Надзорные службы не хотят «ломать зубы» друг о друга

Круглый стол Федеральные надзорные органы нуждаются во взаимодействии, чтобы каждое из них выполняло свою работу максимально эффективно. Однако получить содействие другого ведомства не всегда удается. Кроме того, мешает недостаток информации — одна служба иногда не знает обо всех полномочиях другой. Поэтому руководители федеральных служб поддержали идею газеты «» о создании клуба по обмену информацией между ведомствами. На первом собрании руководители Федеральной миграционной службы и Федеральной антимонопольной службы познакомили представителей прессы и руководителей других надзорных органов с деятельностью своих управлений, а также обсудили проблему преодоления ведомственных барьеров. В ближайшее время диалог будет продолжен. Идея консолидации Руководитель Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области Юрий Звягинцев. Фото Михаила ПЕРИКОВА Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Сергей Гаврилов (на фото в центре). Фото Михаила ПЕРИКОВА                 Разговор руководителей федеральных надзорных ведомств начался с обсуждения идеи клуба руководителей государственных управлений. Александр Тимошенко, руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу по СФО: — В правоохранительных кругах есть неформальное объединение «Генеральский клуб», которое позволяет теснее сотрудничать различным ведомствам. По примеру того, как в рамках аппарата полномочного представителя президента была создана рабочая группа, которая объединила различные структуры для выполнения закона о противодействии легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Участники этой группы вели активную работу, часто проводили рабочие заседания. Именно эта группа и послужила прототипом создания клуба. Наши собрания помогают ведомствам эффективнее выполнять свою работу. Конечно, нельзя сказать, что все гладко, — до сих пор существуют серьезные ведомственные барьеры, и не одна служба «сломала зубы», пробуя получить информацию из других ведомств. Но в ходе нашего взаимодействия были выработаны инициативы по оптимизации ведомственного взаимодействия, которые будут предложены на рассмотрение депутатам Государственной думы. Ведомственные барьеры возникают еще и потому, что не все руководители точно знают, чем занимается то или иное ведомство — многие не имеют и предположения о тех полномочиях, которыми обладают ведомства. Миграционная служба обрастает полномочиями Юрий Звягинцев, руководитель Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области: — Федеральная служба была создана в современном виде в ноябре 2005 года. Приказом МВД России она образована путем слияния двух управлений — Управления по делам миграции и паспортно-визового Управления ГУВД Новосибирской области. В службе работают 430 человек. 200 человек — это аттестованные сотрудники, которые прикомандированы к МВД России. Миграционная служба Новосибирской области подчиняется напрямую ФМС России, которая в свою очередь находится в ведомстве МВД России. В будущем планируется создание самостоятельного министерства по миграции. Указом президента в марте были расширены возможности Федеральной миграционной службы (ФМС). Теперь она наделена полномочиями по нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, появилась возможность предоставлять в Минфин России предложения по формированию федерального бюджета в части, касающейся ФМС России. Помимо этого, ФМС наделена полномочиями по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере миграции. Данные полномочия существенно расширяют сферу нашей деятельности, они направлены на улучшение работы в области миграционной политики нашего государства. Основные задачи службы остаются прежними — это обеспечение населения паспортами, выдача разрешений на временное проживание, оформление гражданства, вида на жительство, регистрация иностранных граждан. Злободневное направление — это иностранная трудовая миграция. В 2006 году службой было выдано 8 тыс. разрешений на работу. Для сравнения: в текущем году за пять месяцев работы было принято 32 тыс. заявлений, а выдано 27 тыс. разрешений. Основной поток мигрантов идет из Узбекистана, Таджикистана, Киргизстана, а также Китая и Турции. Кроме того, в ведении миграционной службы находятся функции контроля за трудовой миграцией, формирование трудовой квоты. Так, в 2007 году правительством определено для работы в Новосибирской области почти 70 тыс. иностранных граждан ближнего зарубежья и 6 тыс. работников из дальнего зарубежья. Также на миграционную службу возложены дополнительные функции контроля за деятельностью предприятий, использующих иностранную рабочую силу с применением административных взысканий. По официальным данным, около 1200 предприятий в Новосибирской области используют труд наемных работников из зарубежья. За несоблюдение миграционного законодательства сейчас предусмотрены жесткие штрафные санкции — для юридических лиц 250–800 тыс. руб., для должностных лиц — 25–50 тыс. руб., а для физических лиц — 2–5 тыс. руб. Теперь работодателю проще зарегистрировать работника — это требует около 2 тыс. руб., — чем платить большие штрафы. Ужесточение наказания, а также упрощение оформления иностранной рабочей силы помогли сделать более легальным труд иностранцев. Например, в прошлом году было 30–40 тыс. нелегальных мигрантов. В этом году их число сократилось на 90–95%. Наши специалисты подсчитали, что в самое «горячее» время служба выдавала 1000–1200 разрешений на работу в день. Общая сумма, которую мигранты заплатили государству в этом году, составляет 32 млн руб. Еще одно направление работы миграционной службы — это выдача заграничных паспортов. В 2007 году будет поставлено новое оборудование для установки паспортов со специальными чипами. Такие паспорта будут выдаваться на десять лет, а не на пять, как это происходит сейчас. Первые такие паспорта будут выданы уже в сентябре-октябре. В 2006 году заграничные паспорта получили около 60 тыс. граждан. — Были ли какие-то изменения в работе миграционной службы? — Вносятся постоянные корректировки и изменения. Это касается и процесса работы и статуса. Например, планируется, что в ближайшее время служба выйдет из ведения МВД. Что касается улучшения процесса работы, то с 15 января этого года регистрация иностранных граждан носит уведомительный характер. Теперь иностранный гражданин может зарегистрироваться, просто направив бланк уведомления по почте. Это помогает избежать очередей. Как уже ранее упоминалось, упрощен порядок получения разрешения на работу гражданам, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы. Гражданин страны — участницы СНГ подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично, через организацию или через своего представителя. Вместе с заявлением представляются необходимые документы. Не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления выдается разрешение на работу или уведомление об отказе. Также упрощен порядок обращения с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Приказом МВД России от 28 декабря 2006 года N 1105 утвержден Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории РФ. Планируется, что к концу года будет создана учетная база всех граждан. Это поможет как технически отследить маршрут иностранного гражданина по стране, так и вести статистику. Например, в 2006 году Новосибирскую область посетили представители 56 стран мира. Кроме того, создана и функционирует информационная база данных выданных российских и заграничных паспортов граждан РФ, автоматизированная информационная система «Паспортный стол». В очень скором времени сюда добавится информация о выданных документах нового поколения. Ведение баз данных предоставляет возможность наиболее полно и оперативно получить информацию, требуемую при оформлении документов для граждан РФ. — С какими ведомствами служба ведет сотрудничество? — Тесно взаимодействует со всеми правоохранительными службами — Прокуратурой области, ГУВД области, УФСБ, Западно-Сибирским Управлением внутренних дел на транспорте, пограничным управлением ФСБ России в Новосибирской области, Управлением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Новосибирской области. Правоохранительными ведомствами принимаются совместные меры по стабилизации миграционной обстановки. Ежегодно разрабатываются и реализуются совместные планы взаимодействия, направленные на усиление иммиграционного контроля, проводятся оперативно-профилактические мероприятия. Также сотрудничает со службой судебных приставов в целях обеспечения надлежащего контроля за уплатой административных штрафов, с судами по выдворению иностранных граждан, нарушивших миграционное законодательство, с Управлением государственного пожарного надзора М России по обеспечению безопасности и миграционного контроля в сфере строительства. Кроме того, идет совместная работа со службой занятости, которая позволяет не только трудоустраивать иностранных граждан, но и обеспечить работой людей, переселенных по программе добровольного переселения. ФАС: 15 лет контроля Сергей Гаврилов, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области: — Федеральной антимонопольной службе (ФАС) — 15 лет. На сегодняшний день в стране действуют ФАС и ее региональные структурные подразделения — 73 территориальных управления. Функции, которыми должен быть наделен Федеральный антимонопольный орган, на протяжении всех 15 лет его существования неоднократно менялись. Первый российский закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в марте 1991 года. Все положения, касающиеся полномочий, функций, задач антимонопольных органов, были прописаны в нем. В 1992 году был принят закон «О защите прав потребителей», а в 1995 году — закон «О рекламе». Контроль за исполнением этих двух законов был возложен на антимонопольный орган. Тогда же вышел закон «О естественных монополиях», часть функций по закону была передана энергетическим комиссиям, а регулирование деятельности таких естественных монополий, как транспорт и связь, вменялось в обязанности антимонопольному ведомству. С 1998 года в связи с выходом ФЗ «О защите конкуренции на рынках финансовых услуг» данная сфера деятельности (кредитных, страховых, лизинговых организаций) также подверглась антимонопольному контролю. С упразднением Министерства и созданием на его базе Федеральной антимонопольной службы вопросы регулирования всех естественных монополий (в том числе и тех, которые были под нашим контролем) переданы новой Федеральной службе по тарифам. защитники это те кого уже развели и кто уже оплатил первый взнос)) отбивать бабло нужно ведь)) вот они и пытаются отмыть компанию от грязи, а то мало ли бараны (потенциальные потребители), вдруг, начнут думать)) Также с нас были сняты функции контроля за исполнением законодательства о защите прав потребителей. Сегодня Федеральная антимонопольная служба занимает одну из ключевых позиций среди министерств и ведомств, осуществляющих экономическую политику в Российской Федерации. Служба призвана обеспечивать децентрализацию экономических решений, свободу конкуренции на товарных рынках, рынке финансовых услуг, в сфере рекламной деятельности, а также контроль за размещением государственного и муниципального заказа. Хотя контроль над госзакупками не относится к собственно антимонопольному регулированию, занимаемся этим именно мы. И эта деятельность имеет большой эффект не только в плане экономии бюджетных средств, но и для развития конкуренции. ФАС напрямую подчиняется председателю правительства РФ. Подчинение службы премьеру является, на наш взгляд, самой оптимальной формой. ФАС имеет возможность каждодневно получать самую серьезную поддержку своих действий, вести серьезные дела и не допускать избирательного правоприменения. — Что находится в ведении УФАС? — Прежде всего задачей территориальных органов, и Новосибирского УФАС России в том числе, является осуществление антимонопольного регулирования на региональном уровне. В 2006 году антимонопольное ведомство, образно говоря, получило в руки новые федеральные законы: «О защите конкуренции» и «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», новый федеральный закон «О рекламе». Начато их активное применение на практике. Несмотря на то что федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» действует относительно недавно, он является одним из активно действующих. Это подтверждается хотя бы тем, что в наше Управление за весь 2006 год поступило и было рассмотрено 39 жалоб, а в 2007 году, по данным на 15 июня, поступило и рассмотрено 110 жалоб. При этом более 40% жалоб приходится на действия областных заказчиков, около 35% жалоб — на федеральных заказчиков, остальные 25% — на муниципальные. Ежедневно в Управление поступает до 10 жалоб на неправильно проведенные торги, на действия конкурсных комиссий. Типичное нарушение — это недопуск к участию в конкурсе. Конечно, треть жалоб необоснованны, но по 60% выдаются предписания об устранении нарушений. Количество поступивших жалоб нельзя однозначно рассматривать как свидетельство злоупотребления со стороны заказчиков. В нашей области около 500 муниципальных образований, большое количество муниципальных и государственных учреждений, так или иначе связанных с размещением заказов. В этой сфере задействованы сотни людей, не всегда имеющих навыки и опыт работы в проведении конкурсов. Ведь мало объявить конкурс и собрать желающих участвовать в нем, необходимо сделать это вовремя, в соответствии со сроком, указанным в законе, разместить на официальном сайте в сети Интернет, в СМИ, обоснованно оценить предложение каждого и определить, чье же предложение лучше. Выводы, содержащиеся в решениях Новосибирского УФАС России, являются своего рода методическими рекомендациями по применению закона, ведь в них отражаются все нарушения и недочеты, выявленные в ходе рассмотрения жалоб, даются рекомендации, как не допустить подобного в дальнейшем. За нарушение требований закона о размещении заказов предусмотрена административная ответственность в виде штрафов, минимальный размер — 10 тысяч рублей. Ответственность несут как заказчик, так и председатель конкурсной комиссии, а в некоторых случаях и непосредственно члены комиссии. В 2007 году решениями Новосибирского УФАС России отменено 25 конкурсов и запросов котировок. Еще одним направлением деятельности Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов можно считать контроль, проводимый за соблюдением порядка выделения земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, под жилищное строительство. Также наша задача — развить принципы конкуренции в лесном, водном, земельном законодательстве, чтобы ни одна компания, которой выделяются квоты на использование данных ресурсов, не могла занимать долю рынка более 35%. — С предприятиями каких отраслей вам приходится работать чаще всего? — Если говорить о том, хозяйствующие субъекты каких отраслей наиболее часто нарушают антимонопольное законодательство, то это по-прежнему традиционно компании, представляющие отрасли теплоэнергетики, железнодорожный транспорт, связь, строительный комплекс. Жалоб на их действия поступает больше всего. Немало нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления. Можно отметить, что специфика региона некоторым образом отражается на работе территориальных органов антимонопольной службы, усиливая определенную направленность антимонопольного контроля. Например, в экономике Алтайского края большую долю занимает сельское хозяйство. Именно там более активно проходят экономические процессы, и в этой сфере наши коллеги чаще выявляют нарушения антимонопольного законодательства. Новосибирск — центр СФО, он является крупнейшим мегаполисом. Спецификой нашей области можно считать и активность экономических процессов. Одним из направлений работы антимонопольных органов является контроль за экономической концентрацией. Сегодняшними тенденциями в этой сфере можно считать укрупнение групп лиц, нередко число участников превышает 50 юридических и физических лиц, перераспределение капитала внутри одной группы лиц, процессы слияния или поглощения одного бизнеса другим в непрофильной сфере: например, торговля может покупать производственные предприятия. Или наоборот, производственные предприятия приобретают активы предприятий непроизводственной сферы. — С какими ведомствами служба сотрудничает? — На сегодняшний день территориальные органы Федеральной антимонопольной службы осуществляют свою деятельность при тесном взаимодействии с более чем 20 различными органами государственной власти — это органы прокуратуры, налоговая служба, регистрационная служба, служба государственной статистики, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба по контролю в сфере связи, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и другие. Самые крупные и трудные вопросы в процессе работы, реализации возложенных задач решаются на стыке министерств и служб. Такое взаимодействие органов государственной власти необходимо и при пресечении нарушений антимонопольного законодательства. За пятнадцатилетний период деятельности антимонопольных органов с рядом федеральных органов исполнительной власти удалось сформировать взаимоотношения. Сложилась определенная практика совместных проверок, налажен информационный обмен. Взаимодействие территориальных органов Федеральной антимонопольной службы с органами прокуратуры сложилось еще на заре становления антимонопольной службы и осуществляется достаточно результативно. Как правило, это взаимообмен информацией, направления в органы прокуратуры информации по фактам нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных в процессе рассмотрения заявлений и уведомлений хозяйствующих субъектов, направление органами прокуратуры в УФАС материалов по признакам нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, это и проведение совместных проверок. В 2007 году нами с органами прокуратуры проведены две совместные проверки, материалы с результатами были направлены в том числе и в ФАС России, планируется продолжить эту работу. Положительный результат сотрудничества контролирующих органов очевиден: во-первых, полученная информация, а также привлечение сотрудников других структур в качестве экспертов позволяют формировать объективное мнение антимонопольного органа по той или иной проблеме, выносить выверенные решения, более качественно решать задачу пресечения нарушений антимонопольного законодательства. Во-вторых, в результате совместной деятельности предотвращаются нарушения не только антимонопольного законодательства, но и законодательства в целом. В-третьих, антимонопольные органы, участвуя в работе различных комиссий и советов, получают возможность наиболее эффективно повлиять на развитие отношений на товарных и финансовых рынках, направить их в русло закона, тем самым наиболее действенно решить возложенные задачи.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ