«В России слишком большой нереализованный потенциал разработчиков ПО»

В рамках программы поддержки региональной высокотехнологической экономики России (Local Software Economy, LSE) на базе Томского политехнического университета был открыт первый за Уралом Центр инноваций Microsoft, призванный объединить интересы государственных структур, представителей ИТ-индустрии и способных молодых программистов. Для официального подписания соглашения о партнерском сотрудничестве в Томск прибыл генеральный директор «Майкрософт Рус» БИРГЕР СТЕН, который в эксклюзивном интервью корреспонденту «КС» КСЕНИИ КАРТАШОВОЙ рассказал о потенциале отечественной ИТ-отрасли и надеждах, возлагаемых на нее американской корпорацией. — Microsoft много внимания уделяет работе с образовательными учреждениями, в первую очередь с вузами. Как вы оцениваете отдачу от этой работы? — Главная задача в нашей работе с вузами — улучшить качество образования, которое получают студенты. С тех пор, как мы начали двигаться в этом направлении, мы сделали многое. Я думаю, что сегодня есть люди, готовые к работе в индустрии информационных технологий и, более того, готовые к внедрению практических решений. Поэтому я оцениваю отдачу от наших образовательных проектов высоко. Следует отметить, что отдел образования для Microsoft очень важен, и число его сотрудников растет быстрее, чем в остальных подразделениях. Целью этого отдела не является увеличение доходов компании, скорее это инвестиции в будущее. Доходы от работы со школами составляют меньше процента нашего оборота. Мы видим свою задачу в увеличении в России числа высококвалифицированных пользователей ИТ. Мы также надеемся, что наши программы будут способствовать росту количества разработчиков ПО, ведь на сегодняшний день в России всего около миллиона человек, имеющих все навыки и знания для разработки коммерческого софта. Из них в ИТ-индустрии работают только 40 тыс. человек. Мы считаем, что это огромный нереализованный потенциал. Люди, задействованные сегодня в других сферах, могли бы разрабатывать продукт на экспорт. Таким образом, это было бы реальной возможностью снизить зависимость экономики страны от «нефтяных» денег. — Каких целей в рамках LSE вы планируете достигнуть в следующем году? — Официальное название LSE на русском — Программа поддержки локальной высокотехнологичной экономики России. Неофициально мы называем ее «народники«, потому что наши молодые специалисты путешествуют по стране и распространяют знания. Мы надеемся, что наши успехи все-таки будут лучше, чем у народников. Мы продолжим создание совместно с вузами Центров инноваций, сейчас их пять. Это важное партнерство, которое требует дальнейшего развития. Другая наша инициатива — Business Start, программа, направленная на тех, кто находится в самом начале своей карьеры. Мы провели довольно глубокий анализ причин, мешающих молодым предпринимателям, которые хотят организовать свой бизнес по производству софта в России. Безусловно, самое важное препятствие — это недостаток стартового капитала. Это некий парадокс, потому что в России в принципе очень много денег, но они сосредоточены в руках крупных компаний и не находят тех предпринимателей, которые имеют хорошие идеи и перспективы. На Западе инициаторы, подобные нам, называются «бизнес-ангелы». В России их пока очень мало. Мы хотим продолжать развитие в этом направлении. — Какие еще факторы препятствуют становлению начинающей софтверной компании? — Второй важный фактор — отсутствие «домашнего» рынка программного обеспечения, поэтому мы будем продолжать работу против пиратства. Мы уже добились многого, и это очень помогло местным разработчикам. Сейчас российские компании и население активно приходят с пиратского ПО на лицензионное. В то же время для небольших софтверных компаний, не имеющих финансовых средств и юристов для борьбы с «пиратством», эта проблема продолжает оставаться крайне острой. Именно для таких компаний мы разработали программу, в рамках которой все деньги, получаемые нами от выигранных судов, будут переводиться в фонд бесплатной юридической помощи независимым разработчикам, которые сегодня не могут самостоятельно противостоять «пиратам». С одной стороны, мы будем помогать им своими юристами и деньгами. С другой — «пираты» будут знать, что такой фонд существует, и их активность снизится, потому что наши юристы будут на стороне независимых разработчиков. — В какие затраты выливается для вашей компании деятельность по пропаганде лицензионного ПО? — На самом деле можно сказать, что весь наш маркетинг является пропагандой легального софта. Маркетинг практически любого нашего продукта направлен на объяснение преимуществ, которые получает клиент при приобретении этого программного обеспечения или решения. В «пиратской» версии не будет возможности апдейтов, останутся открытыми вопросы безопасности. — Как оцениваете свои успехи по борьбе с «пиратством» в России? — В России миграция с «пиратских» продуктов на лицензионные идет быстрее, чем в любой другой стране мира. Об этом говорят официальные данные аналитиков. Два года назад в IDC обозначили официальный уровень «пиратства» в России в 87%, год назад — 83%, в этом году — 80%. Это уже очень хорошо, в будущем году вряд ли этот процент сильно понизится. Абсолютный уровень «пиратства» высок, но это исторический аспект. Дело в том, что в подсчетах принимаются во внимание все компьютеры, которые находятся внутри России, и все копии софта — т. е. купленный три года назад «пиратский» продукт считается аналитиками до сих пор. Более корректно будет судить по проценту легального ПО, которое закупается сегодня в магазинах. Более половины компьютеров сегодня продается сразу с легальным софтом. Это большая победа для российских покупателей. — Как вы оцениваете итоги прошедшего финансового года для Microsoft в России? — Прошлый финансовый год был успешным. Мы достигли всех поставленных перед собой задач, и даже перевыполнили их. То, что продолжает нас волновать, — это «пиратство». К сожалению, еще остаются клиенты, которые покупают пиратский софт просто потому, что в их городе нет ни нашего партнера, ни представительства. И такая покупка может стать для них плохим опытом. Поэтому мы видим свою основную задачу в быстром распространении партнерской сети и сети представительств в России с тем, чтобы все наши клиенты могли своевременно получать поддержку с нашей стороны. Пока у нас 30 представительств по Федерации. В следующем году мы, вероятнее всего, сосредоточимся на более детальной работе в каждом городе. — Как распределяются в структуре компании доходы от разных направлений продаж? — На мировом уровне это выглядит так: 25–30% приходится на Windows, 35% — на пакет приложений Office, а остальное — на серверное ПО и бизнес-приложения. В России распределение похоже, разве что чуть выше доля Windows, несколько ниже доля Office, поскольку это наиболее часто подверженный «пиратскому» копированию продукт. Рост продаж Windows в ушедшем финансовом году в России составил порядка 80%, рост Office приближается к 100%. Мы очень довольны тем, как растут продажи серверных приложений. И нужно сказать, что рост вызван не тенденцией по переходу на легальное ПО, эти решения покупаются компаниями для развития своего бизнеса. Кроме того, бурно растут продажи продуктов на платформе Windows Mobile. — Насколько мне известно, в этом году начались продажи игровой приставки XBox, и в настоящее время в Microsoft формируется команда по продвижению этого продукта на рынок. — Не совсем так. Команда уже сформирована, ей даже скоро исполнится год. Она почти полностью состоит из бывших глав региональных представительств. Продажи не до конца локализованного продукта мы начали еще в феврале. Это было начало неофициальных продаж. А в октябре мы запустили продажу полностью российского XBox. — Как вы оцениваете потенциал отечественного рынка игровых приставок? Насколько он перспективен и конкурентен? — Конкуренция на этом рынке есть. К сожалению, мы немного опаздываем с выходом на него — здесь уже присутствует Play Station 2 от Sony и занимает хорошие позиции. С другой стороны, мы считаем, что те позиции, которые занимают наши конкуренты, — это мелочи по сравнению с общим объемом рынка. Мы все-таки вывели XBox на российский рынок до появления здесь Sony Play Station 3, и сейчас развернется интенсивная и интересная борьба. Российская молодежь очень заинтересована в компьютерах и играх, кроме того, нам благоприятствуют погодные условия в России — на мой взгляд, здесь можно полгода сидеть дома и играть в компьютерные игры. (Смеется.) Если серьезно, то, по нашим оценкам, возможность приобрести нашу игровую консоль за 10–12 тыс. руб. появляется у все большего количества семей в России, поэтому мы считаем, что перспективы рынка игровых приставок здесь очень высоки. В партнерстве с российскими компаниями мы собираемся активно переводить игры мировых производителей на русский язык, а также надеемся на то, что скоро появятся русские игры, которые будут выходить на нашей платформе. — Какие факторы, на ваш взгляд, влияют на развитие ИТ-индустрии в России в первую очередь? — Их достаточно много. Если говорить о нашем бизнесе, то, как я уже говорил, рост наших доходов связан с учащающейся легализацией программного обеспечения. Помимо этого, в России покупается все больше компьютеров — ежегодный рост 25–30%. Главная тенденция, которая сейчас порождает этот спрос, — модернизация российскими компаниями своего оборудования, инфраструктуры и программных решений. Также я бы отметил тот фактор, что ИТ-директора становятся полноправными членами команды топ-менеджеров на предприятии, они полностью отвечают за деятельность и безопасность ИТ-систем. Вообще, в последние два-три года произошли серьезные изменения в мировоззрении руководителей бизнеса с точки зрения значения информационных технологий для компании, и это не замедлило отразиться на всем ИТ-рынке. — В каком направлении будет развиваться российская ИТ-индустрия в дальнейшем? — Рост и выход на мировой рынок. Софтверный сегмент — удачный пример. Миллион потенциальных разработчиков против 40 тыс., работающих сегодня, — это даже слишком большой потенциал, его просто необходимо реализовать. Мы надеемся, что российский софт станет продуктом, который можно экспортировать на мировой рынок. И мы стремимся способствовать этому. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ