Произошедшее в конце прошлой недели событие полное солнечное затмение позволило многим компаниям не только получить материальную прибыль от наплыва туристов, но и поддержать свой имидж, привлечь внимание и повысить лояльность. Игроки признают, что сочетание таких уникальных природных событий и промомероприятий стало эффективным маркетинговым ходом. Фото Дмитрия КОРОТКОВА На несколько дней Сибирь стала центром внимания не только страны, но и иностранных поклонников астрономических явлений. Первыми эффект еще задолго до дня «икс» ощутили турфирмы и отельеры. В «КС» неоднократно поднималась проблема дефицита гостиничных номеров: это, по словам туроператоров, помешало приехать в Сибирь большему числу туристов. Когда в прошлом году операторы начинали обсуждать размещение туристов, заказов на номера было гораздо больше, чем предложений от гостиниц. Причины как в объективной ограниченности номерного фонда, так и в желании отельеров выиграть на ажиотаже. «Многие тянули с предоставлением цен на услуги весь 2007 год. Объяснение этому я нахожу одно гостиницы просто боялись продешевить, говорит директор турфирмы «Акрис« Владимир Коуров. Западные туристы весьма дальновидны и заранее планируют такие поездки и по времени, и по расходам. Поэтому когда мы долго не могли им подтвердить размещение в Новосибирске или оно было не по адекватным ценам (учитывая, что цены на услуги гостиниц в Новосибирске итак немаленькие), часть заказчиков перенесла группы в другие регионы по линии прохождения затмения в Барнаул, Горный Алтай, Монголию, Китай. Думаю, довольно показателен факт, что до последнего дня в некоторых гостиницах Новосибирска оставались свободные номера. То есть отельеры не получили и того, что могли, не говоря уже о суперприбылях». Барнаульские туроператоры отмечают, что иностранцы активно заказывали туры в Белокуриху и Горный Алтай. На некоторых туристических базах места были зарезервированы уже в марте-апреле. В самом Барнауле в день затмения было организовано несколько концертных и смотровых площадок. Спонсоры и партнеры выгодно афишировали свои компании и продукцию в декорациях, расположенных на звездном небе. Пока взрослые утоляли жажду пивом от спонсора уникального явления природы пивоваренной компании «Балтика» на празднике, организованном радио «Серебряный Дождь» в Барнауле, дети оценивали вкус кондитерских изделий «Мастерfood». Заведующий производством кондитерского цеха «Ольга» (марка «Мастерfood») Ирина Севрюкова считает, что эффективность участия в таких мероприятиях чрезвычайно высока из-за большого скопления людей, у которых была возможность познакомиться с торговой маркой и попробовать продукцию производителя. Не упустили уникальную возможность и рестораторы. Особенно повезло владельцам летних площадок с хорошими смотровыми характеристиками. Например, в кофейне «Кофемолка» на Красном проспекте (Новосибирск) заранее планировали использовать для наблюдения за затмением недавно открытую летнюю террасу на крыше. На вечер 1 августа можно было забронировать столик за 500 рублей и сделать на эту сумму заказ. «Мы разработали специальные листовки, которые распространяли накануне среди гостей, поэтому практически все столики в этот день были заказаны, рассказывает директор по развитию сети кофеен «Кофемолка« Ирина Петрова. 1 августа у нас не было какого-то специального меню, наоборот, мы сократили число блюд, так как предполагали, что гостей будет очень много. Также мы изготовили специальные сувенирные стекла для наблюдения за затмением. Несмотря на то что многие гости приходили уже со специальными очками, они с удовольствием приобретали и наши сувениры». Ирина Петрова полагает, что солнечное затмение было выгодным для многих заведений общепита, добавляя, что выручка их кофейни в этот день превысила обычную практически в два раза. Некоторые в день затмения стремились не столько получить прибыль, сколько подарить положительные эмоции, получив взамен не менее важный капитал лояльность аудитории. В день затмения компания «Вымпелком» (ТМ «Билайн») проводила два мероприятия. Одно из них Sun & Moon Party в формате пляжной семейной вечеринки было организовано для клиентов и партнеров на территории яхт-клуба «Маяк». В распоряжении гостей были два бассейна (взрослый и детский), пляжная зона, сигарно-кальянная комната, детская анимация, шоу барменов, живая музыка и специальное меню от шеф-повара ресторана «Ля Мезон» Руслана Коробова. «Затмение наши гости встретили под живое звучание дудука и огненное шоу. Второе мероприятие было организовано специально для абонентов программы HLC (клуб высокодоходных клиентов) на набережной, где абоненты «Билайн« могли посмотреть затмение через телескопы и получить в подарок специальные очки. Оба мероприятия проводились исключительно в целях повышения лояльности к компании», говорит менеджер по связям с общественностью в Сибирском регионе ОАО «Вымпелком» Наталья Рыжкова. Группу новосибирских журналистов пригласили посмотреть солнечное затмение с одного из весьма необычных мест со смотровой площадки, расположенной на крыше главного здания Сибирского банка Сбербанка России. Именно здесь, по инициативе руководства банка, была оборудована небольшая астрономическая обсерватория, открытая на время наблюдения за движением космических объектов для крупных клиентов, вкладчиков, а также членов их семей. Один из партнеров банка Новосибирский приборостроительный завод им. Ленина предоставил финансовому учреждению несколько мощных телескопов собственного производства, обеспечил их настройку и техническую поддержку. На смотровой площадке присутствовали специалисты Сибирской государственной геодезической академии, готовые ответить на многочисленные вопросы гостей, которых интересовали детали движения Луны и Солнца по их орбитам, история солнечных затмений, правила наблюдения за светилом, малоизвестные факты из истории космонавтики. Одной из жарких тем для дискуссии стал вопрос, действительно ли американские космонавты высаживались на Луну? Кто-то использовал шанс для целей более масштабных. Привлечь внимания к воздухоплаванию как виду спорта и сделать его популярным у жителей Сибири стремился Фонд развития малой авиации, проведя мероприятие по воздухоплаванию в рамках проекта «Регата». PR-директор проекта «Регата» Денис Соболев рассказал, что активная программа продвижения воздухоплавания велась и до дня затмения, но после этого события организаторы ощутили интерес людей, которые хотели бы совершить полет на воздушном шаре и, более того, приобрести собственный аппарат. «Уже сейчас есть потенциальные покупатели, которые хотят самостоятельно научиться управлять аэростатом», говорит Соболев. Подогреть интерес СМИ к мероприятию и создать резонанс помогло и желание повторить рекорд, поставленный ученым Дмитрием Менделеевым. Как рассказал Денис Соболев, во время солнечного затмения Менделеев поднимался в небо в корзине воздушного шара. «Нам важно было привлечь как можно больше внимания к проекту, и полет в затмение хороший для этого способ. Мероприятие собрало около 250 гостей, среди них было много журналистов, что также, я считаю, показатель большого внимания к мероприятию», говорит Соболев. Максимальная посещаемость интересовала организаторов Чемпионата по спортивной сауне, проведенного в Новосибирске, поэтому день затмения выбрали не случайно. По примерным подсчетам организаторов 1 августа площадку посетило около 20 тыс. человек. Как рассказал директор отдела по рекламе компании-организатора Чемпионата по спортивной сауне, судья соревнований Евгений Беседин, для компаний-партнеров затмение стало мотивирующим фактором для участия. Впрочем, почти для всех компаний Чемпионат стал скорее традицией, ведь деятельность всех партнеров так или иначе связана с банной тематикой. И хотя оценивать эффект от события рано, некоторые выводы организаторы уже подвели. «Посещаемость сайта компании «Термофор» главного партнера Чемпионата выросла на порядок, говорит Беседин. Мы не ставили себе цели за счет Чемпионата увеличить прибыль торговых точек, однако, судя по прошлому опыту, эффект все же будет. Наша цель увеличить уровень узнаваемости марки «Термофор», ну и, как бы пафосно это ни звучало, пропаганда здорового образа жизни. Впрочем, Евгений Беседин признает, что рассчитывать на эффект синергии и резонанс больший, чем природное чудо, было бы неправильно, поскольку в этот день все говорили только о затмении. «Поэтому мы и завершили чисто техническую соревновательную часть Чемпионата до затмения, а непосредственно перед затмением начался фестиваль этномузыки, рассказывает Евгений Беседин. Согласитесь, смотреть такое сказочное шоу, как затмение, без саундтрека не столь интересно». В целом предприниматели остались довольны. Общее мнение таково: солнечное затмение сыграло на руку всем и, что еще более важно, добавило позиции в рейтинге Новосибирска как города благоприятного и интересного туристам. «Не секрет, что в Новосибирск гости заезжают по пути, и в период затмения сам город не был целью посещения. Туристы ехали не за Сибирью, первично все же было природное явление. Но важно, что люди, приехавшие по тем или иным мотивам, увозят хорошее впечатление о городе и будут рекомендовать такую поездку другим, говорит Владимир Коуров. События показали, что город может проводить такие мероприятия на достойном уровне, а это важно для нас как для операторов, продвигающих в том числе и въездной туризм». Источник: Креативное обозрение на idea.ru