Если бы ждали стимулирующих законов, то бизнес в России вообще бы не возник
В этом году одно из крупнейших предприятий Новосибирской области ОАО «ВИНАП» будет праздновать свое тридцатипятилетие. Создававшись изначально как уникальный завод, не имеющий аналогов в мире, ВИНАП и сегодня не утрачивает своих лидерских позиций. Несмотря на острую конкуренцию с российскими и зарубежными производителями, продукция ВИНАПа остается чрезвычайно востребованной на рынке. Семь лет назад на смену плановому подходу к производству пришли новые технологии управления и планирования, которые сегодня обеспечивают развитие завода. На вопросы нашего корреспондента ИВАНА ПЕТРОВА отвечает генеральный директор ОАО «ВИНАП» ЮРИЙ ВЕРЯСОВ. Использовано фото Татьяны КРАВЧЕНКО - Юрий Владимирович, история любого предприятия складывается из успехов и проблем. Какие особенности сегодняшнего ВИНАПа вы бы отметили? - Основа идеологии нашего производства была и остается неизменной - высокое качество продукта. Я не буду много говорить о медалях и наградах, которые наша продукция завоевывает на российских и международных конкурсах. Сейчас для любого предприятия пищевой промышленности наиболее острой стала проблема соответствия высокого качества продукта потребительскому вкусу. Покупатель сегодня очень взыскателен. Сотни сортов и марок любого товара не могли не развить вкусовые предпочтения, и порой они становятся совершенно неожиданными для производителя. Тогда на помощь производству приходит хорошо выстроенный системный маркетинг, который учитывает все изменения, происходящие в потребительской среде, и позволяет вовремя менять акценты. Конечно, такому гиганту, как ВИНАП, невозможно за одну ночь сменить производственный цикл и начать завтра, например, вместо пива производить сидр. Это удел маленьких производственных линий, которые незначительными партиями могут удовлетворить любой каприз потребителя. Мы же должны даже в условиях изменяющегося вкуса ориентироваться на его устойчивость и продолжительность. То есть вычленить те составляющие требований к продукту, которые останутся базовыми и неизменными хотя бы на 3-5 лет. Так произошло, например, с пивом. Несмотря на то, что ВИНАПовское «Жигулевское» и «Товарищ Бендер» по-прежнему занимают значительный объем на рынке, мы строим новый завод, который будет производить пиво, по вкусу приближенное к среднеевропейскому. Немецкие технологии, специалисты, европейское оборудование дадут нам возможность удовлетворить спрос той категории населения, которая сегодня вместо российского хочет европейское пиво. Позволят получить новый вкус с сохранением высокого качества. Этот сегмент рынка растет, поэтому вложения в новое производство нами оцениваются как рентабельные и прибыльные. Когда процесс нового строительства производственных предприятий станет более масштабным (сегодня в Новосибирске мы пионеры), и зменение налоговых и инвестиционных рамок для строящихся предприятий будет одним из наиболее важных вопросов для законодательных и исполнительных органов власти. - Не секрет, что развитие бизнеса практически не стимулируется. ВИНАП достаточно уверенно чувствует себя на рынке, зачем вам такие «дорогостоящие проблемы»? - Если бы все ждали стимулирующих законов, то бизнес в том понимании, в котором он есть сейчас, в России вообще бы не возник. 15 лет назад мы начинали работать на свой страх и риск, и продолжаем работу, ориентируясь в первую очередь на свои возможности и силы. Но многое меняется, становится лучше, прозрачней. Появляется некая уверенность в том, что дальше позиции бизнеса в обществе будут более устойчивыми. Многие изменения в законодательстве сегодня происходят благодаря коалиционному действию бизнес-ассоциаций, торгово-промышленных палат. В Новосибирской области этот процесс находится скорее в зачаточном состоянии, но примеры Москвы, Санкт-Петербурга и даже наших ближайших соседей говорят о том, что объединенными усилиями легче решаются проблемы, общие для всех и чрезвычайно острые для каждого. - Что еще, кроме качества, является непременной составляющей успешного предприятия? - Профессионалы и эффективная система управления. У нас достаточно жесткие требования к сотрудникам. Помимо того, что при поступлении на работу человек должен обладать высокими профессиональными качествами, мы регулярно проводим обучение и повышение квалификации персонала. Успешность бизнеса имеет помимо положительных и отрицательные качества. Одно из них - успокоенность, почивание на лаврах. Как только начнем говорить о себе в прошедшем времени, можно будет прогнозировать угасание предприятия. Фото Аркадия УВАРОВА Требованием сегодняшнего дня со стороны предприятий к системе профессионального и высшего образования становится запрос на подготовку тех специалистов, которые сегодня остро необходимы в производстве. К сожалению, образовательные учреждения последние годы очень много внимания уделяли «обслуживающим» специальностям: рекламные агенты, офис-менеджеры, бухгалтеры. Найти молодого хорошего технолога для пищевой промышленности сегодня так же сложно, как, скажем, повара в ресторан. А это люди, создающие продукт, именно их подготовке нужно уделять повышенное внимание. Наверное, здесь даже уместен вопрос о создании корпоративных систем поддержки вузовских программ. Кстати, мы, как и многие предприятия, сегодня стараемся поддерживать талантливых студентов и абитуриентов - чтобы обеспечить себе кадры на будущее. Так же значителен для нас вопрос о сотрудничестве с научными учреждениями. Лет десять назад, наверное, в самых невероятных снах мне не могло пригрезиться, что ВИНАП будет заказчиком специальных работ для Института ядерной физики или служб геологоразведки. Сегодня это часть нашего производственного процесса. Уникальный лазерный датчик, позволяющий определить подлинность продукции, и сверхглубокая скважина, открывшая нам доступ к качественнейшей воде юрского периода, - это только начало, дающее нам дополнительные аргументы в борьбе за потребителя. - Если от перспективных направлений вернуться к нуждам сегодняшнего дня, что бы хотелось изменить? - Есть производственные проблемы, в решении которых нам не помешала бы помощь со стороны органов государственного управления. О защите интересов местных производителей говорится немало, но воз если ныне и не там, то движется крайне медленно. Новосибирск сегодня является центром Сибирского федерального округа. Это дает нам огромное преимущество, в первую очередь информационное. Собрать воедино все успешные действия, решения региональных властей и на их основе выработать единые экономические правила, которые бы в равной степени отвечали требованиям и бизнеса, и общества, - это могло бы стать одними из первых шагов развития Сибирского региона именно как округа, административно-территориальной единицы, обладающей достаточным ресурсом, чтобы быть успешной. Источник: Креативное обозрение на idea.ru