Новосибирск посетил живой классик кинематографа КШИШТОФ ЗАНУССИ знаменитый польский режиссер и сценарист, призер Каннского и Венецианского кинофестивалей, советник Папы Римского по культуре. А вскоре его имя появится и на афишах новосибирского драматического театра «Старый дом». Пан Кшиштоф, вы в наш город приезжаете не впервые. Мне памятен ваш визит, связанный с показом ретроспективы и новой на тот момент картины «Галоп». Какой проект на этот раз? Меня увлек идеей осуществить в Новосибирске театральную постановку мой коллега, режиссер Линас Зайкаускас, уверяя, что в труппе «Старого дома» есть прекрасные актеры и актрисы. Именно актрисы меня и интересовали для воплощения пьесы молодого американского драматурга Отто Эскинда «Дуэт» (перевод на русский язык осуществил Павел Руднев, известный критик и арт-директор московского театрального Центра имени Всеволода Мейерхольда) о встрече на сцене двух великих актрис начала ХХ века, двух соперниц Сары Бернар и Элеоноры Дузе. На самом деле такой встречи не существовало, две ярчайших звезды своего времени никогда не играли в одном спектакле. С точки зрения истории пьеса чистый вымысел, но она дает повод к рассуждениям о том, что такое слава, успех, богатство. Все боготворили Бернар и Дузе, им все завидовали. Но счастливы ли они были?.. Я думаю, идеального, абсолютного счастья не существует. У нас показывался мхатовский спектакль «Игры женщин» по вашей пьесе и в вашей постановке, где тоже были только две крупные женские роли их исполнили Екатерина Васильева и Евгения Добровольская. И это тоже была пьеса о зависти одна завидовала молодости, другая богатству. Складывается мнение, что женские образы и конфликты вам интереснее, чем мужские. Женщины чувствительнее, эмоциональнее мужчин, недаром они и в театр ходят чаще. Хотя сейчас так перемешались социальные роли: появилось много мужественных женщин и женоподобных мужчин. Но мы все равно ценим в женщинах исконные, природные качества женственность, тонкость, красоту. В моем спектакле «Дуэт» будут заняты Халида Иванова и Вера Сергеева, а репетиции пройдут осенью в Польше, в моем доме, расположенном в 20 километрах от Варшавы. Наслышана о вашем доме от актеров «Красного факела», которые несколько лет назад жили там, а после долго вспоминали о вашем редкостном гостеприимстве. Более того, вы дали им почти незнакомым людям ключи от парижской квартиры. Я считаю, это нормально. Квартира в Париже почти всегда пустует, я всем Высоцкому, Тарковскому, многим кинематографистам и художникам давал ключи, а они оставляли фото и записи на память в книге для гостей. У меня нет детей, но есть большой дом с садом, где останавливаются студенты со всего мира, в том числе студенты московских Высших режиссерских курсов, где я преподаю. Жена старается всех накормить, а еще гостей очень приветливо встречают две кошки и девять собак. Восемь из них лабрадоры, один дворняга, мы с женой приютили щенка, которого собирались утопить. При своей занятости я бы не мог иначе выкроить время для постановок, поскольку, помимо кино и театра, имею несколько направлений деятельности дипломатическую и академическую карьеру. Но очень удобно, не тратя лишнего времени, а только встав с кровати и перейдя в другую комнату, работать. Так я выпустил спектакль прошлой осенью в Киеве. Кстати, наша уборщица с большим интересом наблюдала за ходом репетиций раньше она ничего, кроме сериалов, не видела. В чем заключаются ваши функции как советника Папы Римского по культуре? Ватиканский Совет по культуре существует более 30 лет, в нем участвуют епископы со всего мира, включая Китай, Японию и Южную Америку, и несколько светских советников. Мы обсуждаем, что нового происходит в искусстве, анализируем явления с точки зрения христианских ценностей. Например, епископам трудно разобраться с постмодернизмом. На мой взгляд, постмодернизм это бред, только не очень умные люди увлекаются им. Но удивительно, что постмодернизм привнес много интересного в сакральную архитектуру и ничего не дал нарративным видам искусства литературе, кино, театру. У вас необыкновенная генеалогия. Расскажите о предках, об итальянских родственниках создателях холодильников известного бренда. Да, у меня причудливые корни. Один из прадедов был сослан в Сибирь и здесь сгинул. Другие родственники в XIX веке строили железную дорогу из Варшавы в Петербург, их следы тоже затерялись. А третьи создали в Италии сильный промышленный конгломерат, они сказочно богаты, имеют огромный дворец. Впервые я навестил их в 60-е годы, стесняясь своей бедности. Помню, мне вызвали такси, а я остановил машину за ближайшим углом: платить было нечем, и пошел на вокзал пешком. Они удивлялись, зачем я возвращаюсь назад, в несчастную коммунистическую страну. А впоследствии, уже в 80-е годы, когда наступило признание, я решил взять реванш и пригласил родственников на торжественную церемонию закрытия Венецианского фестиваля. Рядом с нами сидел премьер-министр Италии, зал, забитый до отказа, аплодировал мне 10 минут. Но не это потрясло клан Занусси, а то обстоятельство, что утром все первые полосы газет напечатали мое имя: «Это же колоссальная реклама! Ты не представляешь, сколько стоит квадратный сантиметр!» Забавно. В одном из интервью читала ваше высказывание, что вы занимались бы кино и театром, даже если бы вам самому пришлось за это платить. Но в результате творчество принесло вам доход. Как Элеоноре Дузе и Саре Бернар. Искусство это поиск красоты, это близко к тому, о чем мы сегодня редко говорим. Человек рождается абсолютно голым, а ему требуется мудрость, чтобы достойно прожить жизнь. Искусство и передает мудрость, опыт и нравственный, и практический предыдущих поколений через красоту. Конфликты со временем мало меняются, напротив, повторяются. Например, люди продолжают страдать от ревности, и им может помочь просмотр «Отелло». А если у тебя конфликт между совестью и долгом, посмотри «Антигону». Другое дело, что в эпоху перемен и для творцов многое неясно. Вот ваш российский кинематограф сегодня испытывает подъем, но одновременно в нем ощущается растерянность. В частности, появился термин «коммерческое кино«з, который якобы все недостатки оправдывает. Но что считать коммерческим? Я думаю, Тарковский был коммерческим, ибо продавался по всему миру. Сегодня у вас Сокуров коммерческий, а не »9-я рота«, потому что ленты Сокурова вы увидите в Барселоне, а «9-ю роту» нет. Только то искусство, которое поднимается до высот универсализма, может путешествовать и быть востребовано всеми, везде. Мера успеха для многих неясна. С высоты своих 69 лет я продолжаю считать, что успех это не то, сколько зрителей вы имеете и сколько денег принесла картина, а насколько она полезна, на скольких людей повлияла, изменив их жизнь. Вы явились почетным гостем премьеры «Чувства», выпущенной Линасом Зайкаускасом по рассказу Чехова. Это искусство? Безусловно. Этот спектакль абсолютная удача, он еще больше укрепил для меня авторитет Линаса, которого я всегда уважал. Считаю, «Старому дому» очень повезло с выбором режиссера. Источник: Креативное обозрение на idea.ru