Правила игры должны быть одинаковыми для всех

Новая концепция развития страхования, предложенная Минфином, нацелена на то, чтобы укрепить российский страховой рынок и подготовить его к вступлению России в ВТО. Однако, как утверждают специалисты, ряд положений концепции может повлечь за собой печальные последствия для региональных страховщиков - вплоть до ухода с рынка. О концепции и проблемах капитализации страховых компаний корреспондент «КС» АННА СЕМЕНОВА беседует с генеральным директором ЗАО «Западно-Сибирское страховое агентство «ЖАСО» ВЛАДИМИРОМ ШАПОВАЛОВЫМ. ЗАО «Зап.-Сиб. «ЖАСО» является самой динамично развивающейся страховой компанией Новосибирской области, имеет лицензии на 26 видов страхования. Акционеры компании: Западно-Сибирская железная дорога, Сибакадембанк и «ЖАСО» (Москва).   - В соответствии с концепцией развития страхования к 2006 году страховые компании должны довести размер уставного капитала до 40-60 млн рублей. Приведет ли это к сокращению числа страховщиков? - Это злободневный вопрос для большинства страховых фирм. В последний раз уставный капитал увеличивали до 25 тысяч МРОТ, это отсеяло с рынка около 500 компаний. Выход видится в капитализации. Например, «ЖАСО» благодаря акционерам постоянно капитализировала прибыль, доведя уставный капитал до 12,053 млн рублей. С их помощью мы планируем увеличить капитал компании до 30 млн рублей к концу года. Однако надо учесть, что возможности акционеров не безграничны, они заинтересованы в получении прибыли. К тому же, как показывает практика, в России очень сложно оценить доходность долгосрочных вложений. - Приведет ли это к объединению или продаже компаний? - Уже сейчас кто-то ведет переговоры о присоединении к более сильным компаниям или ставит вопрос о слиянии. Но навряд ли компании будут продаваться налево и направо. Сейчас нужно сохранить то, что работает. Мы рассматривали предложения от некоторых компаний. Но кто-то нам не подошел, кто-то сам решил свои проблемы. - Какие еще возможности для увеличения уставного капитала есть у компаний? - Дополнительное внесение акционерами денежных средств в уставные капиталы. Пусть не за год, но в течение 2-3 лет страховщик сможет расплатиться за счет комиссионных вознаграждений юридическим лицам, страховой защитой и, в конечном счете, дивидендами. Все понимают, что увеличивать уставный капитал необходимо, вопрос заключается в сроках. Из 24 новосибирских страховщиков 7 компаний собираются довести капитал до 30 млн рублей за ближайшие два года. - Как вы оцениваете концепцию развития в целом? - В ней поставлено семь основных задач развития рынка страховых услуг. Сами страховщики давно уже предлагали все эти пути развития, но, видимо, чиновники не хотели слушать. А можно было уже давно продумать систему капитализации компаний. Наконец-то власти стали прислушиваться к мнению налогоплательщиков, а страховщики - по сути, крупные налогоплательщики. Но не все мы можем сделать самостоятельно. Большую роль здесь могут играть союзы и ассоциации страховщиков. К примеру, Сибирская межрегиональная ассоциация страховщиков (СМАС) разработала свою концепцию развития сибирского страхования на 2002-2006 годы. Она не идет вразрез с концепцией Минфина, но в ней учтены особенности сибирского страхового рынка и потенциальные возможности наших страхователей. - Чем могут помочь вам власти? - Органы местного управления слабо работают по вопросу инвестирования страховых резервов в экономику региона. Страховщик собирает взносы, создает резервы и размещает их согласно нормативам, исходя из прибыльности и возвратности. Это позволяет нарабатывать прибыль, которая либо выплачивается в виде дивидендов, либо капитализируется по решению акционеров. Администрации многих субъектов Федерации ищут такие средства для развития региона. Например, в Приволжском федеральном округе администрации областей планируют выпуск областного облигационного займа. А у нас почему этого нет? Вспомните историю с КОДО - краткосрочными областными долговыми обязательствами. Это был хороший инвестиционный инструмент, но потом по своим же обязательствам областная администрация не захотела отвечать. Думаю, что правила экономической игры должны быть одинаковыми для всех, независимо от того, кто является губернатором. Только тогда инвестиционные институты будут вкладывать деньги в область. - У региональных компаний в последнее время возникли проблемы с получением лицензий. С чем это связано, на ваш взгляд? - Действительно, региональным компаниям труднее получить лицензию. Москвичи, находясь вблизи, могут пролоббировать свои интересы. Нам же для получения лицензии требуется 1,5-3 года. К примеру, у нас пять видов страхования находятся на лицензировании уже 1,5 года. Лицензирование - это возможность получения дополнительных доходов, расширения страховых услуг и поля деятельности. Если мы не можем предложить что-нибудь новое и интересное для клиента, то это поле занимают москвичи. А это неправильно, потому что деньги уходят из региона. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ