За последние два года только в Новосибирске было завершено более 100 проектов внедрения учетных систем в предприятиях общепита. Открывая новые заведения, сибирские рестораторы сегодня заранее заботятся об автоматизации внутренних бизнес-процессов. В то же время многие из них недовольны программным обеспечением, предлагаемым отечественными разработчиками: его приходится серьезно дорабатывать, да и стабильность временами оставляет желать лучшего. Тем не менее даже такое ПО позволяет сократить расходы на треть, да и переходить на новые системы себе дороже. Подавляющее большинство открывающихся в последнее время в Сибири ресторанов и кафе сразу же оснащается специализированными ИТ-системами Первые рестораны, в которых были автоматизированы кассовый узел и частично работа официантов, появились в Новосибирске еще в конце 1990-х. Это были Old Irish, Shamrock, «Балкан Гриль«. Игрокам новой волны выбирать было особенно не из чего в тот период на российском рынке единственной приемлемой ресторанной системой была российская разработка компании UCS R-Keeper. Альтернативный производитель 1С, который сегодня активно предлагает системы »Астор-Ресторан« и «Рарус-Ресторан», в то время не занимал прочных позиций на рынке в принципе, а в этом секторе и подавно. Время было упущено и впоследствии альтернативным производителям так и не удалось завоевать заметной доли на рынке, даже несмотря на недоработки R-Keeper, которых было множество. Беда системы, которую предлагала UCS, заключалась в необходимости буквально дописывать ее в ходе работы. «Доходило до того, что после установки интегратор еще месяц все настраивал и «вылавливал« ошибки», говорит руководитель ресторанного направления ГК «Конквест» (Новосибирск) Наталья Богатова. Впрочем, она оговаривается, что это беда всех российских программ. Вторая серьезная проблема ненадежность ресторанного ПО. «База выходила у нас из строя не один раз, при этом терялись все данные, бухгалтерии приходилось проделывать грандиозную работу, чтобы все восстановить», объясняет Наталья Богатова. ГК «Конквест» внедрила R-Keeper еще в 1998 году в пабе BeerMug, который впоследствии стал называться Old Irish, склад автоматизировали программой от UCS StoreHouse. Бухгалтерия в заведениях «Конквеста» автоматизирована на базе системы 1С. Незрелость российского ресторанного ПО отмечают все игроки. Конечно, появляются и новые версии с интересным функционалом, но, во-первых, по мнению рестораторов, у них зашкаливает цена, а во-вторых, их все равно приходится серьезно дорабатывать. Самописные системы тоже не выход из положения: собственный программист обходится рестораторам слишком дорого, и до достижения нужного результата проходит от трех до пяти месяцев, что тоже неприемлимо софт нужен здесь и сейчас. «Магического продукта, который бы смог решить все проблемы рестораторов и отвечал бы всем требованиям, не существует», говорит Наталья Богатова. Объясняется это тем, что системы пишут программисты, а рестораторы редко участвуют в разработке. В отрасли, где влияние человеческого фактора огромно (в некоторых случаях махинации работников «съедают» до трети прибыли заведения), это недопустимо. Потери от воровства в ресторанах настолько велики, что некоторые интеграторы идут на нестандартные акции. «Мы готовы предоставить систему автоматизации ресторатору бесплатно, если все прочие условия успешного бизнеса выполнены (концепция, местоположение и т. д.) и он будет готов отчислять нам те самые 30%, которые мы поможем ему дополучить«, обещает директор новосибирского филиала компании «Датакрат-С» Денис Рублевский. Западных решений на российском рынке попросту нет. Во-первых, адаптация для нишевого российского рынка будет стоить очень дорого: сказываются как различия в бизнес-процессах, так и другой менталитет работников. И система работы бухгалтерии, и правила списания товаров у российских и зарубежных рестораторов разнятся очень сильно. Даже если найдется предприятие, официанты и кассиры которого будут отлично знать английский язык и руководствоваться западными правилами, интеграция зарубежной системы с отечественным бухгалтерским продуктом станет такой головной болью для интегратора, что окажется проще дописать уже имеющийся «сырой» отечественный продукт. Сегодня рестораторы, как и все предприниматели, оценивают рентабельность своих предприятий задолго до открытия заведений, принимая в расчет множество факторов, в том числе и плюсы, которые им дают системы автоматизации. «Если проанализировать тенденцию прошлых лет, то можно отметить, что время принятия решения об автоматизации стремится к моменту составления бизнес-плана. Сегодня 99% точек общественного питания открываются уже автоматизированными», рассказывает Денис Рублевский. Как правило, интеграторы начинают работу по оптимизации и частичной автоматизации бизнес-процессов рестораторов примерно за 1,52 месяца до открытия заведения. По словам Дениса Рублевского, это происходит примерно на 70% объектов, остальные, менее расторопные рестораторы начинают работать с автоматизацией за неделю до открытия, а порой и за день. «Это обуславливается не столько нежеланием, сколько отсутствием возможности не каждый игрок ресторанного рынка может позволить себе паузу размером в два месяца между приемом персонала, оборудованием рабочих мест и открытием самого заведения», комментирует эксперт. Не автоматизируют свои точки, как правило, заведения «одного человека» или «семьи», когда на всех ключевых местах стоят доверенные люди. Но это единичные случаи. «В ресторанном бизнесе, в котором много степеней свободы, довольно сложно наладить учет вручную, говорит ресторатор Даниил Прицкау. Поэтому автоматизировать процессы нужно в любом случае.» Выбор R-Keeper Даниил Прицкау объясняет его широкой распространенностью в отрасли. Другие программы на новосибирском рынке скорее экзотика. «Персонал, который сегодня доступен на рынке, в основном обучен работать на системе R-Keeper, переучивать их на другие системы тратить время и деньги, считает Даниил Прицкау. Особых предпосылок к тому, чтобы переходить с R-Keeper на такие решения, как «Астор-Ресторан» или «Рарус-Ресторан«, нет». Ресторатор Денис Иванов говорит, что использует R-Keeper в News-cafe и «т. б. к. лонж» в качестве кассовой системы с самого открытия: «Это достаточно универсальная и разумная программа, без нее уже никто не работает. Автоматизировать или нет, конечно, зависит от оборота и специфики». Многие рестораторы не ограничиваются автоматизацией одной кассовой зоны. В ресторанах «Мехико» и «Академия Вкуса», например, используются системы вызова официантов (в «Мехико» с 2006 года, в «Академии Вкуса« с самого открытия декабря 2006-го). Чтобы вызвать официанта, посетитель нажимает кнопку на столе, а официант, закрепленный за этим столом, получает вызов на пейджер. «По-моему, гораздо удобнее, чем махать рукой», говорит Даниил Прицкау. Аналогичные системы используют и другие рестораны, такие как «Якитория». Еще одним перспективным направлением автоматизации господин Прицкау называет введение накопительной системы скидок, вроде той, которую используют «Ростикс» и «IL Патио». Технология подкладной печати помогает вводить такие мелочи, которые формируют стиль заведения. «Есть возможность печатать пречек (счет) просто на стандартной ленте, как это делает большинство ресторанов. Мы выполняем пречеки, используя в качестве основы плотные красивые карточки с реквизитами ресторана с трехцветной печатью в виде набросков мексиканской купюры. Казалось бы, мелочь, но именно это подтверждает уровень заведения», говорит Даниил Прицкау. В то же время интеграторы предлагают более продвинутые решения, например, мобильные блокноты официантов с беспроводным доступом к сети. «Официант заносит ваш заказ прямо в систему при помощи КПК и беспроводной технологии WiFi. Теперь не придется сначала записывать заказ на листочек, а потом вносить заказ в систему через терминал, который уже может быть занят другим официантом. В результате сокращается время на прием заказа, и, как следствие, ускоряется обслуживание посетителя», объясняет Денис Рублевский. Еще более продвинутая технология сенсорные дисплеи на каждом столе как с рекламой, так и с информацией о меню. «Клиент может получить раскрытую информацию об интересующем его блюде и на этой же панели оформить заказ», описывает технологию Денис Рублевский. Источник: Креативное обозрение на idea.ru