Два года после старта

Через несколько дней исполнится два года с того момента, как Владимир Путин подписал указ «О полномочном представителе президента». С организацией института полпредов в России появился новый уровень власти, заинтересованной в создании единого экономического пространства. В ближайшее время окружные структуры получат дополнительные полномочия и большие возможности влиять на межрегиональные интеграционные процессы. Впрочем, некоторые участники этих процессов сомневаются в том, что экономической интеграции можно добиться «решением сверху».   Рисунок Владимира СТЕПАНОВА Общность экономических интересов сибирских регионов сегодня уже не вызывает сомнений. Приглашаю полакомиться оригинальным и вкусным мармеладом! Вкуснейший ,натуральный мармелад торговой марки "Мис" на рынке Украины уже несколько лет, и практически все от мала до велика, знают на сколько полезен и вкусен этот продукт. Теперь у них открылось производство и на территории РФ, что делает его более доступным и для нас с вами. Это отчетливо видно не только на примере «Стратегии экономического развития Сибири», в которой обозначены основные проблемы развития экономики, промышленности и социальной сферы макрорегиона. Экономическая статистика позволяет сделать вывод, что именно для Сибири характерны негативные процессы, причем в тех сферах, которые определяют долгосрочные перспективы развития регионов. Прежде всего, в Сибирском федеральном округе последние годы продолжается процесс «экономического вымывания» населения. В 2001 году в СФО было отрицательное сальдо миграции, а количество выезжающих в страны дальнего зарубежья в 24 раза превысило количество въезжающих. Это можно легко объяснить, если учесть индикаторы, характеризующие социальную обстановку в регионах округа. По итогам первого квартала Сибирский округ лидирует по размеру просроченной задолженности по зарплате, а также по уровню безработицы. Отсутствуют позитивные тенденции и в сфере инвестиций. По итогам 2001 года СФО занимает предпоследнее место по объемам инвестиций в основной капитал. Негативные социально-экономические тенденции не удастся переломить одним ударом после принятия «Стратегии развития Сибири». Резервы для развития сибирской региональной элите придется поискать в собственном кармане. Один из таких резервов заключается в возможностях, которые дает межрегиональная экономическая интеграция сибирских регионов. Вряд ли хоть один представитель региональной деловой или властной элиты скажет, что интеграция - это плохо. Начальник департамента промышленности администрации Кемеровской области Николай Говорин полагает: «Мы очень много теряем из-за нескоординированности наших действий. Нужно все рационализировать, уйти от излишней суеты и толкотни». Впрочем, вице-президент Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий Владимир Женов считает, что интеграционные экономические вопросы давно уже решаются предпринимателями без всякого административного вмешательства. Однако, по мнению господина Женова, для достижения максимального эффекта необходимо преодолеть хаотичность процесса интеграции, направить его в нужное русло. Сколь много ни говорилось бы о том, что в своих интересах сибирские регионы едины, от «хаотичности» интеграции пока никуда не деться. Вызвана она разницей во взглядах участников экономических процессов и в их понимании термина «экономическая интеграция». К примеру, для губернаторов кооперация с соседними регионами - это прежде всего возможность свободно продвигать на их рынки «свою» продукцию. Сибирские компании, которые активно расширяют географию сбыта, заинтересованы в том, чтобы иметь возможность свободного доступа на межрегиональные рынки. Наконец, крупные национальные финансово-промышленные группы, которые действуют в Сибири, заинтересованы прежде всего в единых правилах игры на любой территории. Пока же ФПГ, приходя в тот или иной регион, вынуждены выстраивать отношения с губернаторами. В одном из интервью «КС» глава НК ЮКОС Михаил Ходорковский сказал: «Несколько лет назад мы считали, что можем вообще не принимать участия в региональных политических процессах Сегодня мы полагаем, что должны играть в органах представительной власти роль, соответствующую нашему вкладу в развитие экономики конкретного региона». Привести интересы всех «игроков» на межрегиональном экономическом поле к единому знаменателю - задача не одного дня, и она не может быть решена административно-командными методами. Генеральный директор ОАО «Сибакадембанк» Андрей Бекарев считает, что старый принцип «насильно мил не будешь» работает и в экономике - навязать межрегиональную интеграцию решениями «сверху» нельзя. «Руководством округа должны быть созданы условия, когда интеграция становится возможной, - говорит Бекарев, - а принудительно ничего не получится». Спикер Новосибирского облсовета Виктор Леонов считает: «Мы должны совершенно четко сформировать управленческую систему, начиная с федерального уровня, межрегионального уровня и местного самоуправления. Мы живем в открытом пространстве, и основы экономики сами закладывают необходимость формирования новой системы управления, в том числе на окружном уровне». За последние годы в Сибири сделано немало для того, чтобы межрегиональная интеграция стала реальностью, а не лозунгом. Не в последнюю очередь это произошло благодаря тому, что на межрегиональном уровне появился административный ресурс в виде окружных управлений федеральных министерств и ведомств, а также аппарата полпреда. Естественно, не только эти структуры являются «поборниками» интеграции в Сибири. Единые правила игры на территории округа во многом формируются усилиями крупного бизнеса, действующего на межрегиональном пространстве. Однако в этом процессе не обойтись без центра, в котором принимались бы окончательные решения. Причем этот центр должен обладать всеми полномочиями для принятия решений в экономической и финансовой сфере. Сегодня все шансы стать таким центром имеет администрация округа - аппарат полпреда и окружные территориальные управления федеральных органов власти, тем более что в соответствии с заявлением президента России вскоре эти структуры будут наделены дополнительными полномочиями. Впрочем, не у всех региональных властей отношение к этому позитивное. Говорит Геннадий Дюдяев, председатель Совета народных депутатов Кемеровской области: «Полагаю, что если некоторые функции федеральных органов власти перейдут на уровень округов, то каких-то положительных перемен для субъектов федерации не произойдет». Вице-губернатор Иркутской области Александр Рудик считает, что «больше надо взять сверху, а не снизу», то есть дополнительные полномочия должны быть переданы на округ только с уровня федеральных структур, но нельзя усиливать округ за счет полномочий региональных властей. Между тем региональная элита должна быть готова к тому, чтобы поступиться некоторыми своими возможностями, особенно в части распоряжения финансовыми ресурсами, поступающими из центра. На это указывает многое - планы центра забрать у губернаторов право подписи лицензий на месторождения, грядущее усиление окружных структур в части финансового контроля и кадровой работы и другое. С новыми полномочиями окружные административные структуры получают и несравнимо большие возможности для формирования единого экономического пространства в Сибирском регионе. Будут ли эти возможности реализованы - зависит от того, смогут ли окружные власти сформировать управленческую политику, которая отвечает растущим потребностям межрегиональной экономики в интеграции. Ранее развитие процессов интеграции в округе происходило лишь в связи с решением задач текущего характера. Достаточно вспомнить, например, «тарифное соглашение» прошлого года, основной целью которого была подготовка регионов округа к зимнему отопительному сезону. Сегодня межрегиональная интеграция выходит на новый уровень. Говорит Андрей Бекарев: «Стоит говорить об интеграции в смысле межрегиональной кооперации производства. И здесь на уровне власти необходимо принимать решения, которые создали бы для такой интеграции благоприятные условия». Таким образом, необходимость интеграции определяется уже не только задачами власти в социальной сфере. На первый план выходят потребности бизнеса в новой управленческой политике, способной эффективно действовать в экономической сфере на межрегиональном уровне.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ