Из Швеции с любовью

В середине мая агентство «Единство журналистики и культуры» провело для пишущих о культуре нестоличных журналистов и сотрудников российских музеев недельный семинар в Швеции, посвященный главным образом знакомству с музеями этой страны. После недели, занятой посещениями музеев и редакций крупнейших шведских газет, у меня сложилось убеждение, что в Швеции музеи — совсем не такие, как у нас, а дизайн в этой стране выступает в роли самого современного, самого актуального искусства. Скульптуры француза Ники де Сен-Фаля перед Стокгольмским музеем современного искусства. Фото Сергея САМОЙЛЕНКО Несколько слов об организаторах. Агентство «Единство журналистики и культуры» было создано газетой «Культура» около десяти лет назад для поддержки журналистов, пишущих о культуре, — как самой уязвимой части журналистского сообщества. При финансовой поддержке российского отделения Фонда Форда агентство все эти годы проводило семинары, организовывало совместные с провинциальными изданиями и учреждениями проекты, открыло интернет-портал, посвященный российским культурным событиям. Семинар в Швеции — первый выход агентства за пределы отечества. Программу семинара (маршрут, посещения музеев, редакций, встречи с сотрудниками музеев и журналистами, пишущими об искусстве и культуре) подготовило посольство Швеции в России. Программа, надо сказать, оказалась сверхплотной и сверхинтересной — три города, семь музеев, две газеты. Расхожие представления о Швеции — шведский стол, шведская семья, шведская стенка и шведские спички. О шведской культуре — Бергман, Ибсен, Стриндберг, группа ABBA, Карлсон и муми-тролли. И еще, конечно, IKEA. Все оказалось не совсем так. Шведские спички (равно как и зажигалки) практически не нужны — курить запрещено практически везде, ни в ресторанах, ни в гостиницах, ни в каких-либо культурных заведениях не предусмотрены даже места под курения. Впрочем, нет — в только что открывшемся музее современного искусства в маленьком городке Кальмар показывается экспозиция одной современной французской художницы под названием «Свободна навсегда» — пять фотопанно с несколькими сотнями черно-белых фотографий курящих женщин, а посреди зала — некое подобие стеклянного аквариума, место для курения. Войдя туда, курильщик сам оказывается в несвободе — и становится объектом наблюдения. Современное искусство, что вы хотите. Карлсон на родине популярностью не пользуется — нам объяснили, что шведы считают его персонажем отрицательным, а потому не любят. Другое дело персонаж Астрид Линдгрен — Пеппи Длинный чулок. На фабрике стекла Orrefors дизайнер Лена Бергстрем рассказывала, как она создавала стеклянный бар, расположенный в переходе между экспозиционными залами. Это было настоящее шоу — она жестикулировала, смеясь, объясняла тонкости работы с материалом и логику своей работы. Что лишний раз доказало статус дизайна как высокого искусства. Косичек у нее не наблюдалось. Но было ясно, что она — настоящая Пеппи. Когда ей сказали про это, она долго смеялась, а потом призналась, что бойфренд так ее и зовет. С музеем стекла связано и самое мое сильное впечатление. Можно сказать, потрясение. В первом ж экспозиционном зале я умудрился, поворачиваясь, задеть сумкой высокую тумбу, на которой стояла метровой высоты черная авторская ваза. Тумба сдвинулась, ваза закачалась, и за несколько мгновений я успел представить все последствия ее падения. Но ваза падать не стала, я перевел дух, а видевший все происходящее молодой сотрудник кальмарского музея современного искусства выдохнул: «You are lucky!» Шведский стол при ближайшем рассмотрении оказался стулом. То есть оказалось, что по-шведски «стул» пишется как «стол», а стульев этих хватит на орду остапов бендеров. В городском музее Гетеборга, расположенном в бывшей резидентуре Ост-Индской компании, хватает, конечно, вполне обычных экспонатов — остатки корабля викингов, китайский фарфор, вывезенный компанией с Востока, артефакты, относящиеся к седой скандинавской старине… Но на меня самое сильно впечатление произвела инсталляция из стульев — музей выставил стулья из своего собрания, для каждого экземпляра пригласив художника-дизайнера и создав подобие помещения со своим дизайном и освещением. Получилось очень впечатляюще, настоящее произведение искусства. Экспозиция музея дизайна в Гетеборге, посвященная 80-м годам прошлого века. Фото Mikael Lammgard Дизайн сегодня находится на передовой линии искусства, смыкаясь с так называемым contemporary art в стратегиях. Допустим, в прекрасной коллекции гетеборгского музея дизайна, лучшего в Скандинавии, есть несколько предметов ультрамодного голландского дизайнера Мартена Боса — он покупает недорогую мебель XIX, а то и XVIII веков, обжигает ее, и стоимость предметов возрастает в десятки раз. Примерно то же самое делают и англичане братья Чепмены — в Москве они выставляли скандинавские портреты позапрошлого века, по которым прошлись кистью. Работы, естественно, выросли в цене. Недавно они подрисовал к акварелям Гитлера цветочки, радуги, звездочки. Нацеленность дизайнеров на актуальность не случайна, вкус к современности им прививают с самого начала. В стокгольмской школе дизайна и художеств выставлены работы старшекурсников и выпускников — практически все сделано «с вывертом», с претензией на оригинальность и концептуальность. Есть работы интересные, есть не очень. Но можно не сомневаться, что, занимаясь, допустим, мебельным или промышленным дизайном, выпускники этой школы будут делать вещи и функциональные, и оригинальные — способность мыслить нешаблонно у них воспитана. Понятно также и то, что на восприятие дизайна как искусства влияет и общая ситуация — музеи современного искусства доступны всем. Годовой абонемент на посещение всех гетеборгских музеев стоит 40 крон — менее четырех евро. Детские экскурсии — норма. В стокгольмском музее современного искусства я видел, как группе подростков молодой экскурсовод что-то рассказывал в зале с работами Мориса Дюшана, со знаменитым писсуаром-«фонтаном» и велосипедным колесом — а те смеялись, отвечали на вопросы и вообще было видно, что им интересно. А в музее Кальмара современные скульптуры рассматривали совсем юные зрители, чуть ли не детсадовцы. Стоит добавить, что этот музей построен в центре обожаемого жителями городка удивительного парка — но современное здание вписано в ландшафт старого городка (в паре сотен метров — замок постройки начала XII века) чрезвычайно деликатно. То есть современность ничуть не мешает ни седой старине, ни традиции. У нас, понятно, подобное непредставимо — во всей стране музеи современного искусства можно сосчитать по пальцам. Утешает одно — у шведов стабильность уже давным-давно, и капитализм успел мутировать в социализм. У нас пока идет обратный процесс. Как деликатно выразилась одна сотрудница гетеборгского музея, «к счастью, наш Карл потерпел поражение под Полтавой, и мы смогли заняться своими делами». Дизайном в том числе. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ