- 1024px
- 1280px
Совершенную форму увезли из Новосибирска
В центре Ханты-Мансийска разбит парк скульптур «Перекресток культур». Среди московских и питерских работ, выставленных на вечное обозрение, важное концептуальное место заняла малая пластика новосибирца Алексея Дьякова. Его работы «Форма 1» и «Форма 2» - самые абстрактные из представленных на Всероссийском фестивале-семинаре парковой скульптуры из камня в далеком северном городе, хотя Алексей считает «Форму» первоосновой жизни и просто самой совершенной из известных ему объемных фигур. Композиция Алексея Дьякова «Форма 1, Форма 2 / Белое и черное», занявшая на Всероссийском фестивале-семинаре парковой скульптуры из камня 3 место, была выполнена специально для фестиваля всего за несколько дней до его открытия. Художник сам сопровождал работу, воспользовавшись услугами классического дальнобойщика. Глядя в окно «ГАЗели» все 2300 километров пути, Дьяков мечтательно созерцал пролетающие мимо ЛЭП: в тундре эти сугубо практические сооружения выглядели законченными произведениями искусства, к совершенству которых хотелось приблизить и собственные работы. Кстати, идея «Формы 1» и «Формы 2» разрабатывается Дьяковым давно, больше 10 лет. За это время художник выполнял как гипсовые, так и каменные варианты, но в большом формате «Формы» впервые были представлены в Ханты-Мансийске. Просто никакущий...Разбавленный табак - именно такие ассоциации возникли. Ни вкуса, ни радости. Здравствуйте! Сегодня хочу написать отзыв о бюджетном чае, который я приобрела в одном из местных гипермаркетов. Лишенные реалистической суеты и традиционного для парковых произведений пафоса, объекты и по технологии, и по пластике контрастировали с работами других авторов, но, экспонированные в сквере перед Домом архитектора вместе с работами классиков симпозиумного движения - Владимира Буйначева (Москва), Сергея Горяинова (заслуженный художник РФ, Москва), Сергея Кубасова (заслуженный художник РСФСР, действительный член РАХ, Санкт-Петербург) или Владимира Обухова (Санкт-Петербург), - смотрелись естественно, хоть и немного дерзко. Работы других участников - в основном плоды творчества 80-х годов. Впрочем, устроители фестиваля-семинара заверили художников, что в ближайшем будущем предполагается регулярное проведение полноценных симпозиумов с созданием скульптур на месте. По мнению Алексея Дьякова, ретроспективный характер экспозиции ничуть не умаляет достоинств фестиваля, скульптура - не публицистика и во времени живет по другим законам. Во всяком случае, в Ханты-Мансийске не получилось такой профанации самой арт-идеи, как на Первом фестивале парковой скульптуры в Новосибирске. Дьяков уверен, что лучше было бы расставить необработанные глыбы по Первомайскому скверу, чем отдавать материал (впрочем, плохой) под резец непрофессионалов. При этом скульптор убежден, что провести симпозиум для города значительно выгоднее, чем покупать новые работы для украшения парков и улиц. Настоящих скульпторов в России, по оценке Алексея, не больше 40 человек, и все друг друга знают в лицо. Никто из этих сорока не участвовал в новосибирском фестивале, зато 9 титулованных мастеров (включая председателя жюри, профессора, действительного члена РАХ Сергея Голынца) приняли участие в фестивале-семинаре в Ханты-Мансийске. На Дьякова наибольшее впечатление произвела композиция «Сон» Сергея Горяинова (диплом 2 степени), выполненная из сложного по структуре крупнозернистого гранита: «Это удивительно прочувствованная, одухотворенная пластика, в которой и нежность, и сила явлены одновременно». Занявшая 1 место безупречно выверенная, классически совершенная и тщательно проработанная работа «Поверженный» Владимира Обухова Алексея Дьякова тронула меньше. После торжественного открытия экспозиции председателем московской организации Союза художников России Сергеем Горяевым был проведен «круглый стол», по материалам которого будет выпущена книга. Возвращаясь в Новосибирск, Дьяков посмотрел в иллюминатор Ан-24, поднявшегося до уровня облаков, и увидел свою скульптуру, парящую горизонтально на фоне тумана. Ее геометрия в одном ракурсе полностью совпадала с геометрией обтекателя пропеллера. «Она от меня никогда не отстанет», - подумал Дьяков. И еще: «По крайней мере, аэродинамика у нее хорошая».