Контрабанды серый кардинал

Проблема контрабандных поставок китайских товаров на российский рынок поставила большинство отечественных предприятий на грань выживания и толкнула товаропроизводителей на решительные шаги. 23 апреля в крупных городах страны пройдут акции протеста, в ходе которых директора заводов встанут в пикеты на улицах городов. Таким образом они попытаются привлечь внимание высших чиновников к проблеме «серой» контрабанды, на которую вот уже несколько лет государство упорно закрывает глаза.   Рисунок Владимира СТЕПАНОВА «КС» уже поднимал на своих страницах проблему незаконных поставок в Сибирский регион партий дешевого китайского товара через станцию Локоть в Алтайском крае, расположенную недалеко от границы с Казахстаном. Лишь в начале февраля текущего года благодаря ведомственному решению Федеральной пограничной службы, сотрудники которой взяли этот участок границы под свой плотный контроль, контрабандные поставки временно прекратились, а поезда с казахстанской стороны пошли пустыми. Контрабандисты выжидали, когда пограничники уйдут, и планировали другие маршруты переправки скопившегося товара. Очередным ударом для «предпринимателей» стало решение, принятое на одном из координационных совещаний при главе администрации Алтайского края с участием представителей МПС. Буквально в конце марта остановки всех поездов с казахстанской стороны на станции Локоть были отменены. Фактически станция как таковая перестала существовать. А вместе с ней - и очередной канал поставки контрабандного товара. Естественно, грузы долго на границе стоять не будут. Контрабандисты найдут возможность ввезти их в Россию другими путями. И не исключено, что мелкие и средние дельцы, которые и использовали Локоть для переправки товара, постепенно «выйдут из тени», переквалифицировав поставки в так называемую «серую», узаконенную контрабанду. Попробуем разобраться, что означает это понятие. Крупные предприниматели, занимающиеся поставками грузов из Китая, предпочитают пользоваться законными или, по меньшей мере, близкими к законным методами. Им проще заключить долгосрочный договор с таможней на данный вид деятельности, но при этом оценивать поставляемый товар в копейки. По данным новосибирских участников ВЭД, именно так, к примеру, поступила фирма «Сибирский регион», которая сейчас пытается заключить двухгодичный контракт с Западно-Сибирским таможенным управлением стоимостью порядка $10 млрд, по которому в Россию будут ввозиться женские демисезонные пальто по цене $3,5, женская обувь - по 7 центов, детская - по центу. Цены, согласитесь, занижены неимоверно. И все это - для снижения таможенных платежей, налогов. Но в любом случае на рынках простой обыватель за такую стоимость приобрести ничего не сможет. Скорее всего, Западно-Сибирское таможенное управление пойдет на заключение такого контракта. Потому что ему это выгодно. Как сообщили в ЗСТУ, на каждого сотрудника ежеквартально выводится средняя сумма денежных средств, которую он должен «принести» в бюджет. Кстати, в Новосибирске, по словам таможенников, эти планы увеличены в текущем году раза в полтора. Естественно, задержав на границе груз и оформив его как контрабандный, сотрудник в следующий раз поставщика не увидит. Предприниматель отправит товар через Москву, Владивосток - те пункты, где сможет договориться о занижении платежей. Поэтому сейчас, по данным товаропроизводителей, политика Государственного таможенного комитета такова: пусть предприниматели платят меньшие суммы, но постоянно. Возможно, не случайно начальник ЗСТУ Григорий Шаповалов недавно собрал крупных сибирских поставщиков для неофициальных переговоров. По некоторым данным, главный таможенник региона предложил коммерсантам пользоваться только услугами ЗСТУ, прекрасно понимая, что «серая» контрабанда - это лучше, чем «разбор полетов» у руководства по поводу невыполнения плана таможенных платежей в госбюджет. При этом господин Шаповалов, как сообщили компетентные источники, никакой гарантии беспрепятственных поставок товара в Сибирь коммерсантам не дал. По одной простой причине: товар в любой момент может попасть в поле зрения других силовиков - ФСБ, ГУВД, ОРБ, налоговой полиции. И тогда факт контрабанды станет достоянием гласности. Как говорят оперативные сотрудники, в старые времена некоторые предприниматели могли похвастать тем, что имеют «крышу» у всех силовиков. Сегодня подобное, по некоторым данным, невозможно. Производство запущено всего как 3 месяца и на данном этапе мы производим один вид мармелада в двух вариантах фасовки: Мармелад " Люк "(минимальный заказ 27 упаковок и последующие заказы кратно минимальному заказу) - 280 грамм -140 рублей.  Мармелад " Минт "(минимальный заказ 60 упаковок и последующие заказы кратно минимальному заказу) - 95 грамм - 60 рублей. Дело в том, что отношения между силовыми структурами Новосибирска сейчас несколько натянуты. Поэтому, скажем, ОБЭПовцы преспокойно могут задержать товар, находящийся, к примеру, «под крышей» таможни. ФСБ, по некоторым данным, вообще предпочитает работать в одиночку, невзирая ни на каких покровителей. Не помогают и столичные «крыши» - силовики вполне резонно считают себя в Новосибирске хозяевами и диктуют свои условия. В конечном итоге именно таможня остается меж двух огней: и платить в бюджет необходимо, и коммерсантов чем-то завлекать надо. О сложившейся криминальной практике ухода от таможенных платежей знали и знают все силовые структуры регионов. Но ларчик открыть не так-то просто. В соответствии с Таможенным кодексом, в деятельность таможенных подразделений вмешаться никто не может. На границе эта силовая структура - сама себе хозяйка. И как только, к примеру, ОБЭП пытается провести свою проверку, начинается, по выражению самих оперативников, «затягивание резины». Обычно же на проверку, допустим, одной фуры на таможенном посту уходит около получаса. При этом осмотр проводится поверхностно, без выгрузки товара. Что находится в машине, за это время определить просто нереально. При этом на таможенных постах вдоль границы отсутствуют как личный состав для досмотра грузовиков, так и склады. На их обустройство необходимы огромные средства, которых у государства просто нет. Еще один аспект проблемы - привлечение к уголовной ответственности так называемых контрабандистов. К примеру, в прошедшем году оперативники УБЭП ГУВД возбудили несколько десятков уголовных дел по фактам поставок в Новосибирск контрабандного товара. В текущем - уже семь. При этом все дела приостановлены с формулировкой «за отсутствием лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности». То есть поставщика как такового нет. Предпринимателю проще бросить товар и искать другие пути поставок. Кстати, весь товар, который был изъят в прошлом и текущем году, до сих пор хранится на складах. Решения по поводу его конфискации в доход государства суд не примет: нет ответчика. И вернуть, опять же, некому. Ситуация парадоксальная. Государство - и об этом говорят многие участники ВЭД - своими руками отдает рынок на растерзание импортерам, не получая полноценных доходов. Ведь если в Новосибирске налажен хоть какой-то порядок, то в Москве или Владивостоке вполне могут быть все возможности для процветаний «серой» контрабанды, которая беспрепятственно попадает в любой город страны. Кто от этого страдает? Отнюдь не потребитель. Обывателю, который считает копейки, выгоднее купить дешевый низкокачественный товар, чем брать его у российского производителя, поставленного в неравные условия с заграничными конкурентами. Коснулась эта проблема не только производителей, к примеру, обуви. В подобном положении сейчас легкая и текстильная промышленность, тяжелая индустрия, производители бытовой техники. Достаточно вспомнить новосибирские гиганты «Вега» и «Комета», которые почили в бозе как раз в борьбе с китайскими товарами. Подобная участь ждет и другие российские предприятия, если на государственном уровне не будут приняты адекватные меры. Самое интересное заключается в том, что и в правительстве, и в Государственной думе прекрасно осведомлены о подобном беспределе. Об этом товаропроизводители уже устали писать и говорить. Может быть, как говорят сами директора новосибирских заводов, хоть акция протеста приведет к какому-то результату. В противном случае российский товаропроизводитель готов идти и на более серьезные шаги. Ведь терять ему уже нечего.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ