Лесники и железнодорожники теряют прибыль Красноярские лесопромышленники, подведя итоги I квартала 2008 года, смогли в полной мере оценить последствия приказа Федеральной таможенной службы «О местах декларирования отдельных видов товаров» от 11 марта 2008 года. Тогда из списка постов, где может проводиться декларирование лесных грузов, был исключен Красноярский таможенный пост. Такое решение привело к снижению объемов отгрузки древесины и лесоматериалов. Подсчитывает убытки и перевозчик Красноярская железная дорога. Фото Александра ПАНИОТОВА Согласно мартовскому приказу Федеральной таможенной службы, из списка постов, где может проводиться декларирование лесных грузов, был исключен Красноярский таможенный пост. Также под сокращение попали Абаканский и Кемеровский посты. На территории края декларация лесных грузов разрешена в Лесосибирске, Ачинске и Канске. «Мы постоянно проводим работу по мониторингу и декларированию различных видов продукции, рассказал в беседе с корреспондентом «КС« начальник главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Андрей Болдырев. На данный момент у нас действует ряд ограничений по отдельным видам товаров, в том числе и ограничение декларирования мест по лесоматериалам». По словам господина Болдырева, такое решение было продиктовано государственными интересами. «Сегодня государственная политика заключается в том, чтобы лес вывозился с территории России не кругляком, а перерабатывался здесь, таким образом добавленная стоимость появлялась бы на территории России. Кроме того, раньше невозможно было контролировать законность вывоза леса», подчеркнул начальник главного управления таможенного оформления Федеральной таможенной службы. Такие действия таможенников уже вызвали негативную реакцию со стороны части представителей лесной отрасли. «Это достаточно серьезные проблемы. Теперь, к примеру, чтобы задекларировать свою продукцию, красноярским лесозаготовителям нужно ехать в Канск или Ачинск, а это и дополнительные затраты, и потеря времени, что снова приводит к дополнительным финансовым затратам. Так, из-за простоя вагонов нам приходится нести материальные потери», считает президент Союза лесопромышленников Красноярского края Олег Дзидзоев. По мнению генерального директора ЗАО «Красноярсклесоматериалы» Андрея Карпова, такое решение является нелогичным. «Считаю закрытие Красноярского таможенного поста крайне неправильным. В результате страдают не только экспортеры круглого леса, но и переработчики. К примеру, теперь, для того чтобы вывести нашу продукцию на экспорт, нам нужно ехать за 200 километров с таможенными декларациями в Канск или Ачинск, а от этого страдают и другие красноярские предприятия лесной отрасли, которые, хочу заметить, экспортируют не круглый лес, а уже переработанные лесоматериалы с достаточно высокой добавочной стоимостью», подчеркнул господин Карпов. Стоит отметить, что, по данным администрации региона, дополнительные затраты лесоэкспортеров на каждый вагон в результате нововведения составляют 1112 тыс. рублей. При этом в краевом агентстве лесной отрасли отмечают, что в I квартале 2008 года произошло снижение отгрузки древесины. Так, в январе-марте 2007 года было отгружено 3256,2 тыс. кубометров древесины, тогда как за этот же период 2008 года 2795,2 тыс. кубометров. В администрации края согласны, что закрытие Красноярского таможенного поста вызвало ряд проблем в лесной отрасли. «Сейчас таможенные декларации лесоэкспортерами доставляются на Канский или Ачинский таможенные посты. В связи с этим предприятия несут дополнительные временные и материальные затраты. Это действительно отрицательно сказывается как на себестоимости продукции, так и на эффективности оборота вагонов, поскольку необходимо осуществлять декларирование только погруженных в вагоны лесоматериалов», заявили корреспонденту «КС» в агентстве лесного хозяйства администрации региона. Обеспокоены такой ситуацией и на Красноярской железной дороге. «В I квартале 2008 года КЖД перевезено 1 млн 644 тыс. тонн лесных грузов. В сравнении c 2007 годом отправлено на 8689 вагонов меньше. В том числе погрузка на экспорт (круглый лес) упала на 32,6% (минус 8342 вагона). Снижение доходов дороги от перевозок составило 370 млн рублей, говорится в официальном сообщении Красноярской железной дороги. При избыточном наличии на КЖД вагонов под погрузку, а у грузовладельцев готовой к отправке продукции, возникли трудности в организации экспорта лесных грузов. Причина сокращение в зоне деятельности магистрали количества таможенных постов, оформляющих древесину на экспорт. Все это привело к громадным непроизводительным простоям подвижного состава. Если ранее процедура отправки на экспорт лесных грузов с момента постановки вагонов под погрузку составляла 1 день, то при существующей организации таможенного оформления она увеличилась в среднем на 34 дня. В связи с этим и перевозчик, и грузоотправители несут убытки. Постоянно нарушаются временные нормативы нахождения вагонов под грузовыми операциями». В крайадминистрации считают, что «существует проблема не только с оборотом железнодорожного парка. Под угрозой инвестиционная привлекательность Красноярска в целом». Представители ЛПК намерены добиваться пересмотра ситуации. «Я намерен встретиться с новым руководителем Красноярской таможни (Дмитрием Козаевым. «КС«) и обсудить сложившееся положение, после чего вновь обращаться в федеральные органы власти с просьбой о пересмотре этого решения», заявил «КС» президент Союза лесопромышленников Красноярского края Олег Дзидзоев. Впрочем, и в самой Федеральной таможенной службе России не исключают, что список таможенных постов, где разрешена декларация лесных грузов, может быть пересмотрен. «Список прорабатывался на региональном уровне с привлечением экспертов, и исключение из него Красноярска вполне нормальная практика. В то же время это не закрытый перечень, и при консолидированной позиции он может быть изменен. Так, к примеру, произошло в Томской области, где первоначально существовал один пост, а теперь их два», рассказал «КС» представитель Федеральной таможенной службы Андрей Болдырев. Такие корректировки, возможно, будут происходить три-четыре раза в год. Источник: Креативное обозрение на idea.ru