Предварительные результаты проверки качества новосибирских дорог, проведенной МТУ Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу, шокировали комиссию. Нарушения зафиксированы на каждом из проверенных объектов. Специалисты Ростехнадзора подчеркивают, что проверка дорожного комплекса Новосибирска инициирована полпредом президента в СФО Анатолием Квашниным. Муниципалитет и областные власти пока воздерживаются от комментариев. В Ростехнадзоре (на фото Андрей Даниленко) уверены, что новосибирская проверка качества дорог может перерасти в окружную. Фото Михаила ПЕРИКОВА Качество автомобильных дорог в Новосибирске можно оценить и невооруженным глазом. Состояние дорог неоднократно вызывало возмущение со стороны автомобилистов. Месяц назад инициативная группа даже написала письмо президенту РФ Дмитрию Медведеву. А в начале июня Анатолий Квашнин инициировал масштабную проверку. «Конечно, состояние дорог в городе Новосибирске не государственная забота. Они находятся в ведении органов местного самоуправления, рассказывает корреспонденту «КС« заместитель руководителя МТУ Ростехнадзора Андрей Даниленко. Но когда ситуация становится нетерпимой, власть обязана реагировать. Поэтому полномочный представитель президента РФ в СФО Анатолий Васильевич Квашнин инициировал проверку качества строительства и ремонта дорог. Но возник вопрос: кому поручить проверку? Органу, который сейчас осуществляет надзор? Нет. Так как Ростехнадзор работает в сходной отрасли, осуществление проверки возложили на нас». Как объяснили корреспонденту «КС» в Ростехнадзоре, объекты для проверки выбирались случайно. Комиссия посетила проспект Дзержинского, Бердское шоссе, плотину ОбьГЭС, мостовой переход в Тогучинском районе, а также Ипподромскую магистраль и дороги на Родниках. По словам начальника Межрегионального отдела государственного строительного надзора МТУ Ростехнадзора по СФО Вячеслава Лаптева, помимо Ростехнадзора и заказчиков дорожного строительства (ТУАД, Управление дорожного строительства и т. д.), в комиссию вошли несколько иногородних специалистов. В частности, привлечены специалисты ООО «Строительная лаборатория» (Томск) и ФГУ «ЦЛАТИ», на базе которых пройдет лабораторный анализ проб дорожного полотна. «Мы специально привлекли к проверке независимую лабораторию, поскольку это исключает влияние на результаты исследований», сообщил Вячеслав Лаптев. По его словам, уже на начальном этапе проверки практически на всех объектах выявлен ряд существенных нарушений. «Результаты лабораторных исследований будут готовы в начале июля, говорит Вячеслав Лаптев. Но предварительные результаты неутешительные. Системные нарушения по документации (технологии укладки дорожного полотна, оформление проектной документации) зафиксированы на каждом из проверенных объектов. Мы даже затрудняемся выделить среди них лучшие или худшие. Одно из распространенных нарушений укладка полотна при температурах, недопустимых по строительным нормам и правилам. Это приводит к образованию влаги под дорожным покрытием, которая при первом же похолодании приведет к отслоению». Муниципалитет и областные власти пока воздерживаются от каких-либо комментариев. «У нас пока нет официальных результатов проверки Ростехнадзора, а значит, не может быть и комментариев», говорят они в один голос. Дорожные строители недовольны проверками и соглашаются говорить о ее результатах лишь анонимно. «Что сподвигло полпреда на проверку затрудняюсь ответить, недоумевает представитель одной из подрядных организаций. Но теперь сто чиновников будут нас исправно проверять. Мне вспоминаются слова Аркадия Райкина: «Приладь к ноге каждого по катку, они футбольное поле заасфальтируют». Рвение Ростехнадзора можно объяснить тем, что у них происходит реорганизация (в мае 2008 года указом президента РФ Дмитрия Медведева Ростехнадзор передан в ведение Министерства природных ресурсов и экологии. «КС«), а следовательно, не исключены кадровые перемены на региональных уровнях». Представители другой компании убеждены в пристрастности проверяющих. «Результаты заранее запрограммированы на отрицательные, говорит собеседник «КС». Часть из них будет обоснованной: «кто не работает, тот и не делает ошибок». Однако большая часть оценок «притянута за уши« для сгущения красок, с использованием в дальнейшем в предвыборной борьбе за пост мэра Новосибирска». Косвенно новосибирских дорожников уже поддержали местные законодатели. Например, вице-спикер Новосибирского областного совета депутатов Юрий Алаферовский уверен, что всему виной стагнация дорожной отрасли, которая наблюдалась в регионе несколько лет назад. «Длительное время денег на дорожное строительство не было, да и сами объемы дорожного строительства были в несколько раз меньше, заявил корреспонденту «КС« Юрий Алаферовский. За работу зачастую брались организации, не имеющие ни техники, ни специалистов. На мой взгляд, сейчас наступил переломный период: ликвидирована дебеторская задолженность перед подрядчиками и происходит возвращение к качеству дорожного строительства». «Необходимо немного подождать и все нормализуется», считает Юрий Алаферовский. Такого же мнения придерживается и председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике облсовета Сергей Титков: «Мы последние десять лет неудовлетворительно финансировали дорожную отрасль, говорит Сергей Титков. Сейчас мы пожинаем плоды. По нашим данным, для того чтобы выйти на нормативные показатели по содержанию дорог, необходимо ежегодно направлять в дорожную отрасль около десяти млрд рублей. Сегодня мы тратим порядка восьми млрд рублей». При этом депутаты начисто исключают политическую подоплеку событий и связь проверки федеральными чиновниками муниципального хозяйства с будущими выборами градоначальника. Представители Ростехнадзора, напротив, уверены, что низкое качество дорог в регионе напрямую зависит не только от финансирования, но и от квалификации подрядчиков. «Конечно, можно говорить о том, что у нас действуют устаревшие ГОСТы и СНИПы. Однако, на наш взгляд, основная причина в низкой квалификации подрядных организаций», говорит Вячеслав Лаптев. «Общество избрало муниципальную власть, чтобы она отвечала его интересам, то есть исполняла функции, которые бы удовлетворяли потребностям общества, говорит Андрей Даниленко. В данном случае власть наняла исполнителя в качестве подрядчика дорожного строительства. Следовательно, должна требовать от него соответствующего качества работ». В Ростехнадзоре не исключают, что новосибирская проверка качества дорог будет показательной для всех городов Сибири и может перерасти в окружную. Источник: Креативное обозрение на idea.ru