Ярмарка имиджа

В преддверии Дня шахтера в Кузбассе прошли сельскохозяйственные ярмарки, организованные администрацией области. Только в Кемерово на площади Советов перед зданием администрации 22 августа работало 150 торговых точек сельхозпроизводителей — от небольших крестьянских хозяйств до производителей и ритейлеров регионального и российского масштаба. Единственное условие для участия в ярмарке — дисконт на продукцию в размере 10–15% от ее среднерыночной стоимости. Участники ярмарок признают, что торговля в минус не может быть выгодной, но статус мероприятия обязывает производителей участвовать в нем. Обычно продовольственные ярмарки бывают приурочены к общероссийским праздникам (Новый год, 8 марта, 1 мая, День пищевой промышленности, День сельхозработника, День шахтера и т. д.) и выборам. Таким образом, ярмарочных дней в календаре только для Кемерова выпадает 8–9 (всего же, по данным администрации области, в Кузбассе ежегодно организуют около 60 ярмарок). В этом году на главной ярмарочной площадке области — площади Советов — производители развернули торговлю в 150 точках. Событие, как всегда, имело успех у потребителей, сообщили в Департаменте сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области. В этом году на кемеровской ярмарке в отдельных случаях скидка достигала 20%. В выгоде ярмарочных продаж для покупателей, особенно для социального класса, сомнений нет, но большинству производителей, особенно мелким игрокам, ценовая политика ярмарок не выгодна. Несколько участников ярмарки, не пожелавших называть себя, подтвердили, что они рассчитывают не на прибыль, а на убытки. «Разницу от продажи по заниженным ценам мы компенсируем за счет собственных ресурсов — она закладывается в рецептуру хлеба», — рассказывает руководитель небольшого хлебопекарного производства с периферии области. «Выгодно ли нам здесь торговать? Нет, конечно, — признается сотрудник крупного местного предприятия по переработке молока. — Хорошо раскупается социальный ассортимент. Половина остальной продукции просто увозится обратно. Опыта прямых продаж нам не требуется — мы и так имеем развитую дистрибуцию. Но социальный момент — рекомендация администрации — все же обязывает нас здесь присутствовать». ОАО «Кемеровский молочный комбинат» (входит в группу компаний «Юнимилк») — также постоянный участник сельскохозяйственных ярмарок в Кузбассе. За последние два года компания приняла участие примерно в 15 подобных мероприятиях. Как отмечают в компании, такая деятельность не несет прямой экономической выгоды. «Мы представляли на последней ярмарке четыре позиции социально значимого ассортимента: молоко в пленке, кефир в пленке (два вида) и сметану, — рассказывает координатор по маркетингу представительства компании «Юнимилк« в Кузбассе Екатерина Новикова. — Перечень социально значимых ассортиментных позиций и цены на них согласовываются с администрацией области. Цены на этот ассортимент на ярмарке ниже цен нашего базового прайса, соответственно, мы продаем товар с отрицательным финансовым результатом. Так, базовая цена на молоко — 21 руб. с НДС по прайсу. На ярмарке она составляет 16 руб. 50 коп. с НДС». Тем не менее ряд крупных игроков кузбасского пищепрома, осознавая бесперспективность мероприятия с точки зрения прибыли, старается получить от него хоть какую-то пользу. Например, система магазинов «Чибис» в этом году даже извлекла из мероприятия экономический эффект. При этом ярмарочная цена единственного представленного «Чибисом» продукта укладывалась в указанные рамки — подсолнечное масло алтайского производства отпускалась по две бутылки на руки на 15% дешевле, чем в социальных магазинах. Могло показаться, что «Чибис» торговал в ущерб себе. «Такого паритета наших и потребительских интересов удалось достигнуть за счет выгодной закупки партии масла у поставщика, — говорит заместитель исполнительного директора по связям с общественностью ООО «Система Чибис« Сергей Чернышев. — Закупочная цена позволила сделать минимальную наценку на ярмарочный товар. Таким образом мы окупили затраты на участие. Экономическая выгода, хоть и небольшая, присутствовала». Но даже зная о том, что прямой прибыли не будет, многие компании от участия в ярмарках отказываться не собираются. Участие в общекузбасском мероприятии подтверждает имидж социально ответственной компании и повышает узнаваемость бренда. «Подобные мероприятия важны для социально незащищенной категории населения, — комментирует Екатерина Новикова. — После прошлогоднего кризиса в молочной промышленности, производители обязались сдерживать цены на молочные продукты, а торгующие организации — делать наценку не более 10% на позиции социально значимого ассортимента. Кроме того, на ярмарках наша продукция продается по доступным ценам —на 10–30% ниже, чем в магазинах. Это важно для того, чтобы спровоцировать первую покупку у потенциального потребителя. На ярмарках мы проводим различные акции, стимулирующие продажи. Покупатели активно принимают в них участие. Необходимо также отметить, что проведение ярмарок бывает приурочено к каким-либо праздникам и событиям, то есть ярмарка — это статусное мероприятие, обеспечивающее лояльность потребителя и местных властей к нам как к местному производителю». Весьма вероятно, что если бы политика администрации была другой, переработчики не пошли бы на такой шаг. Стоит отметить, что ярмарки — явление сезонное, поэтому для пищевиков эти события вполне терпимы и не требуют больших жертв. «Конечно, снижать цены на 10–15% не всегда выгодно. Особенно если отсутствует соответствующий резерв в рентабельности, — говорит заместитель генерального директора группы компаний «Холидей« Татьяна Люлль. — Но речь идет, во-первых, об ограниченном количестве товаров, во-вторых, об ограниченном периоде времени. Правильнее относиться к этому как к акции по продвижению своей продукции на рынке». Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ