Подведя итоги работы за 2007 год, большинство хлебопекарных предприятий Сибири обнаружило, что отработали с минимальной рентабельностью, а некоторые со значительным убытком. Немалую роль в этом сыграла предвыборная «заморозка» цен на социально значимые продукты. Сейчас хлебопеки надеются, что до конца года ситуация должна выровняться. На фото вице-губернатор Новосибирской области, курирующий АПК, Виктор Гергерт (слева) и один из собственников ОАО «Новосибхлеб» Эдуард Шнейдер, чье предприятие понесло за год убытки в размере 12,7 млн рублей. Сейчас хлебопеки надеются, что до конца года ситуация должна выровняться. Фото Михаила ПЕРИКОВА Например, убытки ОАО «Красноярский хлеб» за 2007 год составили 20 млн рублей. Немного меньше 12,7 млн потеряло за прошлый год ОАО «Новосибхлеб». Как говорят участники рынка, это очень значительные потери даже для рынка с традиционно низкой рентабельностью. По информации, полученной от участников хлебопекарного рынка, рентабельность кузбасских предприятий, которая за последние годы и так не поднималась выше 5%, в последнее время снизилась до 12%, а кое-где и ушла в минус. Отрицательная рентабельность оказалась также у агропромышленной группы «Алтайские закрома» и ряда других сибирских компаний. Как утверждает председатель совета директоров ОАО «Красноярский хлеб» Евгений Бондарев, крупные убытки предприятия хлебопекарной промышленности несут после каждой предвыборной кампании, когда государство искусственно сдерживает цены. «Это парадоксально, говорит он. Получается, что в рынке находятся все, кроме хлебопеков. Мы постоянно находимся на позиции догоняющих». «В связи с предвыборным периодом, а также кампанией по снижению темпов инфляции в конце 2007-го начале 2008 года цены на данном рынке были заморожены, причем сырье продолжало дорожать, следуя динамике всего рынка, рассказывает аналитик компании «БКС Консалтинг» Александр Казанцев. В результате административного вмешательства большинство компаний-производителей сократило свою рентабельность практически до нуля либо сработало в убыток. Стоит отметить, что цены на хлебобулочные изделия особенно «режут глаз« населению, и в случае их резкого повышения способны снизить популярность правящей элиты». «Сложно сказать, снизилась прибыль у предприятий хлебопекарной промышленности в большей степени из-за заморозки цен или из-за снижения покупательской способности населения, говорит замгендиректора хлебокомбината «Инской« Артур Сааков. Но ситуация, когда государство регулирует цены, плохо отразилась на рынке. Например, цена на тонну муки первого сорта дошла до 14 тыс. рублей, поднявшись на 50%, а цены на хлеб поднялись на 1520%. Эти 30% наша недополученная прибыль. И нельзя сказать, что сельхозпроизводители стали лучше жить, основные продажи у селян были осенью, они продали все по старой цене«. По мнению первого заместителя генерального директора ОАО »Производственно-коммерческая фирма «Новосибхлеб» Алексея Журавлева, снижение прибыли предприятий хлебопекарной промышленности обусловлено целым рядом признаков: «Процесс достаточно длительный, мы всегда не успевали за мукомолами. Ситуация развивается довольно давно. Да, перед выборами все сложилось негативно, особенно для хлебопечения. Но причина убытков это скорее человеческий фактор: в нашей отрасли много ручного труда, который является довольно затратным. Плюс развитие предприятия, конкурентная ситуация». Сохранить рентабельность без существенных изменений смогли те компании, которые построены по принципу вертикальной интеграции, имеют собственные мельницы и посевные площади. «Благодаря своему зерну мы защищены от резких колебаний рыночной стоимости на сырье, которые болезненно отражаются на экономике других производителей хлеба», утверждает первый заместитель председателя совета директоров группы компаний «Сибирский аграрный холдинг», депутат Новосибирского областного Совета Андрей Бакин. Этот же фактор, а также большой процент более маржинальных кондитерских изделий в общем объеме производства позволили несколько облегчить жизнь агропромышленной группы «Алтайские закрома». Председатель совета директоров предприятия Александр Терновой заявляет, что винить хлебопекам некого. «Мы сами виноваты в сложившейся ситуации, говорит он. Нам предложили удерживать цены, а мы согласились из чувства патриотизма. Есть 239-й Федеральный закон, который гласит, что хлеб в целом не является социально значимым продуктом, это коммерческий продукт. Чиновники не должны вмешиваться в этот рынок, а мы вправе отстаивать свои коммерческие интересы. Наше предприятие в том числе пострадало из-за неэкономического подхода к предложениям власти. Убытки от производства хлеба составили 32%, общий объем рентабельности снизился чуть меньше за счет того, что 50% от всего производства у нас составляют кондитерские изделия». Некоторые аналитики сомневаются, что «заморозку» цен можно отнести к основным факторам снижения рентабельности. «На наш взгляд, к основным факторам, негативно влиявшим на рентабельность бизнеса хлебопекарных компаний, стоит в первую очередь отнести динамичный рост цен на зерно (и, соответственно, муку), пик которого наблюдался в апреле, а также рост цен на энергоносители и повышение расходов на оплату труда персонала, ЖКХ и аренду, утверждает аналитик УК «Финам Менеджмент« Максим Клягин. Что касается сдерживания цен, то оно также сыграло свою роль: в производстве социально значимых сортов хлеба рентабельность оставалась на крайне низком уровне (в среднем 34%). В результате примерно с середины марта наблюдалось повышение розничных цен на социальные сорта хлеба практически во всех регионах страны». В некоторых регионах СФО рентабельность предприятий до сих пор продолжает падать. По информации, полученной от источника, близкого к компании «Кемеровохлеб», в настоящее время предприятиям поступает недостаточное количество муки из резервного фонда, которая идет на изготовление недорогого хлеба (цена за 0,5 кг хлеба из муки 1-го сорта составляет в Кузбассе 7 рублей). В итоге предприятия, решившие восполнить дефицит «социального» хлеба на полках, изготовили его из дорогой «коммерческой» муки и понесли значительные убытки. Как скоро хлебопеки смогут вернуться к положительной рентабельности, сказать трудно. Основные надежды возлагаются ими на стабилизацию цен в середине лета. «Рынок сейчас нестабильный, говорит Артур Сааков. Если тонна зерна будет стоить в июле 6 тыс. рублей, то мы сможем хорошо подготовиться к зиме обновить автопарк, докупить оборудование. Если ситуация будет стабильной, то через полгода выровняем показатели». «Алтайские закрома» в настоящее время имеют общую рентабельность 8%, к октябрю руководство рассчитывает выйти на 15% за счет повышения цен на хлеб. Евгений Бондарев также настроен на постепенное повышение цен. «Правда, сейчас мы все еще работаем себе в убыток», добавил он. «Стоит только догадываться, какие механизмы задействовало правительство и чем сумело мотивировать акционеров компаний, занимающихся производством хлеба, не повышать цены, но важно помнить, что в убыток никто работать не будет, и скорее всего хлебопеки наверстают упущенное в ближайшее время, полагает Александр Казанцев. Объективно к осени цена должна повыситься до уровня достаточного, чтобы вернуть рентабельность отрасли на стандартный уровень 34%. Скорее всего в рост цен будут заложены и убытки, которые понесли хлебопеки в начале года. Тем более что формальных поводов для повышения цен на продукцию данной отрасли предостаточно: повышение цен на ГСМ, мировой рост цен на зерновые и так далее». Источник: Креативное обозрение на idea.ru