Счета обладминистраций могут повернуть вспять

18 февраля в Государственной думе обсуждалась возможность внесения поправок в Бюджетный кодекс. Региональные лидеры и их представители настаивают на возвращении местным администрациям права размещать свои счета в коммерческих банках. Эта проблема стоит практически перед всеми региональными бюджетами. Напомним, что в 90-х годах местные власти имели полномочия размещать свои счета в негосударственных банках. Но после вступления в силу Бюджетного кодекса (с 1 января 2000 года) процедура была централизована. В Новосибирской области это коснулось банка «Левобережный», который с 1997 года являлся уполномоченным банком обладминистрации.   Банк «Левобережный» потерял статус уполномоченного, но может сохранить бюджетные счета. Фото Михаила ПЕРИКОВА Банк «Левобережный» создан в 1991 году. Уставный капитал - 25,25 млн рублей. Контрольный пакет (52% акций) находится в собственности администрации Новосибирской области. Уполномоченным банком обладминистрации является с 1997 года. По итогам 9 месяцев 2001 года валюта баланса банка увеличилась до 768 млн (на 40% с начала года), балансовая прибыль в 3 раза превысила прибыль за весь 2000 год и составила 17 млн рублей. В октябре 2001 года прокуратура Новосибирской области потребовала закрыть счета в банке «Левобережный», так как бюджетные счета могут обслуживаться только в учреждениях ЦБ РФ и Федеральном казначействе. Схожее обращение было направлено и в областной суд. Прокуратура добивалась отмены ряда статей областного закона «Об уполномоченных банках» как противоречащих федеральному законодательству. Как сообщил корреспонденту «КС» старший помощник прокурора Андрей Фирдман, рассмотрение обращения прокуратуры по поводу аннулирования счетов должно было состояться в арбитражном суде Новосибирской области в 20-х числах января. Однако рассмотрение дела в арбитражном суде сначала было перенесено по просьбе ответчиков - обладминистрации и областного Совета. А в начале февраля прокуратура отказалась от иска в арбитражном суде, так как был утрачен предмет иска: договор банковского счета обладминистрации с банком «Левобережный» в настоящее время расторгнут. По этой же причине прокуратура, вероятно, откажется и от иска, поданного в областной суд. Но конфликт далек от завершения. Обладминистрация готова отказаться от уполномоченных банков. По словам начальника УФ и НП обладминистрации (и одновременно председателя совета директоров «Левобережного») Сергея Аксененко, «уполномоченного банка быть не должно и не будет». Вместе с тем областной начфин уверен: «Этот вопрос очень скользкий. Прокуратура некоторые вещи трактует неправильно, и мы сейчас опротестовываем это в Верховном суде». Дело в том, что в связи с переводом счетов в ЦБ и Федеральное казначейство перед администрациями возникли как минимум две проблемы. Во-первых, по словам господина Аксененко, счета в банках необходимы для получения кредитов, без которых региональная власть пока не может прожить. «В условиях дефицита бюджета мы будем брать кредиты, закрывать разрывы, - сообщил Сергей Аксененко. - Поэтому придется иметь отношения с банками». Другая проблема: ни РКЦ, ни казначейство, ни Сбербанк не могут полностью удовлетворить потребности всей Новосибирской области. «Жителю села все равно, есть у них отделения Центробанка или нет, - он знает, что ему Толоконский должен зарплату обеспечить. И он прав», - считает господин Аксененко. Кроме того, эти проблемы серьезно осложняют планы губернатора Виктора Толоконского по увеличению уставного капитала «Левобережного» для более активного кредитования проектов, поддерживаемых властью. На помощь региональным властям могут прийти федеральные депутаты. 18 февраля в Госдуме обсуждалась возможность внесения поправок в Бюджетный кодекс. Председатель думского комитета по бюджету Александр Жуков в беседе с журналистами согласился, что «в ряде регионов ЦБ не в состоянии обслужить массу бюджетных операций. Поэтому волей-неволей приходится привлекать коммерческие банки». Авторы поправок хотят, чтобы для обслуживания бюджетных счетов региона назначался банк, в котором более 50% принадлежит субъекту Федерации или муниципальному образованию. Но изменить нынешние нормы будет, по мнению Александра Жукова, непросто. По его словам, «ЦБ и Минфин беспокоит, что в случае принятия поправок остатки на счетах региональных бюджетов будут создавать большие трудности в регулировании макроэкономических процессов».Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ