Точки роста — точки развала

На прошлой неделе состоялась последняя сессия уходящего созыва Законодательного собрания Иркутской области. День выборов нового парламента объединенного региона — 12 октября — должен открыть новую страницу в жизни Приангарья. Уходящий созыв четыре года назад избирался в условиях жесткой конкуренции финансово-промышленных групп, федеральных и местных групп влияния. Это не могло не сказаться на ситуации в области, на взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей. Главная причина того, что один из богатейших регионов Восточной Сибири находится в трудной социально-экономической ситуации, кроется именно в разобщенности местных элит, конфликте интересов. Сегодня, по мнению наблюдателей, ситуация в регионе кардинально изменилась: различные группы влияния понимают необходимость объединения усилий для вывода Иркутской области в регионы-лидеры. Попытки создать рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации чаще всего превращаются в весьма субъективные оценки группы экспертов. Но в западном маркетинге существует емкий и броский термин goodwill — доброе имя. Перевод, конечно, буквальный, но действительно отражающий суть понятия. Несомненно, ДОБРОЕ имя региона серьезно влияет на интерес инвесторов к каждой конкретной области и краю. Люди, давно занимающиеся бизнесом на уровне Сибирского федерального округа, без труда смогут вспомнить события и ощущения 10-летней давности, когда во всей Сибири было два центра развития, две принципиальные «точки роста», как сейчас принято говорить. Это Новосибирская и Иркутская области: адекватная и инициативная власть, атмосфера развития, природные ресурсы и собственные уникальные условия в каждой области — все это создавало ощущение лидерства не только у элит регионов, но и у жителей. Но за прошедшие годы лидерство было утрачено, ситуация изменилась, и далеко не в лучшую сторону. Сбросить скорость просто Наверное, уже не только социологи и политологи могут обозначить эпоху 1999–2007 гг. как время формирования в стране вертикали власти. Путинская Россия выходила из кризиса 90-х, меняя не только внешнеполитические приоритеты, но и принципы федерального устройства. Правило первого президента «Берите независимости, сколько унесете» закончилось чеченскими войнами, тлеющим кавказским котлом, удельными княжествами олигархов на месте регионов единой страны. В стране надо было наводить порядок. Усекать самоуправство региональных царьков и ставить приоритетом ценности страны и закона, а не местечковых групп и элит. Процессы проходили не везде одинаково — были регионы, в которых пришли к руководству грамотные менеджеры и повели областное хозяйство вверх, а были «компромиссные» фигуры. Поясним разницу: смена когорты руководителей, либо доставшихся от времен «формирования капитализма», либо еще брежневской закалки, происходила не везде ровно и гладко. Не всегда удавалось находить людей, не только готовых работать в адекватном режиме с федеральным центром, но и способных выступать государственным менеджером на посту губернатора. Поэтому часто Кремль просто оставлял на местах политически нейтральных, компромиссных руководителей, которые бы и ситуации резко не ухудшили, и как-то устраивали местные бизнес- и политические сообщества. Единственно верный выход на тот исторический период, несомненно, стал стабилизирующим политическим моментом. Но одновременно послужил и началом кризиса, самым ярким примером которого на сегодняшний день стала Иркутская область. «Ублажая» местные элиты и идя на поводу у их экономических интересов, иркутские губернаторы «срезали» поступательное экономическое развитие области и попросту отбросили ее на несколько десятилетий назад. Богатейший регион Сибири — отправная точка инвестиционной экспансии в Восточной Сибири — превратился в среднестатистический дотационный регион. В прошлом году бюджет Приангарья имел предельный дефицит, а государственный долг региона достигал 16 млрд руб. По уровню политической нестабильности и экономической непривлекательности сегодня Иркутск в Сибири на первом месте. Да и в России это единственный регион, где федеральными властями введено буквально внешнее управление. Недаром президенты России вынуждены настойчиво предлагать в качестве губернатора области руководителей, в первую очередь независимых от местных элитных группировок. «Варягом» был губернатор Александр Тишанин, предложенный в качестве главы региона в 2005 году Владимиром Путиным. Независим от местных элит и нынешний врио губернатора Игорь Есиповский — а именно его кандидатуру, вероятнее всего, предложит президент Медведев. Потерявши голову, по волосам не плачут? Анализируя один простой показатель, такой как темпы экономического развития Иркутской области, сейчас можно с уверенностью утверждать, что ситуация уже не характеризуется как стагнация, а вполне укладывается в понятие «регрессия». Единственное, что развивается в некогда «локомотиве» Восточной Сибири, — это лесная отрасль. Или говоря совсем уж открыто — вырубка леса приобретает угрожающие объемы. Причина такого положения дел видится экспертам только в одном. Прежним руководством Иркутской области была утрачена стратегическая инициатива. Иркутская область, несомненно, относится к тем регионам Сибири, где процесс консолидации элит не произошел. Поэтому до сих пор политический и экономический истеблишмент области находится в состоянии клановой разобщенности. Стандартная для «лихих 90-х» ситуация сейчас выглядит анахронизмом. «При губернаторах Говорине и Тишанине, — рассказывает депутат иркутского Законодательного собрания Юрий Фалейчик, — доминанты на том, чтобы выстроить отношения с элитами, пожалуй, не было. У Бориса Александровича [Говорина] был свой круг, которому была противопоставлена вторая часть общества. Александр Георгиевич [Тишанин] вообще дистанцировался от диалога с элитами. Это вызывало неудовольствие как в первом случае, так и во втором. И не могло вести к консолидации элит».Сами группы к этой консолидации, кстати, не стремились вовсе. Таким образом, основная вина за потерю стратегической инициативы, по мнению экспертов, лежит именно на местных элитах и отсутствии у них чувства самосохранения, умения договариваться друг с другом и с федеральной властью. Кто есть кто? Сам термин «местные элиты» по сути своей изобретение региональных политологов с целью хоть как-то описать и формализовать процессы в регионах. Применительно к предмету нашего материала — Иркутской области — можно выделить до 13 вполне сформированных местных элитных групп. Но в конкретной текущей политической ситуации имеет смысл обратить внимание на две из них. Оговоримся, что выделены и ранжированы они не по финансовому значению и не по влиянию, оказываемому на промышленность области. А по возможному политическому эффекту, который могут оказать на текущие процессы в Иркутской области. «Нефтехимическая группа» во главе с Виктором Кругловым (экс-спикер областного парламента, пришел в политику с поста директора крупнейшего в отрасли «Саянскхимпласта») неофициально поддерживается Виктором Вексельбергом. Из этой группы следует исключить «Роснефть», которая, по мнению иркутских политологов, в «эти игры не играла». Господин Круглов стал заметной фигурой в иркутской политике в ходе противостояния с губернатором. «Мягкий, неафишируемый курс на превращение Александра Тишанина в «хромую утку« является в настоящее время основой политического курса Круглова и его сторонников. Круглов, по существу, идеолог и организатор эшелонированной оппозиции Тишанину на официальном уровне», — такой комментарий был опубликован на иркутском сайте pk.ismi.ru 6 декабря 2007 года. Группа рассчитывала на то, что именно Круглов станет следующим после Александра Тишанина губернатором, однако Москву такой кандидат не устроил.«Иркутская группа» и ее лидер, мэр областного центра Владимир Якубовский. Сформировалась из сторонников стабильности в области. Финансовую составляющую формируют представители строительной и транспортной отраслей, а также крупного городского бизнеса. Действительно смогла собрать вокруг себя авторитетных политиков и бизнесменов, которые видят будущее региона только через установление стабильного порядка. Приверженцы заранее установленных правил игры, во многом бывшие соратники и сослуживцы губернатора Говорина. Из слабых сторон стоит отметить отсутствие контактов с федеральным центром, отсутствие политиков-тяжеловесов. К тому же внутри группы постоянно циркулируют слухи о возможной отставке лидера Владимира Якубовского с поста мэра, что погружает группу в тревожное состояние. Еще одним влиятельным игроком в иркутской политике можно назвать председателя облизбиркома Виктора Игнатенко. «Виктор Игнатенко — один из влиятельных руководителей региональных избиркомов в стране, входит в пятерку лучших, что подтвердила его встреча в числе других председателей избиркомов с Владимиром Путиным», — рассказал «КС» иркутский политолог Юрий Пронин. «Виктор Игнатенко — человек очень деликатный, интриги — это не его стиль. Вся его игра сводится к стремлению сохранить самостоятельность даже в условиях конфликта, не быть втянутым в ситуацию, когда его могут вынуждать принимать какую-то сторону», — считает Юрий Фалейчик. Однако то, что Виктор Игнатенко занимает один из ключевых постов в области, заставляет всех остальных участников политического процесса относиться к нему с большой опаской. Точка невозврата В наш век техногенных и авиационных катастроф термин «точка невозврата» знаком практически всем. Он характеризует и ситуацию, сложившуюся в Иркутской области накануне предстоящих в октябре выборов в Законодательное собрание.Федеральная власть уже не намекает, а напрямую предупреждает представителей местных финансовых, промышленных и всех прочих групп и сообществ, что это последний шанс на консолидацию и исправление ситуации. Выборы должны пройти гладко, и так, как это видит федеральная власть. Перед президентскими выборами в марте 2008 года в Иркутской области фактически было введено внешнее антикризисное управление в лице исполняющего обязанности губернатора Игоря Есиповского. Этим назначением Кремль недвусмысленно дал понять местным элитам, что ситуации разброда, раскола и защиты мелкособственнических интересов будет положен конец. Или с вашим участием, или без него. «Если в первые дни после назначения где-то так и было, — считает Юрий Пронин, — то сегодня функции Игоря Есиповского выходят за рамки сиюминутного примирения элит». «Все понимают, что губернатор — варяг. Однако он очень корректен по отношению ко всем группам влияния и не вызывает к своей персоне какой-то неприязни. Народ иркутский, стосковавшийся по миру, на самом деле с удовольствием старается дружить, и это уже заметно по избирательной кампании. Таких чистых выборов еще не было», — сказал «КС» Юрий Фалейчик.Выборы в Законодательное собрание — и есть та самая точка невозврата. От того, как они пройдут, зависит судьба всех элит Иркутской области, как лояльных федеральной власти, так и не обращающих на нее внимания. Смогут ли «лучшие люди» Иркутска сплотиться и провести выборы именно так, как провела их вся страна, или устроят междоусобные «разборки», и политическая кампания пройдет самотеком? А ведь в общестратегической перспективе именно этому региону отведена важнейшая геополитическая роль в освоении Восточной Сибири и удержании приоритета России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ