Несмотря на то что в последние годы в Республике Алтай активно идет строительство всевозможных туристических объектов, в пик летнего сезона наблюдается дефицит предложения. Особенно это касается комфортабельного отдыха. Эксперты констатируют, что по-настоящему «элитных» комплексов мало, а стоимость пребывания в них порой выше, чем аналогичный по уровню обслуживания и качеству отдых в Турции, даже с учетом чартерного перелета из столиц сибирских регионов. В поисках комфорта По-настоящему «элитных» комплексов отдыха на Алтае мало, уверенно констатируют все участники рынка туристических услуг Алтая. Этот факт признают и в правительстве Республики Алтай. При этом большинство отелей, гостиниц, туристических баз возводилось и продолжает строиться без ориентации на какую-то систему классификации (по аналогии с международными критериями, которые выражаются в числе звезд, присваиваемых отелю), исходя из личных представлений владельцев о необходимом и допустимом сервисе. Так, зачастую в качестве «люкса» предлагаются номера, состоящие из одной комнаты, или имеется классификация «улучшенный», которая в каждом конкретном случае трактуется по-разному. «Разобраться в таких хитросплетениях трудно даже специалисту, не говоря о туристах«, констатирует директор туристического агентства «Хорс-Тур», вице-президент Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ) Елена Шушакова. Как правило, на туристических базах Алтая имеется по несколько номеров повышенной комфортности, наличие которых, однако, не позволяет относить подобные объекты в целом к элитным. «До элитных они не дотягивают не только по площади и оснащению номеров, но и из-за отсутствия на территории туркомплексов необходимой инфраструктуры: spa-салонов, парикмахерских, открытых и закрытых бассейнов, тренажерных залов, бутиков и т. д.», считает директор турфирмы «Плот», член правления АРАТ Александр Смирнов. Под концепцию «элитных» более всего подходят «Турсиб«, «Ареда-3», «Алтай Вилидж», «На Шумах», «Седьмое небо». «Сказать, что эти объекты полностью соответствуют категории отелей класса «люкс« пока нельзя, но они стремятся поддерживать сервис на стабильно высоком уровне. Да и ассортимент предлагаемых ими услуг приятно отличается от традиционно присутствующих в других местах, считает Елена Шушакова. Так, «Ареда-3» позиционирует себя как место для семейного отдыха. В номерах есть детские кроватки, в ресторане предлагают детское меню, на территории детские площадки и бассейн. «Турсиб» развивает корпоративное обслуживание имеется хороший конференц-зал, созданы замечательные программы по team-building для сотрудников фирм. «Алтай вилидж» сосредоточился на оказании оздоровительных услуг: имеется очень хороший spa-салон, планируется запуск собственной пантолечебницы. «Седьмое небо» отличается обилием цветов на территории, отель располагает пятью бассейнами. «На Шумах», помимо хороших номеров, может предложить неплохую винную карту в баре отеля. Цены на проживание в таких комплексах довольно высоки от 1880 рублей в сутки на человека без питания (стоимость номера от 30003500 рублей). Выделяется и группа комплексов, достойных трех звезд или близких к ним: «Салют», «Марьин остров», гостиница Зернобанка, «Усадьба Саржевских«, «Стик-трэвэл», «Лагуна«, «Печки-лавочки». Они хорошо подойдут для семейного отдыха, проживания с детьми. Как правило, цены здесь несколько ниже. «До звания «элитных» им порой не хватает стабильно высокого сервиса, иногда возникают проблемы с кухней и качеством работы персонала. Средняя цена места в номере с удобствами от 1100 рублей, продолжает Елена Шушакова. Я также выделила бы в отдельную категорию несколько комплексов, которые у нашего агентства находятся на особом счету. Это «Адару», «Денисова пещера», новый, еще совсем мало известный «Пеликан«. Для них характерна особая атмосфера обслуживания, здесь можно говорить об идеальном сочетании »цена-качество«, особенно если учесть комплекс услуг, входящих в стоимость тура». Кроме качества проживания и обслуживания, важнейшими критериями при выборе места отдыха являются ландшафт и водоем естественный или искусственный. Для Горного Алтая это очень важная составляющая, поскольку температура воды в горной реке Катунь даже летом, как правило, не поднимается выше плюс 14 градусов. Поэтому вновь строящиеся туркомплексы стремятся обзаводиться собственными бассейнами. Привлекательными также являются возможности пантолечения, фитотерапии и т. д. Цена имеет значение Вопрос цены также является одним из основных при выборе места отдыха. Алтайские турагентства уверяют, что элитный отдых на Алтае сегодня дороже, чем аналогичный по качеству в Турции или Египте, даже с учетом авиаперелета. «Стандартный двухместный номер в трехзвездочной гостинице в Турции или Китае стоит в среднем $25 (т. е. 600 рублей), включая завтрак на двух человек. На Алтае зачастую столько стоит место в палатке, а цены в элитных комплексах доходят до $100150 за номер без питания, говорит Елена Шушакова. Если сравнивать, что за эти деньги клиент получит в зарубежных и в алтайских гостиницах, становится понятно, что зачастую решение туристами принимается не в пользу последних. К тому же сервис в алтайских отелях порой настолько «ненавязчив«, что его совсем не наблюдаешь». Несколько оптимистичнее на эту проблему смотрит исполнительный директор туристической компании «Спутник-Алтай», член президиума АлтТПП Вера Матюхина. «Многие платежеспособные туристы из-за пределов Алтая, наездившись по миру, все чаще предпочитают нашу уникальную природную «глушь», отмечает она. Они все больше начинают ценить сочетание хвойного запаха с шумом горной реки, звенящей тишиной леса. А сплав в горах дает больше адреналина, чем морской «банан«. Поэтому, несмотря на высокие цены, строящиеся комфортабельные туркомплексы и пока не идеальный сервис, спрос на дорогие гостиницы превышает предложение и имеет тенденцию к увеличению». Однако, по словам Матюхиной, если под элитным отдыхом понимать не только комфортабельное размещение, а некую программу с набором дорогостоящих услуг, то, например, цена десятидневного пребывания на базе комплекса «Турсиб», являющегося одним из самых подходящих под статус «элитного» с набором пантовых процедур, конных и пеших экскурсионных программ, кратковременных вертолетных прогулок может составить до 100 тыс. рублей на человека. Это равноценно по стоимости аналогичному отдыху в Турции, Болгарии, Египте, Испании в отелях не менее четырех звезд, при этом в стоимость войдет и авиаперелет. Комментируя ценовую политику в интервью «КС», министр туризма, предпринимательства и инвестиций правительства Республики Алтай Евгений Ларин отметил, что «высокая стоимость туристических услуг определяется нормальными рыночными отношениями». Немалые цены являются следствием высокого спроса на отдых в Горном Алтае, «о чем говорят 80%-ная сезонная загрузка туристических объектов», а также большие затраты хозяйствующих субъектов на содержание объектов в связи с сезонностью работы значительной части туристических предприятий. Игроки туристического рынка с некоторым оптимизмом смотрят в будущее. «Со временем цены начнут выравниваться и даже падать. С одной стороны, будет увеличиваться предложение в связи с активным строительством комфортабельных туркомплексов. Это мы уже видим, и предложение, по-видимому, будет нарастать. С другой стороны, идет работа, которая позволит снизить издержки за счет круглогодичного использования туристических объектов и предоставления разнообразных видов отдыха: начинает развиваться горнолыжный туризм, оздоровительный отдых, большие перспективы мы видим за деловым туризмом«, отмечает Александр Смирнов. Только для своих Для полноты картины необходимо отметить еще один небольшой сектор ведомственные отели и базы. Примером могут служить комплекс Зернобанка или гостиница «Киви-Лодж», акционером которой, по данным турагентств, является правительство Республики Алтай, или отель в районе озера Ая, принадлежащий казначейству Алтайского края. Появление таких объектов практически не влияет на туристический рынок, но все же порой довольно интересно для людей, ценящих комфорт и уединение, а также для корпоративных клиентов. Как правило, в таких случаях речь идет о сравнительно небольших по территории туркомплексах закрытого типа. «Все, кто начинал строить «немного для себя», рано или поздно осознавал, что это дорогое удовольствие: ведь содержать объект нужно круглый год, отмечает Вера Матюхина. Строительство «под себя« предполагает иные логистику и дизайн, другой алгоритм эксплуатации. Для снижения затрат хозяева пытаются работать на рынке и предоставлять свои возможности для корпоративных клиентов. Однако в некоторых случаях это приводит к весьма неприятным ситуациям. Например, мне известен случай, когда в ведомственном туркомплексе был введен малопонятный для отдыхающих порядок разуваться в прихожей. Приехавшие на праздничное корпоративное мероприятие люди были соответствующим образом одеты мужчины в костюмах, дамы в вечерних платьях и на шпильках. А им предложили надеть шлепанцы, да еще и поношенные». К тому же у такого рода заведений есть еще один важнейший минус в приоритете размещение хозяев и их гостей. Поэтому зачастую возникают проблемы с уже приобретенными турами: их приходится аннулировать. Исходя из этого многие туристические компании вычеркивают такие позиции из своих предложений для клиентов. Еще одна тенденция последних лет появление частных, семейных домов отдыха. Появились весьма комфортабельные коттеджи, где может разместиться дружная компания. Среди таких коттеджей есть и элитные, и закрытые. Близкое будущее Для гармоничного развития рынка туристических услуг Алтая и особенно его «элитного» сектора сегодня недостаточно активно наращивать объемы комфортабельного размещения и повышать уровень сервиса. Не менее важно формировать соответствующий турпродукт. «Важная составляющая элитного отдыха индивидуальные туры со сложной комбинированной программой, требующей высокого профессионального мастерства организаторов. Например, для экскурсий в горы необходим компетентный и эрудированный гид-экскурсовод, знающий различия между бурханизмом и шаманизмом, инструктор, который организует баню на берегу горной реки. По всему маршруту нужно организовать качественную транспортировку, экологичное питание и на туркомплексах, и на активной части маршрута. В элитный турпакет может входить и облет горы Белухи с посадкой для пикника, посещение других заповедных мест, оздоровительные программы на базе пантолечения, лечения травами и т. д. Стоимость такой программы может составить 100 150 тыс. рублей на человека, а возможно и более, резюмирует Вера Матюхина. Но подобные программы будут стоить потраченных денег». Источник: Креативное обозрение на idea.ru