На плечах недропользователей

Актуальная тема — сырье Красноярский край считается одной из самых богатых по природным ресурсам территорий России. На территории края известно свыше 1400 месторождений, перспективных проявлений более 80 видов полезных ископаемых. По запасам семи видов полезных ископаемых край занимает первое место в России. Это медь, уголь, никель, кобальт, свинец, платиноиды, графит. По добыче пяти видов полезных ископаемых — золото, медь, никель, кобальт и металлы платиновой группы — край занимает также лидирующие позиции в России. За счет региона в прошлом году в России прирост запасов золота впервые за многие годы превысил объем его добычи. А это уже работа на перспективу. По прогнозам департамента экономического планирования и промышленной политики администрации края, наиболее быстрорастущим сектором экономики региона в ближайшем будущем станет нефтегазовая отрасль. Предполагается, что в 2008 году ее рост составит 210%, в 2009 году — 320%, а в 2010-м — 150%. В результате в 2010 году доля топливно-энергетического сектора достигнет 14% общего объема промышленного производства края (против нынешних 2%). Это выведет Красноярский край в тройку главных нефтедобывающих территорий Сибирского федерального округа. По оценке специалистов, собравшихся на круглом столе «Минерально-сырьевая база Красноярского края: перспективы развития», организованном группой изданий «» совместно с департаментом природных ресурсов и лесного комплекса администрации Красноярского края, наметившаяся тенденция будет нарастать, так как край стал уделять больше внимания воспроизводству запасов. В первую очередь это означает рост объемов геологоразведки. Если в 2005 году в изучение минерально-сырьевой базы было вложено 4,7 млрд рублей, то в 2007-м — уже 10,8 млрд рублей. Как отмечает заместитель губернатора Красноярского края — руководитель департамента природных ресурсов и лесного комплекса Андрей Гнездилов, «выполненные в этот период работы позволили упрочить минерально-сырьевой потенциал края, подготовить объекты, имеющие исключительно большое значение для его экономики. Можно сказать, что этот трехлетний период стал определяющим». По данным властей, самые бурные темпы роста — в добыче золота. Так, ЗАО «Полюс» на месторождении «Благодатном» утвердило в 2005 году запасы золота в 222 тонны, в 2007 году на Титимухтинском месторождении были утверждены запасы в объеме 42 тонны. Также обеспечивает прирост и Васильевский рудник, начавший свою деятельность в сложных условиях. Сейчас рудник дает в общий объем добычи края 1,5 тыс. тонн золота. Большие надежды администрация возлагает и на работу введенной в прошлом году в эксплуатацию третьей ЗИФ на Олимпиадинском месторождении. По словам заместителя руководителя регионального агентства по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (Сибнедра) Виктора Эрнста, «в Сибири в целом сейчас наметилось отставание в приросте запасов нефти и газа от ранее намеченных плановых показателей. Лицензирование выполнено лишь на 30% от прогноза. Мы ведем корректировку программы геологоразведочных работ, чтобы исправить эту ситуацию к лучшему. Например, государство уже взяло на себя параметрическое бурение скважин. Ведется и разработка нового документа по исследованию недр Сибирского округа на 2009–2012 годы. К 2020 году восточным территориям страны необходимо нарастить разведанные запасы углеводородов на 1,8 млрд тонн. При этом основные надежды наше ведомство возлагает на геологов в Иркутской области, Республике Саха и Красноярском крае. В частности, мы очень заинтересованы в продолжении работ в Эвенкии в Юрубчено-Тохомской зоне». В то же время объем частных инвестиций в геологоразведочные работы (ГРР) на нефть и газ в Красноярском крае, по словам заместителя руководителя краевого управления по недропользованию Юрия Филипцова, в прошлом году резко возрос и достиг 7 млрд рублей: «За последние три года негосударственные вложения в отрасль выросли в два раза. Сейчас частные компании за счет собственных средств ведут работы на 69 участках. Еще по 11 решается вопрос о предоставлении недропользователям лицензий. Увеличиваются и федеральные вложения в ГРР на нефть и газ — с 750 млн рублей в 2005 году до 1 млрд 591 млн рублей в 2007 году. За счет бюджета в крае исследуется 45 объектов, перспективных по нефти и природному газу. Причем государство берет на себя самые сложные участки». На фото слева направо — советник генерального директора по работе с государственными и муниципальными органами ООО «Тагульское« ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» Валериан Морозов, заместитель генерального директора по геологии и разработке ООО «Тагульское« ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» Денис Романов и заместитель губернатора Красноярского края — руководитель департамента природных ресурсов и лесного комплекса администрации Красноярского края Андрей Гнездилов Однако резкое увеличение финансирования высветило одну из главных проблем, характерных в первую очередь для Красноярского края: острую нехватку местных подрядных организаций и дефицит квалифицированных кадров. Регион, в структуре экономики которого традиционно преобладали цветная металлургия и энергетика, оказался не готов к формированию нефтегазовой провинции. До недавнего времени край считался перспективным по нефти и газу, и не более того. Соответственно, кадровый потенциал отрасли формировался под эти задачи — поиск и разведку, но никак не разработку и эксплуатацию. Кроме того, в 90-е годы и в начале 2000-х, когда объемы геологоразведки уменьшились в разы, красноярские специалисты стали искать себе применение далеко за пределами отрасли — прекратили существование многие местные геофизические и геологические предприятия. И сегодня, как отмечает руководитель управления по недропользованию по Красноярскому краю Александр Еханин, «проблема не в нехватке денег, как было раньше, а в невозможности некоторых компаний их освоить. Нет кадров, нет современного оборудования». «С этим сталкиваемся и мы, когда распределяем федеральные заказы на конкурсах, и недропользователи, — добавляет заместитель Александра Еханина Юрий Филипцов. — Прежде всего не хватает геофизических предприятий, главным образом сейсморазведочных, и буровых подрядчиков, также зачастую не очень высокий уровень выполнения работ этими подрядчиками». Заказчики вынуждены приглашать специалистов из других нефтегазодобывающих регионов: геофизиков из Тюмени, Саратова, Татарии, Башкирии, Самары, буровиков — с Кубани, из Томской области. Однако опыт показывает, что принцип «с миру по нитке» в данном случае работает недостаточно эффективно — слишком разное геологическое строение на Кубани и в Эвенкии, в Волжско-Уральском нефтегазовом регионе и на Таймыре. Как отмечает Юрий Филипцов, «приходя из других регионов России, где более простое геологическое строение, как правило, в первые несколько лет эти компании дают очень проблемные результаты, не устраивающие ни нас, ни недропользователей». Отсутствие на территории развитого сервиса и квалифицированных специалистов в области аналитики и интерпретации данных, полученных на основе геологоразведочных работ, оборачивается для края упущенной выгодой. Полученные данные отправляются для обработки в Новосибирск, Читу, даже в Киргизию, и туда же уходит оплата за оказанные услуги. Единственный выход, если учесть грандиозные планы региона, связанные с формированием полноценной нефтегазовой провинции, — создание собственного кадрового потенциала с учетом всех особенностей и потребностей региона. Сейчас эта задача решается за счет создания в 2006 году Института нефти и газа, вошедшего в состав Сибирского федерального университета. Не облегчают недропользователям жизнь и многочисленные прорехи и несостыковки в законодательной базе. По-прежнему актуальны вопросы законодательного обеспечения лицензирования и разработки месторождений полезных ископаемых. Многие положения закона о недрах и подзаконных актов затрудняют и увеличивают сроки получения права пользования участками, согласование и утверждение проектов. И при этом недропользователи, особенно относящиеся к категории малых и средних, не чувствуют себя защищенными. Много проблем в работу вносит Лесной кодекс, отдельные положения которого противоречат друг другу и сами себе. Парадоксально, но, обозначив в Кодексе 16 видов деятельности, которые можно вести на территории лесных угодий, законодатели не предусмотрели механизма, по которому в реальности можно было бы вести хотя бы два вида деятельности одновременно — например, заготовку леса и разведку полезных ископаемых или перевод лесов из категории резервных в категорию эксплуатационных. Для Красноярского края, полезные ископаемые которого по большей части находятся в недрах территорий, покрытых лесными массивами (кроме Таймыра), этот вопрос крайне актуален. Его игнорирование может надолго задержать процесс развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы, в том числе по многим полезным ископаемым, имеющим стратегическое значение. Исполнительной и законодательной властям края пришлось немало потрудиться, чтобы изменить ситуацию: в Государственную думу была направлена поправка в Лесной кодекс, разрешающая проводить геологоразведочные работы в резервных лесах за счет перевода их в эксплуатационные, которая принята в первом чтении. Казалось бы, в отличие от Лесного кодекса, у которого свои задачи, лежащие за пределами вопросов недропользования, долго принимавшийся закон «О недрах» должен был разрешить все противоречия и сформировать четко отлаженную систему освоения полезных ископаемых. Однако этого не произошло, более того, некоторые положения закона еще больше запутывают ситуацию. Известно, что лучшее — враг хорошего, именно так можно оценить новую поправку по предварительным земельным отводам, внесенную в закон «О недрах». Если раньше для лицензирования участка необходимо было согласовать заявку только с собственниками земли, то сейчас список тех, кто может «держать и не пущать», дополнился землепользователями. Для компаний, работающих на северных территориях края (именно здесь формируется нефтегазовая отрасль региона), эта поправка стала сущим наказанием. В 90-е годы на Таймыре и в Эвенкии были образованы родовые общины. Но если на Таймыре их юридический статус более или менее понятен — арендаторы земли, собственником которой является государство, и при распределении лицензионных участков их согласия не требуется, то в Эвенкии ситуация иная. Здесь многие родовые общины числятся в составе землепользователей-землевладельцев, и их согласие получить необходимо. А оно зависит от многих факторов, в том числе тех, что находятся далеко за рамками экономических и даже экологических соображений. В результате внесения поправок в ряд законов и кодексов на поле недропользователей появился еще один игрок — местные органы власти: они теперь обладают самыми серьезными полномочиями по воспрепятствованию деятельности недропользователей. Причем власти субъекта Федерации в этом отношении не имеют никаких рычагов воздействия на них. Как говорит председатель комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного собрания Красноярского края Александр Симановский, «нередко случается и так, что недропользователи получают лицензию, приступают к работе, а на уровне района никакой работы с местными властями не проводят. Сталкиваются еще и интересы компаний и населения. Поэтому считаю, что компании должны проводить работу и с населением». И сегодня недропользователи справедливо опасаются возникновения ситуаций, при которых районные власти, дав предварительное согласие на присутствие компании, после проведения аукциона на право пользования участком недр могут отказаться заключать договор. По основаниям, известным только им. Затратив большие средства на получение геологической информации, формирование заявки, участие в аукционе, любая компания-недропользователь, особенно из числа малых и средних, может остаться «у разбитого корыта», хотя основанием для этих затрат было как раз предварительное согласие районных властей. Как считает Андрей Гнездилов, необходимо в срочном порядке вносить в законодательную базу поправки, которые повышали бы ответственность муниципалитетов за предварительное согласование и делали бы невозможным его отзыв после проведения аукциона. В целом же анализ показывает, что большая часть проблем, с которыми сталкиваются недропользователи на территории края, имеет общероссийский характер и связана с несовершенством законодательной базы. Но администрация региона и Законодательное собрание инициируют внесение поправок в законы и кодексы, и зачастую вполне успешно. Сейчас краевая исполнительная власть и сообщество недропользователей готовят еще одну масштабную законодательную инициативу — создание закона «О геологоразведке». В действующем законе «О недрах» этой важнейшей сфере деятельности уделено крайне мало внимания (буквально несколько статей), однако практики считают, что этот вид деятельности может развиваться только при условии создания законодательно закрепленных механизмов, разработки и принятия всем понятных и для всех единых правил игры. Для Красноярского края, который делает ставку на развитие и освоение богатейшей минерально-сырьевой базы, это особенно актуально. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ