«Судьбоносные» стройки

Строительный бум в Новосибирске примечателен не только статистикой, но и предметным составом: среди анонсированных, строящихся или готовящихся к сдаче новостроек велика доля градообразующих объектов — сооружений, чье появление оказывается «судьбоносным« для больших районов и даже для города в целом. Объектами их влияния становится не только планировочная структура, риэлтерский статус районов и уровень строительной индустрии, но и сферы, формально далекие от строительства, — покупательский трафик, режим работы бизнес-сообщества и, наконец, стиль жизни. Торговая недвижимость 2007 год принесет и увеличение офисной площади, и категориальный рост. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Большинство экспертов провозглашают самыми влиятельными крупноформатные торговые новостройки: торговые центры, пуск которых должен стать финальным аккордом 2007-го, не только существенно увеличивают суммарный метраж городской розницы, но и олицетворяют реалию, до того в Новосибирске не существовавшую, — шопинг-молл. Шопинг-моллы, обладающие гигантскими торговыми пространствами, стимулируют новый тип потребительского поведения — так называемый пролонгированный консюмеризм: цикл потребления товаров, развлечений и услуг, растянутый как минимум на три-пять часов. »2007-й — это, бесспорно, год моллов, — говорит директор торгово-развлекательного центра «Континент» Наталья Патрина. — «Мега», «Роял Парк«, наш »Континент-3« и «Мегас-2» — эффектный финал года. Но главное событие — это, конечно, «Мега«. Говорю об этом без всякой ревности — он объективно будет лидирующим. Думаю, это будет такое воспитующие лидерство».

В силу своего плоскостного объема торговые центры существенно не меняют архитектурный образ города. Исключение — «Роял-Парк», заполнивший собой овраг Ельцовки — ту композиционную брешь, которая так долго была головной болью архитекторов и городских властей. Вместе с оврагом под зданием «Роял-Парка» исчезает последняя преграда, зрительно отделявшая площадь Калинина от Красного проспекта — визуальная цепочка становится единой, без разрывов и брешей (с противоположной стороны их заполняет еще одна торговая новостройка 2007-го — ТЦ «Европа»). Таким образом, субцентр в районе площади Калинина практически срастается с центром «настоящим« — срастается и архитектурными объемами, и покупательским трафиком (который после запуска «Роял-Парка» должен вырасти в несколько раз). Будущее бизнеса В числе субъектов градообразования называют и новые бизнес-центры. 2007 год принесет и увеличение офисной площади, и категориальный рост. «Из офисной недвижимости я бы выделил «РосЕвроПлазу», «Гринвич» и «Кронос», — говорит директор по управлению недвижимостью строительного комплекса «СтройМастер« Тимофей Мельников. — Эти объекты должны стать олицетворением самого понятия »бизнес-центр« — по крайней мере до появления объектов еще более высокого уровня — подобных начатому этим летом комплексу Iron Hill». Однако у новых объектов есть и существенные недостатки. Например, беда «Кроноса» — непропорционально малый размер гостевой стоянки. «Пятнадцать машиномест на столь большое здание — это очень мало, — уверен руководитель проекта управляющей компании «Актор» Вадим Котовщиков. — Соответственно, Советская и окрестные улицы будут еще более загромождены автомобилями. Хотя, насколько мне известно, в изначальном проекте «Кроноса« была большая многоярусная стоянка. Почему эти планы не воплотились, мне непонятно».

Расходясь в оценках инфраструктурной роли офисных зданий, эксперты единодушны во мнении, что бизнес-новостройки меняют архитектурное реноме Новосибирска. В этом воздействии они существенно превосходят торговые центры: шопинг-моллы при всей своей величине — объекты плоскостные, «горизонтальные», двух-, трехэтажные — в силу этого они не столь явно меняют «физиономию» города. Напротив, каждое новое офисное здание становится зримым штрихом в городской панораме — буквально за полтора года силуэт Новосибирска существенно изменился. С архитектурно-технологических позиций большой интерес экспертов и участников рынка вызывает «Кобра» — детище компании «Труд». «Мне этот проект интересен еще и с профессиональной точки зрения, — говорит коммерческий директор группы компаний «Сибирские фасады« Наталья Сагайда. — Это первый в городе образец так называемой транспарентной архитектуры — здание фактически все состоит из стекла(стеклянные конструкции на заказ), из чередования прозрачных и тонированных витражей, минимум глухих плоскостей». Бизнес-центр «Кобра« имеет все шансы стать новейшим открыточным символом Новосибирска — в вечерней панораме светящаяся изнутри высотка должна смотреться очень эффектно. Причем, как подчеркивает Наталья Сагайда, у этой красоты есть и маркетинговая сторона: »Бизнес-центр с ярким, узнаваемым силуэтом более привлекателен для потенциальных арендаторов, чем образцы нейтрально-утилитарного офисного строительства, его архитектура становится марочным компонентом. «Кобра« — довольно странное название для делового здания, но в сочетании с архитектурной новизной получился довольно яркий словесно-визуальный образ — на рынке он будет выделяться, будет легко опознаваемым. Архитектура во всем мире служит инструментом брэндирования, это хорошая практика».

стеклянные конструкции на заказ

Директор маркетингового агентства «Фабер» Ирина Данцаранова примером архитектурного брэндирования называет бизнес-центр «Якутия». «Здание это очень необычное, неожиданное для Новосибирска, — объясняет она. — Одних эта странность восхищает, другим, напротив, категорически не нравится. Но, несомненно, город получил здание-знак. Знак эмоциональный, запоминающийся с первого раза при любом взгляде — с реки, с трассы, с воздуха». По концентрации архитектурно маркированных зданий лидирует компактная площадь у театра «Красный факел» — у «Кобры» плотный круг соседей. «Тридцатиэтажная офисная часть комплекса «Манхеттен» с точки зрения билдинг-брэндинга тоже неплохо проработана, — отмечает Наталья Сагайда. — Торговая часть комплекса слегка озадачивала цветовым решением, зато высотная выглядит достаточно «столично«. По крайней мере на макетах. Отлично, что в офисном строительстве наконец-то появились знаковые здания».

Архитектурную маркировку получают и зоны смешанного, сервисно-жилищного строительства. «Весьма эффектная площадка формируется у театра «Глобус», — отмечает Наталья Сагайда. — Там очень плотно сосредоточены рубежные для нашего строительного рынка объекты. Даже сравнительно малый объект — стеклянный шар-кафе, — это нечто большее, нежели «кафешная» архитектура в ее привычном понимании. Это здание, в котором поселится общепит, очень насыщено в инженерном плане — в нем применены теплозащитные технологии, интересная система освещения. Silver House за театром «Глобус» — тоже интересный объект. Этот модернистский дом работы архитектора Аксентюка очень хорошо вписался в пластический рисунок квартала — настолько, что сейчас «Глобус« уже непредставим без соседства с ним». Кстати, именно пластическая цельность отличает субцентр у «Глобуса» от площади Маркса, которая застраивается сверхинтенсивно. «Боюсь, площадь перестает существовать как единый планировочный образ, — говорит Наталья Сагайда. — Можно позитивно оценивать отдельные здания, возводящиеся на ней — например, вторую очередь ТЦ «Подсолнух«, работу архитектора Казакова, — но как единый инфраструктурный центр площадь Маркса очень сомнительна. В этом году уже очевидно, что застройка площади идет хаотично, без учета и композиционного контекста, и экономического. Площадь застраивается настолько плотно, что уже перестает выглядеть собственно площадью. Нужно продумывать и ансамбль, и синергетическую систему торговых центров. Но ни того, ни другого, по моим наблюдениям, не делается. В 2007 году композиционная проблема стала очевидна. Еще пара лет — и корректирующие меры будут неэффективны».

Повышаем этажность В жилищном секторе в разгаре процесс, который сами участники рынка называют технологической интенсификацией: растет доля жилых зданий, выполненных в монолите и системе «Куб-2,5», увеличивается средняя этажность жилой застройки. Освоен знаковый для города рубеж высотности — 24 этажа. Анонсированы или уже находятся в реализации около десятка проектов 24–25-этажных домов. Некоторое время корону рекордсменов будут носить 27-этажные дома-«близнецы», возводимые на улице Фрунзе и 26-этажка на улице Тургенева. И хотя общий рекорд высоты — преодоление стометровой отметки — достанется, скорее всего, офисному сектору, «акселерация« в жилищном строительстве очевидна. Как и экспансия каркасно-кирпичной системы «Куб-2,5». Самым активным ее приверженцем слывет холдинг «СтройМастер» — его «Нарымский квартал«, представляющий собой фактически один цельный 19-этажный дом-каре — самый крупный на сегодня объект, возводимый по технологии «Куб-2,5». В ближайшее десятилетие эта система вообще будет самой характерной для северо-западной зоны Новосибирска: после «Нарымского квартала» «СтройМастер» займется реконструкцией района, ограниченного улицами Плановая и Тимирязева. Именно на этом уголке Новосибирска холдинг планирует обкатать свой новый сервис — поквартальное расселение ветхого жилья. В принципе, первым подобным опытом «СтройМастера» было расселение «шанхая» под стройплощадку «Нарымского квартала». Однако случай Тимирязевского жилмассива интересен и иным масштабом, и сутью устраняемых объектов — тут девелоперам придется иметь дело не только с хрестоматийными «избушками«, но и со вполне капитальными двухэтажками сталинской постройки.

Пока опыт работы с этим типом жилья имеют лишь московские инвесторы. »От двух-, трехэтажных домов 40-х годов сейчас освобождаются окраины Южного административного округа, — рассказывает маркетолог московской компании «Аверс» Иван Сенин. — Царицыно, Красный Строитель, Щербинка. Эта практика, кстати, оказалась довольно конфликтной — большинство обитателей малоэтажных «немецких» микрорайонов очень неохотно расстаются со своим жильем, потому «дипломатическая« часть работы требует много сил — и финансовых, и моральных. Всякий девелопер, планирующий подобные работы в любом другом городе, тоже должен быть готов к издержкам такого рода». Впрочем, Москва уже не единственный город, где поквартальное расселение выделилось в особый вид сервиса — он активно развивается в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Уфе. В ближнем зарубежье преуспела Алма-Ата. В Новосибирске пионером этого сервиса может стать именно «СтройМастер»: компания уже предлагает услуги по расселению частного сектора другим строительным фирмам. За 2007 год в городе произойдет много перемен, множество новых черт появится в его среде, в образе жизни, в картине рынка. Но главные преобразующие объекты еще не начаты. «Если смотреть с макроуровня, то самой «судьбоносной» стройкой, стройкой десятилетия, безусловно должен стать третий мост через Обь, — объясняет свою точку зрения Вадим Котовщиков. — Уже сейчас составляются ситуационные прогнозы того, как этот мост и его приводная трасса изменят целые районы Новосибирска. Это новые центры деловой активности, новые планировочные узлы. Новый импульс для города в целом. Но весь вопрос в том, что будущность этого проекта до сих пор еще не ясна. С мостом по преобразующей роли может сравниться только Ипподромская магистраль — она тоже должна «потянуть» за собой городскую инфраструктуру. И она, в отличие от моста, уже материальна. Отчасти Ипподромская — это «репетиционный« объект: по ней можно будет оценивать градообразующую роль дорожного строительства. Впрочем, уже сейчас понятно по накалу ожиданий, что роль эта велика».

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ