Накануне «высокого» сезона между производителями мороженого возникла напряженность. В редакции «КС» оказалась копия письма и. о. начальника управления потребительского рынка администрации Кемерова Владимира Агафонова, адресованное начальнику территориального управления района Кедровка госпоже Скипиной. В этом письме рекомендуется «провести работу с предприятиями потребительского рынка по заключению соглашений с ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» (производит продукцию под маркой «Снежный городок». «КС«) о реализации продукции данного предприятия». Как считает конкурент Новокузнецкого хладокомбината на кузбасском рынке компания «Инмарко», такая «административная забота» нарушает основы конкуренции. В «Инмарко» готовят заявление в ФАС. В компании «Снежный городок» отрицают причастность к рассылке этих писем. В «Инмарко» (на фото председатель совета директоров «Инмарко» Дмитрий Докин) готовят заявление в ФАС. Фото Михаила ПЕРИКОВА Письмо, адресованное госпоже Скипиной, основывалось еще на одном документе письме начальника департамента потребительского рынка АКО Елены Мазанько от 17 апреля. Дело в том, что и Елена Мазанько, и заместитель губернатора Владимир Мангазеев неоднократно заявляли, что поддержка местного производителя в торговых сетях политика продовольственной безопасности региона. Факт письма подтвердили в департаменте потребительского рынка АКО, хотя автор рассылки Владимир Агафонов от комментариев отказался. Немного проясняет поведение властей тот факт, что «Снежный городок» ежегодно подписывает договор о социально-экономическом сотрудничестве с обладминистрацией. Согласно ему, «Снежный городок» принимает участие в социально значимых проектах, а власти помогают компании в ведении бизнеса «стремятся обеспечивать в Кемеровской области деловой и инвестиционный климат, благоприятствующий производственной деятельности компании». В «Инмарко» очень серьезно оценили действия кемеровских чиновников. Как пояснил руководитель юридического отдела ОАО «Инмарко» Андрей Ярков, в течение недели компания подаст заявление в Кемеровское теруправление ФАС с просьбой возбудить дело в отношении администраций области и города по ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции». «Так как многие торговые точки имеют ограничения по площади, то заключение договора с новым поставщиком («Снежным городком«), о котором говорится в письме, автоматически означает расторжение договора с нами», считает председатель совета директоров «Инмарко» Дмитрий Докин. По мнению ритейлеров, подобная практика взаимоотношений властей и торговых сетей довольно распространена. Однако, как отметил в неофициальной беседе один из руководителей новосибирской продуктовой сети, власти заинтересованы не столько в результате, сколько в демонстрации содействия «своим», поэтому и ритейлеры стремятся показать лояльность власти или конкретному производителю: «Если у ритейлера маленький магазин и на его площадях есть место только под один холодильник мороженого, он при всем желании не сможет разместить больше. Естественно, исходя из формата магазина и интересов ритейлер сам будет выбирать, кто будет поставщиком 2030 позиций мороженого. И выбор будет сделан в пользу либо дорогого, либо самого дешевого, либо в пользу продукции производителя, который предложит более выгодные условия. Это абсолютно нормальная ситуация». Как пояснил КС директор по продажам торговой сети «Чибис» Дмитрий Чуев, «такие послания практически не оказывают влияния на крупные торговые сети, ведь поставщика выбирают на тендерной основе. И если говорить о нашем сотрудничестве с «Инмарко», то оно длилось достаточно долго. Наши интересы разошлись, но по экономическим соображениям. Продажи мороженого класса премиум от новосибирской компании в дискаунтерах «Чибиса« были плохими». Председатель совета директоров ООО «УК «НовоКузбассХолдинг» (управляет бизнесом «Снежного городка») Артем Бачурин утверждает, что к письмам, подписанным господином Агафоновым, его компания не имеет никакого отношения. «Если бы наш бизнес продвигался исключительно административным давлением, то нам принадлежало бы не 50% рынка Кузбасса, а все 70% или 90%. Но этого не происходит. И на рынке сейчас могут уживаться еще несколько производителей мороженого, например, «Русский холод«. Но они же не жалуются на притеснения со стороны властей!» «Снежный городок» сомневается в самом факте существования письма. «Все, что мы и вы видели, это копия. Никто не предъявил оригиналы ни этого письма, ни приложения с адресами магазинов. Пока не увидим оригиналов, о чем можно говорить?» рассказывает Бачурин. По информации представителя департамента прямых продаж компании «Инмарко» Алексея Маркова, ситуация вокруг точек «Инмарко» накаляется с весны. «Пошли звонки уже и с областных направлений, клиентов пугают проверками СЭС, торговых инспекций, пожарных служб. Идет продвижение именно «Снежного городка», по другим продуктам конкретных указаний нет. Магазины просят выделять в наших камерах («Инмарко») места под «СГ» (мы, естественно, отказываем) или будут подставлять камеры «СГ», отмечает менеджер. В свою очередь представители «Снежного городка» говорят, что проблемы с продвижением существуют и у их компании. «В частности, в Новосибирской и Омской областях нам не удалось разместить ни одного киоска, подчеркивает Артем Бачурин. Власти этих регионов прямо говорят: вы не местные. И никаких писем не надо». Старший аналитик компании «АнтантаПиоглобал» Андрей Верхоланцев подчеркивает, что «такие конфликты обычно возникают в преддверии сезона, когда очень важно наращивать продажи, а они по каким-либо причинам не идут. И эта тенденция характерна для рынка не только Сибири, но и Урала и Дальнего Востока». Что касается судебной перспективы, то, по мнению Верхоланцева, если факт рассылки писем подтвердится, то реакция ФАС на этот шаг будет однозначно негативной. Источник: Креативное обозрение на idea.ru