Новосибирские промышленники возрождают добрую традицию. Впервые после шестилетнего перерыва здесь прошел совместный семинар отечественных производителей средств связи для железной дороги и представителей Министерства путей сообщения. Инициатором и организатором семинара выступила корпорация «Новосибирский завод «Электросигнал» - один из старейших производителей радиоаппаратуры в России. Радиостанции различных типов производятся корпорацией «Электросигнал» уже очень давно, однако до 90-х годов это направление не было для предприятия основным. В свое время с конвейера завода ежедневно сходили до 800 телевизоров известной марки «Изумруд». Потом ситуация на российском рынке изменилась - отечественная продукция оказалась невостребованной. Однако предприятие смогло не только выжить, но и продолжить развитие, основой которого и стали профессиональные системы связи, которые «Электросигнал» поставляет сейчас не только на железную дорогу, но и авиаторам, на предприятия атомной энергетики и в силовые структуры. Особо хотелось бы отметить, что вся выпускаемая предприятием продукция разработана здесь - в заводском КБ, где сейчас трудятся свыше 500 специалистов. МПС - для предприятия клиент особый. Выпущенными на новосибирском предприятии станциями «ЖР» и «ЖР-УК» в свое время был укомплектован весь подвижной состав железных дорог СССР. И сейчас, когда в рамках правительственной программы по усовершенствованию системы безопасности на железной дороге МПС ведет переоснащение своих локомотивов новыми моделями радиостанций, завод остается одним из основных поставщиков этого оборудования. На железной дороге радиосвязь - часть системы безопасности. Посредством поставляемых «Электросигналом» станций диспетчер автоматически получает информацию о том, что происходит с составом. Даже если с машинистом что-то случится, система позволит вовремя оповестить аварийные службы о возможном ЧП. «МПС - монополист и имеет возможность выбирать поставщиков, однако мы стабильно выигрываем все проводимые железнодорожниками тендеры на территории от Урала до Дальнего Востока, - говорит вице-президент по коммерции и НТР «Электросигнала» Анатолий Иванович Волкодав. - У нас есть наработанные связи с заводами по производству локомотивов, так что нашим оборудованием комплектуются и большинство новых машин. За последние три года только локомотивных станций завод выпустил более 7 тысяч». Как отметил начальник службы НИС ЗСЖД Сергей Филиппов, с помощью продукции «Электросигнала» переоснащено уже более 90% поездов, и руководство дороги надеется завершить этот процесс уже в 2002 году. Производство радиостанций позволило «Электросигналу» выжить в переходный период. Фото Татьяны КРАВЧЕНКО Главный секрет успеха предприятия - разветвленная сеть гарантийного и послегарантийного обслуживания. «Электросигнал» регулярно проводит обучение радистов-железнодорожников. Но на заводе считают, что только лишь обучения мало. Для того, чтобы продукция действительно соответствовала современным требованиям, заводу необходимо поддерживать постоянную обратную связь с клиентами, что в условиях централизованных закупок, которые имеют место в системе МПС, не так просто. В свое время подобной проблемы не существовало. Вплоть до 1996 года железнодорожники сами организовывали встречи с производителями оборудования для дороги (они назывались «школами»). На этих семинарах производственники и потребители их продукции имели возможность пообщаться, высказать свои пожелания и рассказать о реальных проблемах, которые возникают в процессе эксплуатации станций. Однако в какой-то момент МПС, очевидно, стало не до семинаров, затем наступил кризис, и традиция многих лет, казалось бы, прервалась. Так что руководству «Электросигнала» пришлось брать инициативу в свои руки. Прошедший в апреле семинар «Организация радиосвязи на железных дорогах России» организован и проведен на средства завода. Тем не менее руководство предприятия считает, что деньги и время были потрачены не зря. Особую ценность семинару придало то, что на него съехались не только железнодорожники, но и представители предприятий, производящих аналогичную продукцию. В Новосибирск приехали, прежде всего, технические специалисты, разработчики, для которых подобное общение с коллегами просто необходимо. «Несмотря на то, что формально мы являемся конкурентами, - говорит Анатолий Иванович, - мы продолжаем работать в одной системе и между нами сохраняются партнерские взаимоотношения. Например, не так давно мы передали одному из российских предприятий аналогичного профиля некоторые наши разработки - мы все равно объективно не сможем в ближайшее время заниматься этим направлением, а через пять-шесть лет они безнадежно устареют». Возрастающие требования к безопасности заставляют производственников постоянно вносить изменения в существующее оборудование. Кроме того, на «Электросигнале» всерьез задумываются о создании принципиально новых моделей цифровых станций, которые позволят передавать куда больший объем данных. Это даст принципиально новые возможности для автоматизации управления железнодорожными перевозками. Так что встречи производителей радиооборудования, заказчиков и тех, кто непосредственно занимается его эксплуатацией, совершенно необходимы - таково было общее мнение участников семинара. «Мы смотрим в будущее с оптимизмом, - говорит директор ЗАО «Электросигнал-Сбыт» Владимир Сечкин. - Сейчас предприятие внедряет несколько новых разработок, и наша основная задача заключается в переходе на современную комплектующую базу, так как многие изделия были разработаны достаточно давно. Это позволит снизить и себестоимость продукции, и, естественно, ее стоимость. К тому же тогда мы сможем максимально удовлетворять потребности и пожелания наших заказчиков, поскольку именно этот фактор лежит в основе стратегии разработок нашей продукции».Источник: Креативное обозрение на idea.ru