Кредитные карты заполняют рынок Новосибирска бурными темпами, некоторые местные филиалы банков ежемесячно эмитируют порядка 500 кредиток. Темпы роста кредиток уже сегодня превышают показатели по дебетовым картам, однако участники рынка полагают, что этот сегмент продолжит прирост не меньше чем на 3040% в год. Игроки: реальные и потенциальные Банкиры уверены, что через несколько лет у каждого сибиряка будет несколько кредитных карт разных банков В данный момент в Сибири, как и в целом по России, большую долю на рынке «пластика» занимают дебетовые карты. Однако объем сегмента кредиток растет более впечатляющими темпами. По данным ЦБ, в минувшем году в России было выпущено около 44 млн «пластика». Темп роста по кредитным картам составил 83%, по дебетовым 50%. Некоторые банки уже могут похвастаться очень приличным количеством эмитированных кредиток. Так, на сегодня Банком Москвы в Новосибирске эмитировано более 25 тысяч карт, и ежемесячно выдается еще порядка 500 кредиток. УРСА Банк эмитировал 131,5 тысячи карт. В Новосибирском филиале Промсвязьбанка кредитная карта продукт пока еще новый (направление стали развивать только в конце прошлого года), но уже сегодня банком выпущено более 800 кредиток. В Новосибирском филиале КБ «Ренессанс Капитал» (торговая марка «Ренессанс Кредит») объем эмиссии кредитных карт в I квартале 2008 года по сравнению с аналогичным периодом года прошлого увеличился в пять раз. Точное количество кредитных карт в Новосибирске в банке пока не открывают, однако в целом по России карт эмитировано 550 тысяч. Банк стабильно выпускает 200300 тысяч карт в месяц и планирует наращивать объемы. В филиале «Новосибирский« ОАО «Альфа-Банк» объем эмитированных кредитных карт увеличился в 1,5 раза, в I квартале 2008 года банком эмитировано 690 карт. Одной из важных тенденций в сегменте кредиток является появление новых игроков, которые смогут кардинально изменить расстановку сил. Так, о планах выйти на рынок кредитного «пластика» заявляет Сбербанк. По словам сотрудников банка, данный проект уже обкатан в Северо-западном банке Сбербанка России (Санкт-Петербург), и уже летом кредитки Сбербанка будут эмитированы в регионах. Вначале карты банка получат его сотрудники, потом клиенты зарплатных проектов, а следом и «рыночные» заемщики. В банке «ГЛОБЭКС» также планируют начать эмитировать кредитные карты с лета текущего года. Начальник отдела пластиковых карт Новосибирского филиала банка «ГЛОБЭКС» Илья Чолах отмечает, что в банке очень основательно готовились к выпуску этого продукта и сейчас намерены выйти на сегмент кредитных карт. Точный объем запланированного выпуска в банке не раскрывают, но планы более чем амбициозные. Об интересе к работе в этом секторе заявляют и в Абсолют Банке. Дело в том, что в Новосибирске банк сейчас присутствует пока только в формате ККО. «Однако в ближайшем месяце мы планируем открытие полномасштабного филиала, после чего начнем активное развитие сегмента пластиковых карт в Новосибирске», рассказывает директор департамента розничных банковских продуктов Абсолют Банка Эмиль Юсупов. Эксперты уверены, что новым игрокам удастся привлечь к своим кредиткам немало клиентов. Намерены продвигать Те банки, которые уже являются участниками рынка кредиток, своих позиций сдавать не намерены и сегодня также активно занимаются развитием этого направления. Как отмечает начальник управления розничного бизнеса Новосибирского филиала ОАО «Банк Москвы» Леонид Игнатьев, желание сделать продукт более привлекательным и конкурентным приводит к появлению совместных карт (кобренд) и начислению бонусов при пользовании картой. В Банке Москвы сейчас развивают кобрендинговый проект «VISA Electron Банк Москвы Золотая середина». О популярности кобрендинговых программ говорит и Эмиль Юсупов: «Они позволяют банкам сделать свои сервисы максимально комфортными для клиентов, избегая финансовых затрат и, соответственно, повышения тарифов. Ежегодно растет число партнерских сетей банкоматов, что позволяет банкам увеличить их покрытие и сделать свои услуги для клиентов более удобными». Часто одна кредитная карта выполняет несколько функций, то есть партнерский проект влечет для клиента банка получение скидок при пользовании такой кредиткой. В КБ «Ренессанс Капитал» фиксируют, что, помимо кобрендинговых программ, банки привязывают к своим картам дисконтные системы (скидки, бонусы, балльная система премирования клиентов). Часть банков делает ставку на особенность своего «пластика». Так, с начала 2008 года в КБ «Ренессанс Капитал» большое внимание уделяют развитию карт моментального выпуска. «Эти карты клиент может оформить за 1015 минут как в отделении банка, так и в его офисе продаж в любом крупном торговом центре. Такие экспресс-продукты имеют большой потенциал, особенно эти карты популярны в торговых сетях, где клиент может оформить карту и сразу совершить покупку», рассказывает председатель правления КБ «Ренессанс Капитал» Алексей Левченко. При этом банк развивает классическую линейку карточных продуктов и в ближайшее время собирается добавить к ним и карточки типа gold. «Хотя наш основной клиентский сегмент по-прежнему проявляет наибольший интерес к массовым (стандартным) продуктам, есть клиенты, которые переросли их, но продолжают лояльно относиться к банку и пользоваться его услугами. Для них и предназначаются премиумные карты категории gold», поясняют в банке. Игра на понижение Усиливающаяся конкуренция между банками в конечном счете положительно сказывается на потребителе. Так, в Промсвязьбанке отмечают снижение ставок по кредитным картам. «Когда кредитные карты только стали появляться на рынке, реальная ставка доходности с учетом всех комиссий для клиента доходила в среднем до 60% годовых. Сейчас можно приобрести пластиковый кредитный продукт, который обойдется клиенту в 2030% годовых», рассказывает начальник отдела продаж кредитных розничных продуктов Новосибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Анна Силаева. В «Ренессанс Капитал» также отмечают, что сейчас годовая процентная ставка стабилизировалась в диапазоне 2436%. «Банки стали публиковать эффективную процентную ставку, знакомя клиентов с реальной стоимостью заемных средств. Все делается для того, чтобы избавить этот продукт от стереотипа «набора скрытых комиссий«, сделать его прозрачным и понятным клиенту», уверен Алексей Левченко. Однако, по словам экспертов, кредитные карты большинства банков постепенно приходят к общему виду. «Набор и размер комиссий, набор бесплатных дополнительных услуг и прочее. Практически все банки внедряют льготный период кредитования на покупки, сокращают число комиссий, упрощают способы предоставления карт клиентам», фиксирует Алексей Левченко. Кредитные карты все активнее вытесняют стандартные потребкредиты. Если раньше эксперты говорили просто о возможной замене потребкредитов картами, то сейчас некоторые уверены в том, что «пластик» в перспективе полностью вытеснит нецелевое кредитование. Илья Чолах также полагает, что вытеснение кредитными картами потребкредитов вполне закономерный для рынка процесс. «Трудоемкость выдачи потребительского кредита в розничных сетях гораздо выше, чем в отделениях банка, поэтому и ставки по ним выше. Вы выдаете заем на очень небольшую сумму. К тому же карта обслуживается лучше, чем оформленный где-то в магазине кредит. Использование кредитных карт менее трудоемко, более технологично и выгодно как для банка, так и для клиента. Если по потребкредиту основная задача клиента его погасить, то у обладателей кредиток, особенно с льготным периодом, гораздо больше возможностей. Клиент сам может удешевить кредит, успев погасить его в льготный период, к примеру. А после погашения может вновь воспользоваться лимитом. Таким образом, у банка с клиентом возникают более долгосрочные и, несомненно, удобные для обеих сторон отношения», объясняет господин Чолах. Опасность «пробуждения» В свете дефицита ликвидности некоторые аналитики заговорили о том, что банки будут испытывать проблемы, если их клиенты активируют кредитные карты, которые раньше были «спящими». Однако участники рынка считают, что эта опасность явно преувеличена. «Банки очень четко отслеживают процент активации с помощью процессинговых систем. Кроме того, большинство банков рассылало карты по почте несколько лет назад, поэтому большая часть этого «пластика« уже просрочена», рассказывает господин Чолах. «На сегодняшний день угрозы для банка при условии активации всех карт одновременно не существует. Банк проводит комплекс мероприятий по выявлению так называемых «спящих« карт и создает максимальные условия, чтобы такие карты не появлялись», признается директор по розничному бизнесу филиала «Новосибирский» Альфа-Банка Марина Кокоулина. Однако некоторые банки напротив выступают за увеличение активных карт. «Повышение процента активации карт это основная задача банков, которые выпускают карты. Однако, как показывает статистика, если клиент не активировал карту в течение первых пяти-шести месяцев, он ее задействовать не будет. Даже если предположить, что возможна массовая активация «спящих« кредитных карт, банки могут достаточно свободно распределить средства с других кредитных продуктов», объясняет Алексей Левченко. Тем не менее и без опасности активации более быстрое развитие бизнеса и распространение кредитных карт сдерживает ряд факторов. Так, в КБ «Ренессанс Капитал» фиксируют, что до сих пор в Сибири сеть предприятий торговли и сервиса, принимающих карты, сравнительно небольшая, и ее качество оставляет желать лучшего. В основном это предприятия с относительно дорогим ассортиментом товаров, сетевые предприятия, дорогие рестораны и гостиницы. Алексей Левченко также замечает, что в регионах все еще нет равновесия между количеством банкоматов и местами, где по карте можно расплатиться. Держатели кредитных карт иногда вынуждены снимать наличные с карт и расплачиваться в предприятиях торговли. «Получив кредитную карту, многие люди по-прежнему снимают с нее только наличные. Это не совсем правильный подход к использованию кредитной карты, так как кредитная карта это не разновидность нецелевого кредита, выдаваемого посредством пластиковой карточки, а универсальное платежное средство, которое позволяет клиенту в зависимости от ситуации использовать кредитные средства банка для решения различных задач», заключает господин Левченко. Потенциал роста есть Большинство опрошенных «КС» участников рынка уверено, что рост сегмента кредитных карт будет в ближайшие годы впечатляющим. Леонид Игнатьев полагает, что данный сектор будет развиваться более динамично, чем просто кредитование, и его ежегодный рост составит порядка 3040%. Илья Чолах также уверен, что доля кредитных карт в общем объеме «пластика» в ближайшие годы будет неуклонно расти: «Кредитных карт сейчас не так много, а нужны они практически всем. Поэтому потенциал роста у них большой». Однако Эмиль Юсупов отмечает, что сегмент пластиковых карт в отличие от других розничных продуктов не подразумевает каких-либо резких колебаний спроса. «Развитие этого продукта происходит линейно: спрос на кредитные карты постоянно растет, банки предлагают новые, более привлекательные условия, резких колебаний на рынке обычно не происходит. При этом мы высоко оцениваем перспективы развития «пластика« в России, так как с развитием соответствующей инфраструктуры растет интерес к этому продукту, и, соответственно, возрастает число пользователей», резюмирует эксперт. Источник: Креативное обозрение на idea.ru