Полпреду - год

13 мая исполнится год со дня подписания Владимиром Путиным указа «О полномочном представителе президента Российской Федерации в федеральном округе». Создание института президентских полпредов позволило говорить о начале полномасштабной реформы государственного устройства России. Причем едва ли не о единственной реформе последних лет, осуществляющейся в условиях реального консенсуса.   Год назад Леониду Драчевскому были поручены лишь политические функции. С тех пор его полномочия существенно расширились. Фото Павла КОМАРОВА Результаты инициированной президентом реформы заметны уже сегодня. Удалось приостановить процесс физического расползания государства, уменьшить разношерстность регионального законодательства, начав процесс его приведения в соответствие с федеральной конституцией и законами. Изменилось и положение губернаторов, политическое будущее которых зависит теперь от конкретных социально-экономических результатов, достигнутых в возглавляемых ими регионах. Однако реформа системы административно-территориального управления столкнулась с целым рядом серьезных проблем. Так, изначальный политический характер реформы может породить у реформаторов желание продолжать ее сугубо бюрократически, укрепляя единство страны за счет усечения прав гражданского общества и органов местного самоуправления. Может сложиться бюрократически-репрессивная вертикаль, когда президент получит право снимать губернатора, а тот - смещать глав местного самоуправления. Рядовые граждане снова останутся в стороне от дел, а институты гражданского общества сохранятся в эмбриональном состоянии. Не менее серьезной проблемой остаются экономические функции президентских полпредов в федеральных округах. Если раньше они не должны были выходить за рамки политических решений, то теперь им необходимо решать и экономические вопросы (пресекать противоправные действия региональных властей в отношении частного бизнеса, осуществлять контроль за использованием региональными руководителями федеральных трансфертов, контролировать соблюдение условий для поддержания рыночной конкуренции, формировать благоприятный инвестиционный климат и др.). Сверх того, президентским полпредам так или иначе придется заниматься урегулированием межбюджетных отношений, контролем налоговых поступлений и сборов, поисками дополнительных средств в бюджеты «хронически дотационных» субъектов федерации, латать дыры перманентно кризисной социальной сферы. Для решения всех этих задач необходима продуманная экономическая стратегия и политика федерального центра, а также достаточное количество властных ресурсов в руках полномочных представителей президента. Сейчас основные экономические рычаги и ресурсы находятся в руках региональных руководителей и активно внедряющихся в регионы столичных финансовых групп, едва ли согласных ими делиться. Новая экономическая политика должна основываться на взаимной ответственности федерального правительства, полпредов в округах и региональных руководителей в рамках действующих межрегиональных экономических ассоциаций. Оптимальная модель их взаимоотношений могла бы предполагать совместную разработку и реализацию долгосрочных программ экономического развития регионов - с координирующими функциями в руках федеральных ведомств и полпредов и с реализаций конкретных проектов на региональном уровне. Поэтому столь важны сегодня сбалансированные межбюджетные отношения и недопущение централизации всех финансовых ресурсов на уровне федерального центра, о которых говорил в своем выступлении на последнем заседании Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) губернатор Томской области Виктор Кресс. Характерно, что представитель президента в Сибирском округе Леонид Драчевский высказался за целесообразность сосуществования окружных органов и координирующих структур МАСС, решающих повседневные экономические задачи. Тем более что у подобного сотрудничества есть и долгосрочная основа - концепция развития Сибири, разработанная учеными Сибирского отделения РАН под руководством академика Николая Добрецова, одобренная окружным советом и советом ассоциации «Сибирское соглашение» и представленная Владимиру Путину во время посещения им Новосибирска в ноябре прошлого года. Наличие подобной долгосрочной концепции развития Сибири, опирающейся на интеллектуальные наработки ученых региона и поддержанной межрегиональной экономической ассоциацией и руководством СФО, - безусловно обнадеживающее явление. Реализация же концепции будет во многом зависеть от позиции федеральных властей, до последнего времени не уделявших должного внимания проблемам Сибирского региона. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ