В новосибирском Доме Актера состоялся премьерный показ телевизионного игрового художественного фильма «Медведь» по комедии А.П. Чехова в постановке Игоря Новикова. «"Ъ"-Сибирь» так внимательно следил за съемками телефильма, что даже попал в титры. Телевизионный проект «Медведь», несмотря на достаточно скромные притязания - видеопленка, минимум монтажа и натурных съемок, сплошь крупные планы - все же казался дерзкой авантюрой. Дело в том, что фонд «Артистическое собрание» и киновидеообъединение «Пирамида» рискнули запустить его, не имея даже минимальных для полноценных съемок полноформатного фильма средств. Говорят, ради результата режиссер картины и президент фонда «Арт-собрание» Игорь Новиков продал свою машину, а съемочная группа отказалась от гонораров. До сих пор не ясно, как команде удалось снять полноценный фильм всего за 5 съемочных дней и обойтись двумястами с небольшим тысячами рублей. Кстати, фонд, которому принадлежат права на картину «Медведь», еще не расплатился с долгами. И все же телепремьера фильма уже назначена - 13 мая в 19.30 «Медведя» покажут по 31 каналу (Ren-TV), 16 мая в 20.00 - по 23 каналу (ACT), а в третьей декаде мая - по ГТРК «Новосибирск». Фильм «Медведь» вполне можно считать народным. Например, съемочная бригада базировалась на частных квартирах участников проекта, с реквизитом помогли чем могли Краеведческий музей и театр «Красный факел». В качестве «усадьбы» фигурировали театр музкомедии (фактурный фасад, утопающий в зелени) и выставочный зал художественной галереи «Красный угол», снимающей комнату в ДК Горького завода НЗХК (покои помещицы). В подборе музыкальных фрагментов (фильм смело можно назвать музыкальным) участвовал глава клуба «Старая пластинка» Вадим Суховерхов, которому удалось найти 3 (из 7 звучащих в фильме) романса начала XX века, наиболее полно характеризующих характеры героев. В качестве автора закадрового текста дебютировал Борис Гринберг, а Константин Жеребцов достойно проявил себя как молодой монтажер. Самая забавная подробность о съемках фильма - причина выбора студийного озвучания, утяжеляющего бюджет. Поначалу звук планировали писать «вживую», так бы и сделали, если бы в ДК Горького, где записывали все диалоги, не проходил конкурс танцоров, а значит - не звучала громкая музыка и не скрипел пол. К сожалению, из-за ограниченности средств звук в фильме (звукорежиссер Александр Мартьянов) получился слишком стерильным и плоским, а монтажные «сшивки» эпизодов, особенно при чередовании диалогов и музыкальных клипов - подчас грубоватыми и затянутыми. В музыкальных клипах, снятых на старинные романсы все в тех же апартаментах ДК Горького да на природе в новосибирском зоопарке, пришлось старательно выдумывать «оживающий» нехитрый антураж или привносить некие спецэффекты для оживления действия. К сожалению, Чехов в своем водевиле был предательски краток. Фильм удалось растянуть до 70 минут. Молодцами держались главные актеры - ведущий солист Московского театра «Геликон-опера» Владимир Огнев и солистка Новосибирского театра музкомедии Людмила Шаляпина. Благодаря им, при помощи Игоря Новикова в роли слуги, фильм обрел цельность и смотрибельность. В конце концов, подкупает уже один образ «настоящего» отставного военного Владимира Огнева с гусарскими усами и округленными глазищами, без конца принимающего фужерами водку. Кокетливая Людмила Шаляпина во вполне синематических позах очаровательна вдвойне. Трогательная комедия, как и заявлено, снятая «без погонь и стрельбы», создана для семейного просмотра, на ней отдыхает глаз. А главное, создатели фильма не последовали манере современных кинематографистов снимать очень длинно. Как раз наоборот, картина заканчивается тогда, когда только начинаешь привыкать к новосибирским героям, забывая о классической постановке водевиля с Жаровым, благодаря которому выражение «Медведь. Бурбон. Монстр» обрело визуальное значение. Зато к собирательному образу «Медведя» прибавился замечательный портрет коня Тоби руки художника-постановщика Владимира Авдеева. Он сделал все, чтобы чеховский «Медведь» засел в зрительском сознании в сибирском антураже. И многое ему удалось. Источник: Креативное обозрение на idea.ru