Государство должно быть в ответе за регионы, уверены сибирские ученые

Обсуждение долгосрочной программы развития Сибири неизбежно приводит к ревизии всего произошедшего в экономических взаимоотношениях центра и регионов. А также и к ревизии самой идеологии реформ, которой руководствуется приглашенный, но не приехавший в Новосибирск Герман Греф. В частности, вызывают возражения отстаиваемые главой Министерства экономического развития и торговли новые принципы региональной экономической политики - отказ от большей части федеральных программ и одинаковый подход ко всем регионам и отраслям. Вышеназванное едва ли продуктивно с учетом отраслевой «монокультурности» и хронического отставания большинства регионов по уровню развития рыночной инфраструктуры, при остром дефиците «абсорбируемых» Москвой финансовых ресурсов и квалифицированных кадров. Мнение господина Грефа о том, что в России слишком много федеральных программ региональной направленности (в отличие от США) также вызывает возражения. Ведь штаты, в отличие от российских регионов, представляют собой полноценные сложившиеся хозяйственные комплексы, и разрыв по среднедушевым доходам между самыми богатыми и бедными из них не превышает двух раз (в России - 19-21 раз). Поэтому подход, фактически снимающий с федерального правительства ответственность за состояние экономики и социальной сферы регионов, способен лишь законсервировать экономическую отсталость территорий и неэффективную «сырьевую» модель экономики. В ситуации же, когда и без того малую долю перераспределяемого через федеральный бюджет ВВП (11,8% при необходимых для проведения эффективной региональной политики 15-20%) предполагают сделать еще меньше, может снова встать вопрос о сохранении территориальной целостности России. Как представляется, решить проблему могли бы комплексные программы развития регионов с участием федеральных властей, региональных структур и частного бизнеса (о чем и говорилось на выездном заседании РАН). Последние, не превращая государство в собес, призваны, образно говоря, дать всем нуждающимся удочку и научить их «ловить рыбу». Региональные бизнес-сообщества получили бы при этом гораздо более благоприятную среду для развития, улучшились бы показатели жизни населения, и постепенно началась бы переориентация финансовых потоков из «метрополий» в регионы - и не только в самые рентабельные отрасли промышленности. В противном случае усугубляющиеся производственно-технологические, социально-культурные и демографические факторы могут сорвать все начинания реформаторов. Разработанная учеными СО РАН программа долгосрочного развития Сибири как раз и предполагает сочетание разумного государственного участия в регулировании экономических процессов с опорой на собственно рыночные механизмы. Программа учитывает особенности сибирских регионов и нацелена на планомерное и поэтапное разрешение существующих проблем. Что наиболее важно - она определяет стратегические отрасли, способные стать локомотивами экономического развития Сибири, особо подчеркивает необходимость применения долгосрочных мер государственного регулирования структурной, кредитно-инвестиционной, миграционной, тарифной политики. В перспективе разработчики программы планируют выход региона из режима «сырьевого придатка». Сумеет ли Герман Греф оценить программные наработки сибиряков - вопрос теперь уже принципиальный. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ