Лизингу мешают власти своей коммерческой деятельностью

Оценив успешность коммерческих лизинговых схем, региональные власти Сибири пытаются внедрять их в наиболее проблемных отраслях. Однако эта деятельность имеет весьма отдаленное отношение к эффективному бизнесу и приближается к неким стандартам господдержки социалистического образца. Бизнесмены полагают, что власть не должна самостоятельно участвовать в лизинговых сделках, лучше было бы стимулировать частные лизинговые компании, например, освободив их от местных налогов.   Приобретение нового комбайна аграрии окупят за счет меньших потерь зерна. Фото Михаила ПЕРИКОВА Коммерческий лизинг в Сибири развивается главным образом за счет крупных компаний, как правило, старающихся жить в мире с налоговыми органами. Теневой экономике лизинг гораздо менее интересен - там и без него получаются достаточные налоговые «льготы». Оценить объемы регионального рынка лизинга можно лишь экспертно, поскольку единый учет лизинговых сделок никто не ведет. Так, по мнению генерального директора ЗАО «Сибирская лизинговая компания» Дмитрия Малахова, потенциальный объем рынка лизинга в Новосибирске составляет порядка $60-75 млн в год, не считая сделок, заключаемых крупнейшими предприятиями самостоятельно через федеральные или международные структуры (например, покупка самолетов авиакомпанией «Сибирь» или приобретение оборудования Новосибирским оловокомбинатом или НЗХК). Однако фактически, по словам господина Малахова, из этого потенциального объема реализуется лишь 30-35% сделок. «Причина - в «низком качестве» клиентуры», - считает господин Малахов. Лизинговые сделки финансируются через банки, и хотя процедура оформления и заключения лизингового договора значительно проще, чем оформление и получение кредита, тем не менее к лизингополучателям все же остается ряд требований по открытости финансового учета, а к этому многие руководители предприятий до сих пор не готовы. К тому же для некоторых предпринимателей является сюрпризом тот факт, что при заключении лизинговой сделки требуется внести первоначальный взнос порядка 20-30% от всей суммы. В Кузбассе на рынке лизинга свои проблемы. Так, по данным департамента топливно-энергетического комплекса областной администрации, на угледобывающих предприятиях региона лизинг сегодня используется реже, чем три года назад. В качестве причин чиновники называют смену собственников, переход предприятий в холдинговые компании, а также отсутствие мощных лизинговых компаний. Однако заместитель губернатора Кемеровской области Юрий Ким считает, что в ближайшем будущем ситуация изменится. Так, уже сегодня кемеровская «Лизинговая компания Сибири» реализует совместные проекты с одной из германских компаний, которая поставляет оборудование для шахт. Во всех регионах огромную долю рынка лизинга занимают так называемые «государственные» программы, подавляющее большинство которых имеет мало общего с рыночными механизмами и представляет собой, скорее, некую форму господдержки наиболее проблемных отраслей экономики. Прежде всего это относится к поставкам оборудования для АПК. Так, в Кузбассе при покупке сельскохозяйственной техники хозяйство платит только первоначальный взнос, остальные деньги идут из бюджета области. Затем в течение двух-трех лет бюджетные средства возвращаются. Всего таким образом было приобретено около 130 единиц техники. В Новосибирской области на покупку сельхозоборудования ежегодно расходуется порядка 300-400 млн рублей. Часть техники поступает в область через ГУП «Новосибирская продовольственная корпорация» (НПК), часть - через ОАО «Агроснабтехсервис». НПК или «Агроснаб» на заемные средства приобретают эту технику и реализуют ее сельхозпредприятиям с рассрочкой платежа под будущий урожай. По линии НПК первый подобный проект с германскими комбайнами «Доминатор» был осуществлен в 2000 году. 71 комбайн был отдан в хозяйства под расчет зерном в течение 5 лет. Последний проект - с красноярскими комбайнами «Енисей» - находится на стадии реализации. Однако в реализации этой программы власти не учли рыночную конъюнктуру. Из-за отсутствия оборотных средств платежеспособный спрос на сельхозоборудование в регионе остается достаточно низким. Так, по словам специалиста НПК Олега Шадуро, из 175 единиц техники, поступившей осенью прошлого года, пока заключены контракты только на 140. Господин Шадуро уверен, что остальная техника невостребованной не останется. Впрочем, ее цена растет вместе с банковскими процентами по кредиту, взятому НПК для выполнения распоряжения обладминистрации. Таким образом, огромная часть средств корпорации остается практически замороженной в нереализованных комбайнах. Нерыночность этого механизма становится еще более очевидной, если учесть, что применявшийся все это время «зерновой» эквивалент стоимости техники постоянно изменяется. Так, осенью 2000 года при заводской цене комбайна около 900 тыс. рублей и цене пшеницы 2,5 тыс. рублей за тонну было решено брать с производителей 370 тонн зерна за машину. Но сегодня тонна стоит уже гораздо дешевле, так что теперь в обладминистрации ищут возможность привязать все расчеты исключительно к денежной составляющей, чтобы исключить эту часть потерь НПК. Очевидно, что пока не решена проблема реформирования агропромышленного комплекса, любые попытки привить рыночные механизмы в этом секторе экономики еще долго будут трансформироваться в те или иные формы господдержки, а руководители хозяйств еще долго будут учиться адекватно учитывать свои затраты. По мнению Олега Шадуро, за счет экономии на потерях, которые на изношенных комбайнах составляют не менее 10%, хозяйство может за год окупить новый комбайн. Еще один пример «государственного» участия в лизинговой деятельности - создание региональной лизинговой компании для продвижения продукции местных предприятий на региональные рынки. Однако специалисты критически относятся к таким попыткам. Если на какую-то продукцию действительно есть спрос, его можно удовлетворить при помощи частных лизинговых компаний. Если же соотношение цена - качество потребителей не устраивает, «всучить» им такой товар можно только с огромной скидкой, и тогда встает вопрос об эффективности и целесообразности подобной лизинговой деятельности. Впрочем, вице-губернатор Новосибирской области Вадим Федоров уверяет, что областная лизинговая компания не станет преследовать коммерческий интерес, а будет стремиться к всесторонней поддержке местного производителя. Некоторые эксперты считают, что региональным властям не следует принимать участие в лизинговой деятельности через «свои» компании. Заместитель председателя Новосибирской торгово-промышленной палаты Юрий Воронов полагает, что следует стимулировать развитие частного лизинга. По его мнению, хорошим инструментом для этого является освобождение лизинговых компаний от местных налогов. Совершенно очевидно, что исполнительные власти в своей деятельности не должны преследовать коммерческий интерес. Их главная задача - поддержание социально-экономической стабильности в регионе. Поэтому, вероятно, в их интерпретации такой эффективный рыночный механизм, как лизинг, еще долго будет служить разновидностью господдержки. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ