- 1024px
- 1280px
Лучшее лобби правильный бизнес
Продвигать интересы компании можно разными способами — можно отстаивать их в коридорах власти, а можно — правильно выстраивать систему развития бизнеса. В ОАО «КАМАЗ» уверены, что без эффективной бизнес-стратегии и ее результативного воплощения никакая административная поддержка не поможет развитию предприятия. А вот развитие производства и продвижение продукции в регионы, своевременное реагирование на запросы потребителей — лучший инструмент лоббирования своих интересов на рынке. Рост экономики регионов Сибирского федерального округа постоянно требует развития и обновления обслуживающей инфраструктуры, в том числе и транспортной составляющей. Развитие сфер строительства, добычи полезных ископаемых и многих других увеличивает и роль автомобильных грузовых перевозок. При этом предприятиям нужны уже не просто мощные грузовые автомобили или сервисная техника (машины для обслуживания дорог, автокраны, вахтовки и так далее), но и комплекс услуг по обслуживанию своего автопарка. ОАО «КАМАЗ» можно назвать компанией, которая в полной мере откликается на эти потребности российских регионов, в том числе и регионов СФО. Развитие и дилерской сети, и сервисных центров лидера отечественного автопрома не только обусловлено стратегией развития бизнеса самого КАМАЗа, но и строится на первоочередных потребностях в развитии ключевых региональных отраслей экономики. Сегодня в России эксплуатируется более 600 тыс. автомобилей КАМАЗ, в том числе более 90 тыс. (15%) обслуживают экономику СФО. В 2007 году потребителям отгружено свыше 52 тыс. автомобилей КАМАЗ (около 34% проданных в стране грузовиков).Доля ОАО «КАМАЗ» на российском рынке самосвалов составляет более 68% (МАЗ — 14,6%, КРаЗ — 4,8%, «Урал» — 4%, иномарки — 1,3%), на рынке спецтехники — 51% («Урал» — 22%, иномарки — 14,2%, МАЗ — 10,5%, КРаЗ — 1,8%, ЗИЛ — 0,1%). При этом в СФО доля КАМАЗов в грузовом автопарке выше, чем в среднем по России, — 56,3%. Направленность стратегии КАМАЗа на соблюдение такого баланса интересов самой компании и регионов его присутствия позволяет не только развиваться самому гиганту российского автопрома, но и выстраивать ему конструктивные отношения с администрациями сибирских регионов и их деловой элитой. Создание таких отношений дает дальнейший толчок к развитию обратной связи компании с регионами, возможность отвечать на их насущные запросы, а значит, и дальнейшего обоюдного развития. Например, в прошлом году КАМАЗ заключил 13 соглашений с администрациями и деловыми кругами регионов России. В этом году количество соглашений будет не меньшим. «Сейчас уже отстроена система работы, когда мы подписываем соглашения по работе с регионами, в них отражаются интересы регионов и наши интересы в этом регионе, — говорит директор Сибирского филиала ОАО «Торгово-финансовая компания «КАМАЗ« Александр Копытов. — Первое соглашение с КАМАЗом было подписано в Кузбассе, потом в Омске, а затем уже в других регионах. И вот эти соглашения являются политическим документом, который позволяет реализовать задачи КАМАЗа на конкретной территории. Такое сотрудничество с регионами было бы вряд ли возможно без грамотно выстроенной сети продаж и сервиса, которая охватывает все регионы России и СНГ, а также традиционные рынки сбыта. Сейчас с компанией сотрудничает 140 дилеров. Под брендом КАМАЗ работает около 250 отечественных фирменных сервисных автоцентров, из них 25 — в СФО. Ремонтные же мастерские и магазины по продаже запасных частей исчисляются десятками тысяч. В то же время развитие нашей сервисной сети идет по двум направлениям — строительство новых и реконструкция действующих сервисных центров». Можно добавить, что из названного господином Копытовым числа автоцентров только в России работают 36 автоцентров с прямым участием ОАО «КАМАЗ» в их капитале и 75 автоцентров, созданных дочерним обществом ОАО «КАМАЗ-техобслуживание». Кроме того, на договорной основе фирменный сервис обеспечивают независимые сервисные предприятия. Такая мощная сеть автоцентров позволяет реализовывать стратегию развития ОАО «КАМАЗ» до 2010 года, которая базируется на принципиально новой для российского рынка философии продаж. В соответствии с ней компания перешла к комплексному обслуживанию автопарка клиентов и партнеров, которое включает в себя рекомендации по эффективной эксплуатации автопарка, разработку автотехники, отвечающей индивидуальным запросам потребителя, централизованную доставку, качественную предпродажную подготовку, систему клиентского финансирования при приобретении автотехники, фирменное сервисное обслуживание, в том числе обеспечение оригинальными запасными частями, trade-in — все это по принципу одного окна. «КАМАЗ отстроил свою дилерскую сеть в регионах таким образом, чтобы там предприятия могли удовлетворить свои интересы в приобретении запасных частей, автомобилей, оборудования, организации гарантийного и сервисного обслуживания», — поясняет Александр Копытов. Для Сибири сейчас наиболее актуален второй путь развития. Ближайший проект, который должен быть реализован в этом направлении в СФО, — создание в Кемерове в непосредственной близости от федеральной трассы М53 современного автосервисного центра КАМАЗ. Строительство его было начато в 2007 году, а в эксплуатацию сервисный центр должен быть запущен осенью 2008 года. Инвестиции в строительство автоцентра составят не менее 500 млн руб. Кемерово же для создания такого центра было выбрано потому, что Кузбасс для многих проектов КАМАЗа в СФО является стартовой площадкой — из-за высокой урбанизированности востребованность в обеспечении Кузбасса грузовым и специализированным автотранспортом особенно высока. Следующим же проектом по развитию автосервиса КАМАЗа в СФО должно стать создание аналогичного специализированного автоцентра в Красноярском крае. При этом немаловажным фактором при создании автоцентров КАМАЗ является выбор площадок, доступных «транзитникам», а концепция автосервиса предусматривает ремонт и обслуживание техники в удобное для клиента время. Благодаря поддержке администраций Кемеровской области и города Кемерова кузбасский автосервисный проект КАМАЗа планируется завершить в достаточно короткие сроки. Кроме того, наряду с сервисными услугами для техники в рамках автоцентра должны предоставляться и сервисные услуги для водителей (питание и отдых). Автоцентр будет снабжен соответствующей инфраструктурой, кроме административного здания с мощным блоком питания и производственно-сервисного комплекса общей площадью около 6 тыс. кв. м, сейчас строятся газовая котельная, склады и технологические помещения площадью более 5 тыс. кв. м с рампой и подъездными железнодорожными путями, а также техстанция BOSH. Именно такая схема комплексного обслуживания позволит эффективнее вести свой бизнес как самому КАМАЗу, так и его клиентам. Естественно, что для продвижения продукции в регионы необходимо не только развивать сеть продаж и сервиса, но и совершенствовать автомобили, сходящие с конвейера предприятия, чтобы они отвечали всем растущим потребностям — качество, простота в обслуживании и функциональность. Тем не менее для всего многообразия моделей и модификаций камазовской техники выступают четыре типа автомобилей: самосвалы, шасси под спецтехнику, седельные и бортовые тягачи. Эти автомобили — основа для 1300 модификаций спецтехники на шасси КАМАЗа, которую выпускают более 150 предприятий России, СНГ и стран дальнего зарубежья. Однако российским регионам сейчас нужны не только грузовая и специальная техника, но и техника для развития сельского хозяйства, автобусы для пополнения автопарка общественного транспорта. Поэтому линейка продукции КАМАЗа постоянно расширяется. Первым шагом в сторону от традиционного грузового направления стало производство автобусов НЕФАЗ. «В плане технического прогресса наши автобусы на базе специальных шасси КАМАЗ идут даже впереди грузовиков, — полагает главный конструктор ОАО «КАМАЗ» Данис Валеев. — В последних версиях автобусов НЕФАЗ двигатели уровня «Евро–3« начали применяться уже в 2007 году, мы это сделали, не дожидаясь официального введения соответствующих технических регламентов. Ими оснащена почти половина из 1200 выпущенных в прошлом году автобусов. Мы минимизировали набор агрегатов, отдавая предпочтение в первую очередь тем, которые позволяют получить автобусные шасси наибольшей эффективности, связанной с наработкой на отказ и расходом топлива». Такие шаги, по словам Даниса Валеева, были обусловлены требованиями клиентов — крупных городов и солидных пассажироперевозчиков. Стоит отметить, что в Сибири регионом, наиболее активно закупающим автобусы НЕФАЗ, стала Кемеровская область. Кузбасс же стал первым регионом в Сибири и третьим в России, где КАМАЗ в этом году провел презентации своей новой продукции — тракторов Т–215. Презентацию техники проводил генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. Как он рассказал представителям сельскохозяйственных предприятий Кемеровской области, решение о начале производства машин для сельского хозяйства было принято после детального анализа рынка тракторов. В прошлом году корпорация начала работать с итальянским холдингом AGRO SPA. По плану объемы выпуска к 2012 году должны составить 4 тыс. тракторов в год. Т–215 оснащен иностранным двигателем Iveco, мощность которого составляет 215 л. с. Через год машина будет оснащаться двигателем Cummins QSB 6.7 L производства «КАММИНЗ КАМА» (Набережные Челны). Примечательно, что к Т-215 подходит практически все навесное оборудование, которое используется сельхозпредприятиями в Кузбассе. По мнению руководства КАМАЗа, этот фактор должен сыграть большую роль в закреплении Т-215 своих позиций в регионе. Реализация такой концепции на российском рынке позволяет КАМАЗу удерживать и усиливать свои позиции, полагает Александр Копытов. «За последние пару лет на 30% увеличилась на российском рынке доля иностранной грузовой техники, но отнюдь не за счет сокращения доли КАМАЗов, — говорит директор Сибирского филиала ОАО «ТФК «КАМАЗ». — Сейчас у нас хорошая база не только для сохранения своих позиций, но и для активного движения вперед, Ведь, кроме того чтобы поставлять в регионы «железо«, надо иметь для его обслуживания хорошую сервисную сеть, созданием которой мы уже достаточно долгое время занимаемся в отличие от многих наших конкурентов. И потому мы ни в коем случае не ожидаем ухудшения своих позиций, наоборот, будем всеми законными и доступными нам методами их укреплять». Подобная стратегия создания и продвижения своей продукции позволяет КАМАЗу проводить активную, сбалансированную и самостоятельную политику сотрудничества с регионами и предприятиями как крупного, так и малого бизнеса, ориентируясь прежде всего на рыночный спрос и оптимальное соотношение цена–качество. При этом многообразие продуктовой линейки КАМАЗа позволяет укомплектовать, например, любую стройку автомобилями одной марки, а программа trade-in снимает проблему продажи на вторичном рынке автопарка, оставшегося после строительства, что сейчас зачастую является головной болью многих крупных строек. «Это хорошее предложение, когда необходимо укомплектовать автомашинами строительство крупного инфраструктурного объекта на малоподготовленной площадке, — считает Александр Копытов. — Кроме того, если взять за основу цифры выпуска автотехники прошлых лет и нормативные сроки эксплуатации, то к настоящему времени должно списываться (и покупаться) не менее 150 тыс. машин ежегодно. Реально списывается не более 20 тыс. КАМАЗов, остальные благополучно ездят по стране и приносят прибыль владельцам. В этом проявляется одна из основных черт нашей техники — ее надежность, которая особенно актуальна в российских условиях. Минималка - 4785 руб. 3. Орг. сбор - 17 %. 4. Собираем без рядов, поштучно. 5. Условия оплаты - постоплата на карту Сбербанк или Альфабанк. 6. Раздачи - все ЦР, возможен курьер до подъезда (250 рублей). Среда, в которой работают наши КАМАЗы, — плохие дороги, далеко не всегда качественное топливо, а также часто неквалифицированный обслуживающий персонал — недоступна для работы многих марок аналогичных автомашин. На единицу эффективного пробега КАМАЗ стоит меньше любого другого автомобиля, что позволяет его владельцу добиться возврата вложенных средств в более короткие сроки. И вот такие моменты, как качество самой техники и ее сервисное сопровождение, обеспечивают устойчивые позиции КАМАЗа на отечественном рынке, особенно в СФО».
Источник: Креативное обозрение на idea.ru