Новые передвижники

В новосибирском аэропорту Толмачево открылась выставка актуального российского искусства. Выставка — передвижной проект «Будущее зависит от тебя. Новые правила» коллекционера Пьера-Кристиана Броше, собирающего произведения современных российских художников на протяжении последних двадцати лет. Как и положено современному искусству, помпезно открывшаяся выставка вызвала неоднозначную реакцию — от восторгов до полного неприятия.   Француз Пьер-Кристиан Броше, вот уже лет пятнадцать как обосновавшийся в Москве, начал собирать российское современное искусство в его, так сказать, «романтический» период, когда для большинства художников сам факт продажи произведения в голове укладывался с трудом. С тех пор изменилось все — российское актуальное искусство активно выставляется и торгуется, а Броше (возглавляющий издательство «Авангард», печатающее путеводители «Ле пти фюте») в прошлом году выставлял свою коллекцию в Москве в центре современного искусства, и коллекция заняла три этажа. Собственно, после этого у него и возникла идея провезти ее по России, воскрешая традиции передвижников. В апреле выставка начала путешествие с Владивостока, затем были Красноярск и Хабаровск. Везде «Новые правила» выставлялись в традиционных пространствах музеев. В Новосибирске же площадкой стал аэропорт. Броше объяснил, что первоначально шли переговоры с областным художественным музеем, но последовал отказ на формально безупречных основаниях — залы заняты выставкой военной маринистики. Отказ, надо заметить, пошел «Новым правилам» только на пользу: аэропорт — площадка для актуального искусства куда более подходящая, не говоря уж о том, что число зрителей выставки будет несравнимо большим. Музеи давно уже перестали быть центрами притяжения, и даже этот проект вряд ли бы вызвал приток посетителей. Выставка в Толмачево стала первой отечественной художественной выставкой в аэропорту. Можно только радоваться прогрессу: лет 20 назад светочами культуры в аэропортах были видеосалоны, показывающие софт-порно и боевики класса «Б», а сейчас можно увидеть видеоарт и картины. В мире, стоит заметить, практика устройства выставок в таких местах не сказать что обычна, но в десятке крупных аэропортов (Орландо во Флориде, Хитроу в Лондоне, в Копенгагене и пр.) экспозиции работают на постоянной основе. Выбор Толмачево в качестве экспозиционной площадки вообще логичен — компания «Новапорт», управляющая аэропортом, входит в группу компаний известного предпринимателя Романа Троценко, год назад ставшего идеологом и инвестором самой модной московской выставочной площадки «Винзавод». За год «Винзавод» аккумулировал на своей территории самые известные галереи, и сегодня все громкие выставки проходят именно там. На последней музейной ночи «Винзавод» посетило около 300 тысяч человек — зрелище было очень впечатляющее, я такого не видел ни на одном рок-фестивале.   Собственно, именно об изобразительном искусстве как о самом актуальном сегодняшнем тренде и стоит говорить. Музыкальный критик Артемий Троицкий, в проекте «Новые правила» участвующий в качестве церемониймейстера, вообще считает, что новое визуальное искусство на культуру этого века окажет такое же сильное влияние, как электронная музыка — на культуру прошлого. Выставка в Толмачево представляет, если быть справедливым, уже историю — даже самым новым работам лет по семь. Имена художников известны всем, сколь-либо следящим за искусством — Виноградов и Дубоссарский, «Синие носы», Кулик, Осмоловский, Мамышев-Монро и другие персонажи арт-процесса. В связи с ограниченностью пространства новосибирская выставка меньше предыдущих. Весь проект имеет образовательную «просветительскую» функцию — познакомить провинцию с современным искусством. Поэтому и выбраны не самые провокативные и шокирующие работы — «искусство-лайт», по замечанию Вячеслава Мизина. Тем не менее предложение кого-то из чиновников устроить экскурсию для детдомовцев вряд ли можно назвать удачным — без толкового комментария ничего «разумного, доброго, вечного» на выставке они не почерпнут. Во всяком случае, фотопанно группы АЕС с гламурными подростками, играющими в войнушку настоящим оружием, может внушить детям совсем не те идеи. Без хорошего экскурсовода, пожалуй, и для взрослых смысл большинства работ останется темен. У нас в стране естественный арт-процесс при советской власти отсутствовал, и представления обывателя о смысле искусства, мягко сказать, архаичны. Что, в общем, нормально. Живопись импрессионистов современные газеты называли мазней обезьяны, дорвавшейся до ящика с красками. То есть «Синие носы» в этом ракурсе — апгрейд той самой обезьяны, дорвавшейся до компьютера. Выставка между тем очень неплохая, несмотря на конспективность. Во всяком случае свою просветительскую функцию она выполняет. По мне, ее можно считать тестом на чувство юмора — допустим, видео Мамышева-Монро, где он сам играет и Штирлица, и его жену, заставляет смеяться до икоты. Видео «Синих носов», снятое «на коленке», понятно хоть греку, хоть варягу. Не требует какой-то чудовищной эрудиции и образованности восприятие и других работ. Как бы то ни было, логика развития понятна. В Москве актуальное искусство сегодня — модная, высокодоходная отрасль шоу-бизнеса, и скоро присуждение премий в этой области будет транслировать телевидение, а штатные юмористы — комментировать произведения победителей, как это происходит в Англии с премией Тернера. Через несколько лет эта мода дойдет и до регионов, художник Мизин, во всяком случае, в этом не сомневается. Неслучайно на открытии выставки из уст чиновников прозвучала фраза о возможном открытии в Новосибирске центра современного искусства. Областной «министр» культуры Валерий Бродский на вопрос, кто же возглавит этот центр, если единственный компетентный искусствовед Владимир Назанский два года назад покинул город, отшутился: «Вот центр построим, он и вернется». А Пьер-Кристиан Броше, пообщавшийся с чиновниками, вообще считает, что ничего специально строить не надо — в Новосибирске хватает промышленных зданий, которые легко конверсировать в музей. Самые яркие примеры подобного подхода к арт-площадкам — «Винзавод» (в помещении настоящих винных погребов вековой давности) или знаменитая лондонская галерея «Тейт» в здании старой электростанции. Была бы воля властей. Центр современного искусства добавил бы Новосибирску «столичности» — в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Калининграде такие центры уже есть, а после гастролей «Новых правил», возможно, появятся и в других городах. Пока же, в отсутствие такого заведения, новосибирский художник Константин Скотников (соратник Мизина по «Синим носам») и австриец Лукас Пуш построили во дворе дома, где живет Скотников, первый в Новосибирске центр современного искусства White Cube — коробку типа металлического гаража, покрашенную внутри грязно-белой краской. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ