Полномочия окружных управлений федеральных органов исполнительной власти и президентских полпредов должны быть существенно расширены. Этот вывод прямо напрашивается из послания президента Федеральному собранию. По информации «КС», в Сибирском федеральном округе уже готово распоряжение о подготовке плана по реализации президентского послания. «Настало время перенести на окружной уровень исполнение некоторых федеральных функций: Прежде всего: в сферах финансового контроля и согласования кандидатур на должности в региональных подразделениях федеральных ведомств», - так прозвучали слова президента. Хотя необходимость придания полпредствам властных полномочий давно назрела, пока можно только догадываться, что Владимир Путин в действительности имел в виду. Аппарат полпреда давно принимает участие в обсуждении кандидатур на ключевые посты руководителей федеральных представительств в регионах. Финансовая деятельность губернаторов находится под пристальным вниманием счетной палаты и главного контрольного управления администрации президента, а бюджетные счета региональных органов власти постепенно переводятся в казначейство. Вероятно, президенту этого недостаточно. Низкий профессиональный уровень многих чиновников, особенно в глубинке, где сильны родственные и клановые связи, является притчей во языцех. А бюджетные средства утекают порой, как песок сквозь пальцы. Так, по данным Сибирской окружной инспекции Главного контрольного управления, в прошлом году не менее 9 млрд рублей бюджетных средств были израсходованы не по назначению. Более того, по словам начальника инспекции Виктора Воронова, за последние три года в округе наметилась явная тенденция к увеличению финансовых нарушений. На бюджетные дотации и финансирование федеральных программ идут огромные суммы. Так, в бюджете 2002 года на субъекты Федерации, входящие в СФО, запланировано более 40 млрд бюджетных дотаций, не считая финансирования федеральных целевых программ, только одна из которых - ФЦП «Сибирь» - оценивается в несколько сот миллионов рублей. Разумеется, государство заинтересовано в максимально эффективном использовании этих средств. Сегодня Владимир Путин, судя по тексту послания, намерен денонсировать все двусторонние договоры между центром и регионами и делегировать часть федеральных функций на уровень округов. Очень многие гадают, пойдет ли президент дальше, получат ли окружные полпредства возможность влиять на распределение бюджетных средств или все ограничится только приданием им дополнительных функций контроля. Но тогда полпредам необходимо дать какие-то рычаги воздействия на «нарушителей». Между тем в стране до сих пор не принят закон «О финансовом контроле». Первые проекты - правительственный и счетной палаты - появились только три месяца назад. В аппарате полпреда ожидают, что по отдельным положениям послания из администрации президента последуют более конкретные указания. А пока полпред в СФО Леонид Драчевский уже подписал распоряжение о подготовке плана по реализации президентcкого послания на территории округа, в котором даны соответствующие поручения работникам аппарата, а заместителям поручено обеспечить разработку и принятие планов по выполнению послания президента территориальными органами федеральных органов власти и администрациями субъектов Федерации, входящих в СФО, и установить контроль за реализацией данных планов. Стоит отметить, что до сих пор президентское послание лишь однажды - в 1997 году, когда главой администрации президента был Анатолий Чубайс, - получило свое продолжение в виде плана конкретных действий, выполнение которого можно было бы контролировать. Виктор Воронов, начальник Сибирской окружной инспекции Главного контрольного управления президента РФ: - Прослеживается явная тенденция к увеличению финансовых нарушений при расходовании бюджетных средств. За три года их число выросло более чем в три раза, а ведь проверке подвергается лишь 35-38% финансовых операций. Нарушением считается не только хищение или нецелевое расходование средств, но и нерациональное их использование, например, когда товар, оплаченный авансом, в течение нескольких месяцев не поступает заказчику. Что за этим стоит, воровство или просто бесхозяйственность, должны разбираться правоохранительные органы. Ведь бюджет, который принимается на федеральном, региональном уровне или на уровне субъекта местного самоуправления, имеет силу закона, и его нарушение фактически равнозначно нарушению закона. Кстати, из всех выявленных нарушений порядка 45-50% - нарушения законов о местных бюджетах. Вероятно, налаживание эффективного регулирования финансовых потоков и кадров поможет исправить положение дел. Иногда бывает достаточно даже самого факта существования контроля - знание этого как-то дисциплинирует. Но, с одной стороны, необходимо сделать контролеров независимыми от территорий, с другой - нужно, чтобы они были достаточно хорошо знакомы с проблемами конкретных регионов. При анализе тенденций в региональных бюджетах хорошо видно, кто пытается использовать внутренние ресурсы для пополнения казны, а у кого в бюджете из года в год растет удельный вес государственный дотаций. Туда и нужно идти с проверками. Источник: Креативное обозрение на idea.ru