство - нет никакого развития». Генеральный директор ГУП ПИК «Офсет» (Красноярск) Анатолий Толкунов рассказал «КС» о проекте, несостоявшемся из-за формы собственности «Офсета». «Два месяца назад из Германии пришло письмо с предложением инвестировать $20 млн в проект по созданию картонажного производства, - сообщил господин Толкунов. - При этом вся продукция, которую предполагалось выпускать, должна была продаваться в Европе. Однако сегодняшней власти не до нас. Сделка сорвалась». Впрочем, как показывает практика, при известных лоббистских усилиях сложность в привлечении инвестиций ИПП решаема. Так, в этом году на «СовСибири» был запущен новый станок для печати цветных газет (сумма проекта превышает $5 млн, для его реализации были привлечены собственные средства, а также банковские и товарные кредиты). По словам Вячеслава Корягина из «СовСибири», принятие закона «О государственных и муниципальных предприятиях» создало предпосылки для перевода ГУПов в режим акционерных обществ. По законодательству, такой вариант возможен, для его реализации требуется лишь согласие Минпечати и принятие необходимых решений Минимуществом. Это признает и начальник управления полиграфической продукции Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации Евгений Марголин. По его словам, государственные полиграфпредприятия не подходят под критерии закона «О ГУПах» и они должны быть акционированы. «Однако сейчас нельзя сказать ни о сроке акционирования, ни о механизмах, по которым оно будет проходить», - сказал «КС» господин Марголин. - С уверенностью могу сказать только то, что в списке предприятий для акционирования в 2003 году полиграфические предприятия отсутствуют. Нет их, по моим данным, и в перечне на следующий год». В свою очередь директора сибирских полиграфпредприятий опасаются, что сроки акционирования будут неоправданно затянуты. Анатолий Колчин из ФГУП «Красное знамя» сказал «КС»: «Насколько мне известно, на мартовском заседании Министерства печати было объявлено, что законодательная почва для акционирования гостипографий будет разработана не ранее 2005 года». А по словам Вячеслава Корягина, «с одной стороны, в Минпечати есть мнение, что неплохо подержать отрасль под контролем до [думских и президентских] выборов. С другой - идет декапитализация отрасли, и видно, что если еще сегодня за нее что-то можно получить, то через год, вероятно, придется приходить и просить: возьмите типографии просто так». (Подробнее см. интервью Вячеслава Корягина в следующем номере «КС»). В оценке того, какие компании могут проявить интерес к полиграфкомплексам в случае их акционирования, эксперты крайне осторожны. Анатолий Колчин говорит: «Не сомневаюсь, что в случае акционирования «Красного знамени» к нашему предприятию проявят немалый интерес. Однако назвать претендентов на долю в издательстве я сегодня не могу - вопрос пока не рассматривался даже в перспективе». Директор ГИПП «Кузбасс» Виктор Бондаренко более категоричен: «Мои желания и планы на сей счет вряд ли будут интересовать тех, кто будет принимать решения. Какие компании и фирмы могут быть заинтересованы в акционировании нашего предприятия, также не могу сейчас сказать». Пожалуй, лишь в Алтайском крае уже известны потенциальные конкуренты в борьбе за контроль над мощнейшим в крае издательским комплексом «Алтай». В числе потенциальных инвесторов наблюдатели называют ФПГ «Сибма» (контролируется Анатолием Банных) и ИД «Алтапресс» (возглавляемый Юрием Пургиным). Интерес первого - в приобретении для своего медиахолдинга (несколько телеканалов и радиостанций, две газеты, рекламная компания, сеть распространения и т.д.) недостающего звена. По слухам, «Сибма» готова участвовать в приватизации «Алтая», используя все имеющиеся активы. Интерес «Алтапресса» менее агрессивен, поскольку у него уже есть своя полиграфическая база. Тем не менее заместитель гендиректора ООО «ИД «Алтапресс» Сергей Шаров не отрицает возможности участия компании в приватизации ФГУП «Алтай»: «Все будет зависеть от условий, которые установит Минпечати». Однако алтайские чиновники скептически смотрят на перспективы приватизации государственных типографий. По словам зампредседателя комитета по печати администрации Алтайского края Анатолия Фокина, «те собственники, которые заявляли о своем интересе к типографским мощностям, охладевали к этой идее, как только ближе знакомились с состоянием дел в ГУПах и сталкивались с изношенностью оборудования, которая нередко достигает 90%». По его словам, неудивительно, если потенциальные участники полиграфического бизнеса предпочтут купить новое оборудование, нежели инвестировать средства в морально и физически устаревшее.Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ