Анатолий Квашнин о приоритетах в экономике Сибири и развитии сибирских городов

В середине мая Анатолий Квашнин был вновь утвержден в должности полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе. Свое первое интервью после переназначения он дал журналистам Издательского дома «Сибирь-Пресс». — Анатолий Васильевич, может ли с приходом нового президента как-то измениться роль полномочных представителей в организации экономических процессов? — Полномочный представитель действует на основании положения, утвержденного указом президента, определяющего задачи, функции и права полпредов. Первая задача полномочного представителя, которая прописана в положении — организация в федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства. Эти направления определяет президент России. То есть глава государства своими указами и распоряжениями ставит новые задачи полномочным представителям, в том числе и в экономической сфере. Например, один из первых указов, который подписал Дмитрий Анатольевич Медведев, напрямую касается организации экономических процессов. Это указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». В соответствии с этим документом полномочные представители получили задачу выстроить эффективную систему управления в экономике для развития малого и среднего предпринимательства. — В связи с этим возможны ли корректировки в стратегии экономического развития Сибири, утвержденной в 2002 году? И как вы оцениваете ход реализации стратегии на данный момент? — Как отмечено в тексте этого документа, его цель — определение долгосрочных ориентиров экономического развития и принципов государственной экономической политики в отношении Сибири, которые позволили бы реализовать стратегические интересы России. Стратегия не задавала конкретных целевых показателей, не определяла конкретные действия органов власти, бизнеса. То есть фактически речь идет об общей концепции. Поэтому сложно оценить степень успешности реализации тех направлений, которые задает стратегия. Кроме того, время поменяло некоторые приоритеты. Плюс к этому — сейчас прорабатывается стратегия социально-экономического развития России до 2020 года. В этой связи предстоит уточнить задачи в экономической и социальной сфере в Сибирском федеральном округе. — Какая главная проблема сегодня, на ваш взгляд, сильнее всего тормозит развитие макрорегиона и требует немедленного решения? — Одной из главных проблем остается освоение гигантских территорий Сибири. Сибирский федеральный округ — это 30% территории России, в то же время население этой территории составляет всего 20 млн человек и концентрируется в основном вдоль Транссибирской магистрали. Одним из путей развития Сибири, особенно северных ее территорий, может быть вахтовый метод, как на севере Красноярского края, где идет разработка месторождений. Однако необходимо тщательно считать экономическую и социальную эффективность этого метода. С другой стороны, иногда говорят, что Сибирь в целом непригодна для проживания, и вахтовый метод — единственный путь развития на всей ее территории. С этим нельзя согласиться. Это однобокий подход, а подход к развитию такой территории должен быть комплексным, ведь Сибирь — это центр России. Конечно, если 20 млн человек, населяющих эту территорию, собрать в одном месте, будет проще с инфраструктурой и решением некоторых других проблем. Но ведь в целом Сибирь как на каркасе держится на множестве населенных пунктов — больших и маленьких городах, поселках, деревнях. И чем больше узлов в этом каркасе, тем Сибирь более устойчива во всех смыслах. Мы не имеем права просто закрывать населенные пункты, даже если там осталось несколько дворов. Деревня, в которой я провел часть своего детства, — Большое Сухопутное на берегу озера Чаны — исчезла, осталось только кладбище, мне больно об этом вспоминать. Мы несем ответственность за каждый населенный пункт, который много лет строился и развивался. Для Сибири это архиважно. Невозможно подходить к развитию всех территорий Сибири однообразно, по принципу «всем сестрам по серьгам». Красноярский край, например, — треть территории Сибири. И здесь хорошо видно, как могут отличаться условия жизни населения одного региона. Таймыр — это Диксон, Игарка, Дудинка, Норильск и Хатанга. В Диксоне сейчас проживает немногим более тысячи человек, точнее, эти люди не живут, а существуют. То же в Хатанге, где живет несколько тысяч человек. Цены там гораздо выше, чем в Красноярске, а уровень доходов ниже. Если эти населенные пункты не поддерживать, они умрут, исчезнут, а ведь это важные стратегические пункты не только Сибири, но и всей России. — Каковы сегодня основные задачи в экономической сфере? — Первый приоритет — масштабное освоение природных ресурсов. Главным преимуществом Сибири остаются и в ближайшем будущем будут оставаться запасы полезных ископаемых: нефти, газа, угля, руды, а также лес. В перспективе сверхконкурентный товар — пресная вода. Поэтому основой развития остается добывающая отрасль. Но мы уже не первый год говорим, что не имеем права просто добывать сырье и отдавать его не переработанным. Поэтому второй приоритет, безусловно, глубокая переработка. Это касается и металлических руд, и нефтегазового сырья, и особенно — лесных ресурсов. Развитие глубокой переработки — это производство продукта с высокой добавленной стоимостью. Переработанный продукт более конкурентен, с учетом большого транспортного плеча. Такой продукт также позволит оставить в Сибири куда большую часть доходов, чем от продажи сырья. Глубокая переработка необходима, чтобы в полной мере использовать все, что дает нам природа. У нефти и газа в Сибири сложный состав. Например, в природном газе ряда месторождений Восточной Сибири наблюдается повышенное содержание гелия. Сейчас в Оренбурге единственный гелиевый завод использует сырье, где процентное содержание гелия на порядок меньше, чем в Сибири. То есть себестоимость сибирского гелия будет гораздо ниже. Что касается лесной отрасли — ее возможности в Сибири используются едва ли на треть. Например, в Иркутской области лесоперерабатывающие предприятия работают процентов на 20–30 от объемов советского времени. В лесной отрасли производственный процесс вообще должен быть полностью безотходным. Пару лет назад меня удивил Ларичихинский лесхоз в Алтайском крае. Подъезжая, мы увидели большую вывеску: «Лучший лесхоз России». Основная база расположена в уникальном месте — всего в 300 метрах от железной дороги. Технология производства следующая: в лесу остается минимум 25% древесины — пни, ветки. Бревно вывозится на базу, где стоят несколько пилорам и пилят доски. Из бревна доска и брус — это 50%, остальные 50% отходы — опилки и горбыль. Меня изумили горы опилок и горбыля. Местное население для отопления бесплатно берет опилки, но только часть. Горбыль не берет. Все остальное нужно еще вывозить с территории базы и сжигать. Я спросил у директора, можно ли сделать безотходное производство? Он говорит, можно. Но для этого нужно дополнительное производство. Мы ему помогли найти оборудование, взять в банке кредит. Сейчас там целый завод. Открытие, правда, задерживается, но это будет полностью безотходная технология. Через четыре года после запуска завода все кредиты будут с процентами возвращены. Третий приоритет, системно увязанный с первым и вторым, — это развитие энергетики. Энергетических мощностей в Сибири всегда было в достатке, был даже резерв. Но буквально через пять лет мы будем испытывать дефицит, кое-где он уже сейчас наблюдается. Поэтому нужны дополнительные мощности, и не только в традиционной энергетике. Населенные пункты в Сибири расположены довольно далеко друг от друга. Вести ЛЭП к некоторым из них откровенно невыгодно. Исходя из этого необходимо развивать и нетрадиционную энергетику — малые электростанции, ветряные, паропоршневые на местном топливе и прочие. Мы сейчас занимаемся этой проблемой. Предполагается, что «ГидроОГК» выступит в роли генерального заказчика с выделением финансирования в размере 50–70% от стоимости таких проектов. К развитию энергетики как инфраструктурной отрасли в этом приоритете можно добавить и развитие транспортной системы. Значение ее для Сибири трудно переоценить. Новые автомобильные и железные дороги — это доступ к месторождениям, лесовозные дороги — доступ к запасам древесины, это новый качественный уровень жизни людей. Транспортная система — это соединительные линии того каркаса из населенных пунктов, на котором держится и развивается Сибирь. Четвертый приоритет — машиностроение. Важно создавать условия для обеспечения компаний добывающей, перерабатывающей и энергетической отраслей технологическим оборудованием сибирского производства. Уже сейчас сформирован спрос со стороны крупных компаний, работающих в Сибири, на оборудование для нефтегазодобычи, переработки сырья. Нужны машины для лесной, горнорудной промышленности. Нужны современные станки для металлообработки. И многое другое. Таким образом, рынок сибирским машиностроительным предприятиям обеспечен. Однако сейчас большая часть технологического оборудования закупается за рубежом. А это высокая цена, большие затраты на транспортировку, установку, обучение персонала. Чтобы заместить импорт, от сибирских производителей требуется качество на уровне лучших мировых стандартов. Нужно модернизировать и развивать эту отрасль. Выходить на производство нового, качественно лучшего оборудования, улучшать стандарты, вводить новые технологии. Мы можем действовать в том числе совместно с мощными мировыми машиностроительными компаниями. Необходимо учитывать и наши российские, в частности, сибирские изобретения. Ведь мощнейшая сибирская наука славится не только своими фундаментальными исследованиями, но и прикладными направлениями. Примеров много. На «Сибтекстильмаше» в Новосибирске сейчас делают продукцию мирового уровня — сваебойные гидромолоты. Сначала это изобретение никто не принимал всерьез, а оказалось, что гидромолот не имеет мировых аналогов и производительность его в разы выше лучших мировых стандартов. Продукция нарасхват. Отдельная тема, актуальная для ряда сибирских регионов, — развитие оборонно-промышленного комплекса. В сегодняшней ситуации для того, чтобы выпускать продукцию, пользующуюся спросом, необходима кооперация предприятий ОПК. В одиночку они многого не добьются. — Сейчас в нескольких субъектах Федерации округа — Красноярском крае, Республике Тыве, Забайкалье, других регионах — идет реализация крупных инвестиционных проектов. Насколько они вписываются в обозначенные вами приоритеты и что дадут экономике Сибири? — В целом все проекты отвечают приоритетным задачам в экономике. Особенно первым трем — сырьевая добыча, переработка, энергетика и транспортный комплекс. Например, комплексное развитие Нижнего Приангарья. В рамках проекта будет завершено строительство мощной Богучанской ГЭС, появятся новые автомобильные дороги, будут построены новые заводы — алюминиевый, целлюлозно-бумажный, цементный, газоперерабатывающий, а также два металлургических предприятия. Эти заводы позволят более полно осваивать природные ресурсы в регионе. Крупные инвестиционные проекты должны коренным образом изменить экономическую ситуацию в традиционно депрессивных территориях Сибирского федерального округа. Например, создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края. Здесь и строительство железной дороги, и разработка рудных месторождений, и пять новых предприятий — горно-обогатительные комбинаты. Фактически создается новая мощнейшая промышленная база, которая обеспечит налоговые поступления в бюджет региона. Но важнее то, что этот проект дает новые рабочие места. Потребуется дополнительно около 70 тысяч рабочих — на строительство и эксплуатацию железной дороги, освоение месторождений и новые комбинаты, а также в смежные отрасли. Исходя из этого мы предполагаем, что через несколько лет после запуска проекта Забайкальский край из депрессивного региона станет донором. В Бурятии будут строиться новые энергетические объекты, в том числе Мокский гидроузел, дополнительная транспортная инфраструктура, также начинается освоение ряда рудных месторождений. Идет разработка проектно-сметной документации по строительству 460 км железной дороги в Тыве, которая тоже является пока высокодотационным регионом. В республике уже началось освоение крупнейшего месторождения коксующихся углей, которые очень востребованы в металлургии. Месяц назад Енисейская промышленная компания открыла там первую шахту. Помимо этого, там предполагается освоение рудных месторождений с иностранным участием — китайских, шведских и других компаний. Железная дорога в Тыве даст возможность с учетом транспортной логистики дополнительно развивать добычу леса и его переработку, а также другие перспективные направления. Например, животноводство с производством на месте конечного продукта и перевозкой до потребителя — крупных городов. Таким образом, в перспективе Тыва должна стать как минимум самодостаточным регионом. Что касается четвертого приоритета, машиностроения, — это сейчас задача из задач для сибирских производителей оборудования. Нужно качественное, современное, высокотехнологичное оборудование для экономики Сибири. Таким образом, проблема сбыта не стоит, сибирский рынок потребления машиностроительной продукции огромен. — Все же пока большинство регионов Сибири дотационные. И в связи с этим для многих актуален вопрос получения федеральной финансовой поддержки. Система ее распределения вызывает множество нареканий. Взять хотя бы федеральные трансферты. Есть ли возможности у региональной власти влиять на распределение финансовых средств? Используются ли эти возможности в достаточной мере? — Есть четко формализованная методика распределения федеральных трансфертов. В методике учитывается множество объективных показателей. Например, для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности существует Фонд финансовой поддержки регионов. Для расчетов дотаций из Фонда учитывается величина бюджетных доходов и расходов на душу населения и другие, строго формальные показатели. С другой стороны, этот механизм, как и любая система распределения, не может полностью устраивать абсолютно всех. Именно поэтому методики межбюджетных отношений постоянно совершенствуется. Так что критика в данном случае объективное явление. И даже ценное, если эта критика конструктивная и с предложениями. Что касается влияния на распределение федеральных поступлений… Усилия правительства направлены на то, чтобы исключить так называемые «коридорные» механизмы. Когда губернатор, руководитель экономического направления в регионе в коридорах федеральных министерств и ведомств «решает вопросы» по федеральному финансированию. Система должна быть абсолютно прозрачна и основана на объективных показателях развития экономики и социальной сферы в субъекте Федерации. Но кроме трансфертов есть немало других источников финансирования региональной экономики. Привлечь эти средства — задача власти, и успех здесь зависит от активности руководства региона. Это, например софинансирование оборудования земельных участков инфраструктурой, это различные институты развития — Инвестиционный фонд, Фонд содействия реформированию ЖКХ. Федеральный центр выделяет целевые средства на поддержку агропромышленного комплекса, развитие малого и среднего бизнеса. Особые экономические зоны также получают федеральное финансирование на конкурсной основе. От того, насколько активно работает руководитель региона, насколько своевременно и качественно готовятся документы, зависит и получение средств. Главное — вложенные средства, кредиты должны с лихвой окупаться, а не закапываться. — В прошлом году вы заявляли о создании Высшего экономического совета, который должен объединить представителей властей всех уровней, крупного бизнеса и науки. Как сейчас выстраивается работа с бизнесом? — С крупным бизнесом мы ведем работу по конкретным проектам. В каждом регионе, где начинается реализация крупного инвестиционного проекта, собираем всех — исполнительную и законодательную власть, федеральных, региональных и муниципальных чиновников, а также представителей бизнеса. И ведем разговор о том, какие работы будут выполняться, как к ним должны готовиться на местах. Бизнес докладывает о своих планах, расписывает потребности в кадрах, ресурсах, оборудовании. В соответствии с этой информацией региональная и местная власть готовит свои предложения. В общем, разрабатываем комплексные программы, графики их исполнения. Такие учебно-методические совещания мы уже провели в Кызыле и Чите. Главное внимание уделяется, конечно, подготовке кадров. Нельзя допустить, чтобы, например, в Туве на железной дороге, на месторождении и новых предприятиях работали только приезжие специалисты. В республике сейчас один из самых высоких уровней безработицы. Поэтому очень важно задействовать местные рабочие руки. Но они должны быть профессионально подготовлены. Век лопаты и мотыги прошел. Кроме того, по общесибирским задачам мы работаем с отраслевыми союзами, ассоциациями. Аппарат полномочного представителя содействует созданию таких бизнес-сообществ. Например, актуальную для Сибири проблему энергодефицита обсуждаем с Сибирской энергетической ассоциацией. Ведем также работу с Союзом строителей, ассоциациями инновационных компаний, Сибирским зерновым союзом и многими другими. Что касается взаимодействия бизнеса и власти в регионах, муниципальных образованиях — оно развивается в рамках экономических советов, если проекты не выходят за их границы. Если проекты в масштабе Сибири или двух или нескольких регионов, то здесь прерогатива Высшего экономического совета Сибирского федерального округа. Этот орган создается как площадка для диалога власти и бизнеса, как инструмент разработки межотраслевых и территориальных программ, анализа инвестиционных проектов, выработки балансов потребностей и возможностей. Мы планируем ввести в состав Высшего экономического совета, кроме представителей законодательной и исполнительной ветвей власти, не только руководителей крупных финансово-промышленных групп, которые работают в Сибири, но и руководителей отраслевых предпринимательских объединений, союзов, ассоциаций и науки. В муниципальных образованиях завершается работа по созданию поселенческих и районных экономических советов. В сельских, городских поселениях и городских округах советы сформированы по персонально-отраслевому принципу. В районах и субъектах Федерации — уже по территориально-отраслевому, потому что в районный совет входят представители поселений, а в региональный — районов. На уровне городов, районов и поселений есть много задач, решить которые можно только в совместной связке власти, бизнеса и общества. — Каковы эти задачи? — Основные — это повышение качества жизни, повышение производительности труда и обеспечение занятости. В развитых странах уже практически стерлись границы между городом и деревней. Поскольку сельское хозяйство у них высокотехнологичное, только 10% негородского населения занимается хозяйством, остальное — малым бизнесом. У нас же по-прежнему сохраняется низкая производительность труда: там, где в Европе работает один человек, у нас — от пяти до двенадцати, и это почти по всем социально-экономическим направлениям. Есть и исключения. В одном из передовых хозяйств Новосибирской области, «Тулинском», которым руководит Константин Георгиевич Першилин, в советское время работало около 1200 человек. Сейчас, с учетом применения высоких технологий, с тем же объемом задач справляются 200 человек. И с каждым годом число рабочих сокращается. Развитие экономики, высоких технологий соответственно уменьшает человеческий фактор в производстве, человек не просто исполняет работу, а управляет ее ходом, контролируя технологическое оборудование. Это означает новый подход, в том числе и в подготовке рабочей силы — нужны прежде всего высококвалифицированные кадры. С другой стороны, модернизация сельскохозяйственного производства ставит задачу обеспечения занятости высвобождаемой рабочей силы. Один из путей решения этой проблемы — организация в районных центрах первичной переработки сельхозпродукции. В технологических цепочках от получения сельскохозяйственного сырья до вывоза на рынок конечного продукта должны участвовать малые предприятия, которые организованы местными жителями. Другой путь — развитие новых видов производства. Например, та же переработка леса, производство на месте экологичных строительных материалов, комплектующих изделий для производства и т. д. Кто-то скажет: несбыточно. Но если мы сделаем полноценные комплексные программы и начнем преобразования, то мы к этому придем. За двадцать или за тридцать лет, но придем. Как в социальной сфере, так и в экономике должны стираться различия между городом и деревней, а точнее, между крупными и малыми населенными пунктами. Для малых городов актуальна тема экономической специализации. Сейчас мы прорабатываем вопрос развития в таких городах малого и среднего бизнеса, основанного на высоких, наукоемких технологиях. В большинстве малых городов Сибири слабая экономика, высокая безработица и много социальных проблем. С другой стороны, остались технологические мощности от старых заводов, есть еще квалифицированные кадры. На этой базе появляется возможность для развития инновационного бизнеса. 9–10 июня мы соберем вместе мэров, а также руководителей предприятий инновационного сектора и обсудим, как развивать малый и средний бизнес высоких технологий в Сибири. Но, помимо экономических, есть несколько основных проблем, которые требуют немедленного решения. Причем в самом тесном взаимодействии местной власти, предпринимателей и, конечно, общественности. Это, например, благоустройство и создание комфортной среды обитания для жителей городов. — Деятельность полномочного представителя привыкли связывать с вопросами экономического развития макрорегиона, крупными проектами, а тут — благоустройство городов… Задача аппарата полномочного представителя президента — передавать положительный опыт. Если кто-то не может сделать самостоятельно, пусть учится на чужом опыте, копирует его. Лучше — можно, хуже — нет. Обмен опытом важен как в решении крупных экономических задач, так и в такой сфере, как обеспечение качества жизни человека. Эти задачи системно взаимосвязаны. Экономическое развитие напрямую зависит от степени комфортности среды обитания. Например, в Забайкальском крае в связи с освоением рудных месторождений и строительством пяти комбинатов появятся новые населенные пункты. Это должны быть городки новейшего типа — с современным жильем, полным циклом социальной инфраструктуры, самыми широкими возможностями для отдыха людей и т. д. Города XXI века, и не менее. Только так мы сможем удержать специалистов. С другой стороны, в уже существующих городах мы сегодня масштабно решаем жилищную проблему. Но к этому вопросу нужно также подходить системно. Точечная застройка, особенно на месте, где были парки, скверы — это повод для множества конфликтных ситуаций. Нельзя вести строительство без комплексного планирования всех аспектов — достаточного количества парковок, мест отдыха и т. д. Так что в этой связи вопросы организации комфортной среды обитания также крайне актуальны. Что такое инфраструктура города? Это жилье: квартира, где живет человек, его семья; общая территория лестничной площадки, где находятся несколько квартир; подъезд дома. Это и прилегающая территория, где должны быть созданы условия для стоянки (парковки) 100% автомобилей, имеющихся у жильцов, детская и спортивная площадки, место для выгула собак, зеленая зона. Все это должно использоваться по своему функциональному назначению, а не как захочет каждый свободный, в том числе от своих прав и обязанностей, жилец. Тогда дети будут играть в своих песочницах, а машины не будут стоять на газонах и тротуарах. Как можно строить новые дома рядом со старыми, если данные требования не выполнены? Тогда мы не просто усугубляем проблему, мы создаем для всех жильцов кошмарную жизнь — для детей, владельцев автомобилей, для желающих отдохнуть или позаниматься спортом на свежем воздухе во дворе. Нет земли? Ничего подобного — в Сибири более 30% территории России, и всего 20 миллионов человек. Застраивайте окраины, а в существующих центрах городов создавайте комфортные условия для тех, кто здесь уже живет. Может, я говорю о достаточно очевидных требованиях. Но их нужно выполнять! Для нас главное — человек. Мы не должны забывать о человеке и его интересах в нашем технократическом обществе. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ