Новосибирские страховщики - лидеры по классическому страхованию в Западной Сибири
Региональный страховой рынок Западной Сибири не занимает значительной доли в общероссийском страховании. Однако по темпам прироста страховых взносов региональных компаний в 2000 году сибирский рынок в целом следовал общероссийской тенденции - совокупный объем страховых взносов, собранных компаниями западно-сибирских регионов, вырос на 25%, а по отдельным видам страхования, например личному, произошел рост поступлений взносов в 1,5 раза. Отметим, что здесь и далее под западно-сибирскими регионами подразумеваются Алтайский край, Омская, Томская, Кемеровская и Новосибирская области. Исключение Тюменской области оправданно, с одной стороны, вторым местом объема страхового рынка по России в целом, с другой стороны, тем, что большая часть компаний, зарегистрированных в Тюмени, основную деятельность осуществляет в Москве, там же, где базируются головные конторы топливно-энергетических корпораций. Среди западно-сибирских регионов очень ясно обозначен лидер по темпам роста - это Новосибирская область. По новосибирским компаниям рост поступлений страховых взносов составил почти 100% по имущественному и личному страхованию, рост объемов премий по страхованию ответственности - более чем 150%. О четко обозначившейся тенденции роста пока приходится говорить очень осторожно. Региональный страховой рынок хоть и является в достаточной степени распределенным среди страховщиков, однако в то же время регулярно подвергается значительным подвижкам. Это могут быть и перетоки крупных клиентов между различными компаниями, в том числе уход на обслуживание в филиалы иногородних страховых организаций, и внезапный приход в ту или иную компанию крупного предприятия или группы предприятий, заключающих договоры страхования на большую сумму. А объемы местных рынков пока таковы, что любой серьезный корпоративный клиент, застраховавшись «по полной программе», может вызвать по отдельному региону в целом существенный скачок совокупных сумм страховых взносов. Крайне недостаточна степень прозрачности страхового рынка и страховых компаний, что также ограничивает возможности для уверенных оптимистических выводов. Во-первых, «испортить» статистику могут «зарплатные» схемы, направленные на минимизацию налогового бремени, по которым в первую очередь работает такой вид, как страхование жизни. Во-вторых, псевдострахование обеспечивает по-прежнему актуальные потребности предприятий по отмыванию средств, уводу финансовых активов, при которых используются и другие виды, кроме страхования жизни. Впрочем, как независимые эксперты, так и сами страховщики и надзорные органы даже по самым трезвым оценкам все же говорят, что на страховом рынке в 2000 году и начале 2001 года четко обозначилась тенденция роста. Причем роста, как правило, именно классических, «чистых» видов страхования. Причин тому несколько, одна из них - более или менее успешное преодоление реально работающими страховщиками последствий кризиса 1998 года и выход страховых компаний на качественно новый уровень развития. По словам генерального директора страховой компании «ЖАСО» Владимира Шаповалова, практически ни одна компания в Новосибирске 2-3 года назад не могла себе позволить иметь высокопрофессиональный штат финансовых аналитиков и экономистов, сейчас же серьезные компании либо уже организовали, либо занимаются организацией соответствующих подразделений. Другая база для роста страхового рынка - переориентация как страхователей, так и страховщиков на «чистые», классические виды страхования, без использования страхования для решения налоговых или других проблем клиента. Наконец, третий фактор, поддержавший рост популярности страхования имущественного и личного - законодательное изменение нормы отнесения расходов по страхованию на себестоимость.Источник: Креативное обозрение на idea.ru