Закажут ли пароходство?

В этом году процедура, которая именуется «северным завозом», может вновь быть сорвана. Хотя еще около месяца назад все заинтересованные стороны делали громкие заявления о том, что все готово к летнему «перевозческому» сезону, теперь позиции субъектов этого процесса изменились. Этой весной в Красноярске впервые за всю историю был проведен тендер, целью которого стало определение генерального перевозчика для северных территорий. Тендер без труда выиграло Енисейское речное пароходство, которое благодаря своим связям в органах власти края сумело выбить для себя такие условия, на которые ни один из мелких перевозчиков просто не был способен. Хотя последние и предлагали тарифы на 15-20% выгоднее. После того как результаты были объявлены, ЕнУРП подняло тарифы на свои услуги. Однако все идет к тому, что возить речникам будет просто нечего. Как сообщили в администрации пароходства, на Енисее вот-вот начнется навигация, а до сих пор не подписан ни один договор на перевозку грузов. Ни краевая администрация, ни другие заинтересованные стороны до сих пор не сдержали свои межсезонные обещания в этой части. Особые проблемы с Норильском, где администрация «Норникеля» и новый губернатор Таймыра стремятся как можно меньше дел иметь с структурами краевого подчинения. Дошло до того, что в этом году норильчане пошли на беспрецедентный шаг - создали свою собственную транспортную компанию, с помощью которой и собираются возить «свои» грузы. И при этом использовать суда, принадлежащие... Енисейскому пароходству. Плавсредства предлагается просто брать в аренду. Причем только корабли, без экипажей. Само ЕнУРП с такой постановкой вопроса, естественно, не согласно. Но вполне возможно, что ему придется с этим мириться. Дело в том, что «Норникель» - главный заказчик пароходства в сезон летней навигации. Например, в минувшем году она состоялась только благодаря средствам, поступившим из Норильска. В этом речники также очень сильно рассчитывали на эти поступления. Речь шла примерно о 400 млн рублей. Однако на сегодняшний день не перечислен даже оговоренный также аванс в 25 млн. А именно эти средства было запланировано направить на подготовку флота. Как и за счет чего теперь ЕнУРП будет готовить свои суда - непонятно. Глава пароходства Иван Булава уже вылетел в Норильск, где попробует уговорить «Норникель» не бросать в беде тоже частично «свое» предприятие. Дело в том, что в акционерном капитале пароходства есть и доля «Норильского никеля». Но вряд ли менеджмент северной компании можно «взять» на такие доводы. Во-первых, все вопросы в этой сфере решает даже не господин Хлопонин, а сам Владимир Потанин. А во-вторых, за спиной Норильска недвусмысленно просматриваются интересы краевой администрации. Которая чуть раньше создала вместе с НГК и муниципальным образованием «город Норильск» Норильскую продовольственную корпорацию, где выступила гарантом перевозок. Поэтому существующая позиция «Норникеля» понятна: администрация края в сегодняшних условиях будет делать все, чтобы сохранить хорошие отношения с северянами. А следовательно, вовремя перечислит все необходимые средства для того, чтобы завоз состоялся. А если кто-то даст деньги, то зачем на эти же цели тратить свои собственные? Единственный, кто подтвердил свое желание и необходимость возить «северные» грузы по Енисею - новая администрация Эвенкии. Однако и там все пока только на словах. Заказав перевозку 90 тысяч тонн груза, подчиненные Бориса Золотарева до сих пор не подтвердили заказ ни финансами, ни, собственно, самими грузами. Все это говорит о том, что, похоже, сбываются прогнозы о том, что сейчас новому эвенкийскому губернатору явно не до северного завоза. Вопреки своим же собственным обещаниям, команда Бориса Золотарева будет вести точно такой же политический курс, как и новая администрация Таймыра. А это значит, что «отдуваться» по поводу северного завоза придется, возможно, тем же краевым налогоплательщикам. Для ЮКОСа это хороший вариант. Для краевой казны - не очень. Пока же ситуация такова, что везти нечего, не на что и не на чем. На Енисее скоро вскроется лед, и что будут делать в первые месяцы лета речники - не знают, скорее всего, даже они сами. Зато почти наверняка известно, что будет потом. Потом будет традиционная ликвидация ЧП силами М. Что намного дороже, чем обычная плановая навигация. Речники говорят об этом каждый год, но их традиционно не слышат. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ