Хозяйства реструктуризируют до конца 2001 года

В прошлом году балансовая прибыль сельского хозяйства Новосибирской области превысила 1 млрд рублей. По мнению первых лиц обладминистрации, это не случайность, так как сельское хозяйство области может быть одной из самых рентабельных отраслей экономики. По словам новосибирского губернатора Виктора Толоконского, «теперь это будет всегда - огромная прибыль и огромная рентабельность». Насколько оправданы желания администрации и что власть собирается для этого сделать в 2001 году, корреспонденту «"Ъ"-Сибирь» МИХАИЛУ СТОЛЯРОВУ рассказал вице-губернатор Новосибирской области ВИКТОР ГЕРГЕРТ.   - Виктор Александрович, какая ситуация складывается сейчас в сельском хозяйстве, действительно ли так выгодно вкладывать деньги в село? - Ситуация в сфере сельхозпроизводства настолько благоприятна, что практически все отрасли в этом году будут рентабельными. Производство зерна, молока, мяса, льна, за исключением, пожалуй, только производства шерсти, приносит прибыль. Причем уровень рентабельности очень большой. Рентабельность производства зерна в прошлом году превысила 100%, молока - 24%. Рассчитываем, что подавляющее большинство хозяйств закончит этот год с прибылью, в целом по отрасли она составит около 2 млрд рублей, почти в два раза больше, чем в 2000 году. По-прежнему будет очень рентабельным производство зерна, льна. Выше прошлогоднего станет рентабельность молока. Даже мясное животноводство будет отраслью с как минимум 10-процентной рентабельностью. - Если это так, то должен происходить всплеск частных инвестиций в сельское хозяйство. - Частники вкладывают средства в аграрный комплекс намного активнее, чем это было год-два назад. Например, есть договоренность администрации с Сибирской хлебной корпорацией об инвестировании в сельхозпроизводство в этом году 100 млн рублей на условиях товарного кредита. Они берут кредит, поставляют гербициды, запчасти, ГСМ, технику - мы помогаем гасить процентную ставку. 50% ставки оплачивает СХК, 50% - обладминистрация. Есть и частные инвесторы. Например, в Баганском и Мошковском районах активно работает Анатолий Гвоздев, частный предприниматель, который имеет серьезные инвестиционные возможности и вкладывает капитал в землю. Вместе с Баганской районной администрацией он является учредителем управляющей компании, которая берет в оперативное управление пакеты акций хозяйств. Есть пример ЗАО «Гусельниковское», когда частный инвестор - фирма «Хорс» - скупил акции предприятия. Только в прошлом году эта компания вложила 6 млн рублей и получила очень хорошие результаты. Зерновое производство является наиболее привлекательной отраслью и будет оставаться такой и дальше. Но сейчас вкладывают деньги и в молоко, и в мясо. Яркий пример - Кудряшовский свинокомплекс. Туда пришел инвестор (генеральный директор «Новосибирскойлменеджмент» Олег Торопкин. - «"Ъ"-Сибирь»), вложил уже более $3 млн, предполагая, что эта отрасль будет рентабельной. - Какие условия ставит администрация перед частными структурами? - Для обладминистрации главное, чтобы инвесторы согласовывали свои действия с нами. Мы не хотим, чтобы они использовали хозяйства как насос для выкачивания прибыли, не заботясь о развитии предприятия и социальной сферы. Поэтому обязательно присматриваемся к инвестору. Но и инвесторы готовы согласовывать свои действия с нами, так как, работая с обладминистрацией, у них выше гарантия получения своих денег обратно. - Но несмотря на прибыльность сельского хозяйства, о которой вы говорите, основные вложения делает все-таки государство? - Действительно, государство пока вкладывает намного больше. В прошлом году через администрацию в АПК было привлечено более 1 млрд рублей на условиях товарного кредитования. Существует федеральный фонд, созданный для субсидирования банковской кредитной ставки. Для Новосибирской области выделен лимит в 37 млн рублей. Если производитель хочет взять кредит в банке, то администрация обеспечивает гарантии возврата и целевое использование средств, а 2/3 кредитной ставки компенсируется из федерального бюджета. Таким способом удалось привлечь около 160 млн рублей через сельхозпереработчиков - молкомбинаты, мясокомбинаты. - Депутаты областного Совета, в частности, представители аграрного комитета, считают, что администрация не только не увеличивает помощь селу, но и уменьшает долю собственно бюджетных вложений. - В 2001 году доля «аграрных» денег в бюджете составляет 4 процента. Но ставить вопрос об увеличении бюджетных вливаний в АПК бесперспективно. У Новосибирской области нет таких возможностей, как у Красноярского края, Иркутской, Кемеровской областей. Например, в Красноярском крае, где валовый объем сельского хозяйства меньше, чем у нас, в бюджете на сельское хозяйство заложены 1,1 млрд рублей. У нас - 368 млн рублей. Мы стараемся отойти от прямых бюджетных дотаций, так как они развращают производителей. Политика администрации заключается в поставках товаропроизводителям материально-технических ресурсов по самым низким ценам и закупках у них продукции по самым высоким. Так, горючее поставляем в пропорции 2,8 тонны зерна к 1 тонне ГСМ. Такую пропорцию ни в одном регионе за Уралом не могли обеспечить. На днях губернатор подписал постановление о поддержании цен на молочную продукцию в июне-июле: когда молока много, возникают проблемы со сбытом, снижаются объемы производства. Даже если не найдем покупателя сейчас, то администрация все равно купит масло по достаточно высокой цене. Осенью, когда цены поднимутся, реализуем продукцию, чтобы возместить понесенные расходы. - Ищет ли администрация новые рынки сбыта? Много говорилось, в частности, о поставках для Росрезерва. - С Росрезервом договоренностей пока нет. Если уровень цен, по которым они готовы взять продукцию, отвечает нашим интересам, то мы готовы с ними работать. Если нет, то подождем до осени, но в ущерб себе торговать не будем. Нельзя допустить и убытков для бюджета. Область также заключает соглашения о поставках зерна. В частности, в Кемерово в прошлом году поставили около 30 тыс. тонн зерна, опыт оказался достаточно удачным. В этом году, думаю, продолжим поставки - через АО «Белон» в обмен на уголь. Готовы работать и с правительством Москвы, но при условии авансирования новосибирских производителей. Весной договориться не удалось. Остается осень. - Не ведут ли действия администрации по поддержанию искусственно высоких закупочных цен к росту цен на розничном рынке внутри области? - Нет, эта продукция будет либо вывезена в другой субъект федерации, либо будет лежать на складах, но в розницу она не поступит. Как бы активно мы ни работали на оптовом рынке, цены в рознице не станут выше. Так же как не становятся они меньше при падении закупочных цен. - Привлечению инвестиций наверняка мешают долги сельхозпредприятий. Пройдет ли их реструктуризация, о которой также не один раз говорили в обладминистрации? - Складывается впечатление, что в правительстве России нет четкого понимания, как проводить реструктуризацию и реформы в сельском хозяйстве. Несмотря на это, летом 2001 года предполагается активно работать по реструктуризации хозяйств в Новосибирской области. На днях будет подписано постановление о создании специальной комиссии. Есть договоренность с министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым, что в область приедет рабочая группа из Минсельхоза. В Новосибирской области будут отработаны механизмы и подходы для реформирования сельского хозяйства на федеральном уровне. К концу года хотим вывести все хозяйства на «чистые» расчетные счета, на выплату текущих платежей. Кому можно помочь - реструктуризировать долги, а кому это уже не поможет - реструктуризировать сами хозяйства. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ